Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем . Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны . А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около сорока тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Никому не придёт в голову перебегать дорогу перед табуном несущихся лошадей, однако некоторые рискуют перебегать улицу на красный свет перед мчащимися машинами, не обращая внимания на угрожающую опасность. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Я считаю, что особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Построение работы по обучению ребёнка правилам дорожного движения должно проводиться по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята старшей группы: ведь большинство из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу. И здесь, главная проблема, на мой взгляд, невнимательность детей на дороге, не достаточно быстрая реакция при решении дорожных ситуаций, т. к. внимание у детей дошкольного возраста является рассеянным. Важно научить ребёнка сосредоточиться в нужный момент, адекватно оценить обстановку на дороге. Поэтому, я считаю, необходимо обучать детей правилам дорожного движения в комплексе с мероприятиями валеологического плана, а так же через все виды деятельности.
В своей работе я руководствовалась программами: «Программа по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Сечиной и Программа работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Приключения Светофора» с помощью которых, составила перспективное планирование по обучению детей правилам дорожного движения во всех возрастных группах, при этом использовала литературу:
- Э.Я.Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
- Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора»
- В.Р.Клименко «Обучайте дошкольников правилам движения»
- А.Линёв «Кто шагает в детский сад, кто шагает в школу»
- «Методические указания по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» и мн.др.
Перед началом работы в этом направлении я провела диагностику по мною разработанным критериям. Приложение №1 Затем, полученную путём анализа и диагностики информацию об обретённых навыках и умениях, использовала для повышения качества усвоения детьми умений и навыков по правилам дорожного движения, поставив перед собой следующие задачи:
- Научить ребёнка легко ориентироваться в пространственном окружении, быть внимательным;
- Научить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации;
- Научить осуществлять выбор, быть находчивым;
- Воспитывать у детей организованность, заботливое отношение к малышам, стремление оказывать друг другу помощь.
Эти задачи я осуществляю через все виды деятельности, т.е. стараюсь их широко включать в быт и деятельность детей и строю свою работу в таких направлениях:
- Формирование культуры и навыков поведения на улице;
- Ознакомление с окружающим миром;
- Организация игровой деятельности;
- Развитие речи;
- Ознакомление с художественной литературой;
- Обучение на занятиях.
Так же поставленные задачи я реализую через организацию
блочной системы обучения:
- в блоке специально организованного обучения;
- в блоке совместной деятельности педагога и ребёнка;
- в блоке самостоятельной деятельности детей. Приложение №2
Но основным методом работы педагога, я считаю создание богатой развивающей среды, стимулирующей детскую активность, т.е. предоставление ребёнку большого количества времени для свободного исследования интересующих его объектов, развитием у ребёнка координации, внимания, наблюдательности, реакции.
Для этих целей в группе я оборудовала центр по обучению детей правилам дорожного движения « Добрая дорога детства», где мы с детьми проводим занятия, используя макет улицы «Перекрёсток на столе», дидактические игры: «Транспортное лото», «Цветные автомобили», «Узнай и назови», «Найди свой цвет», «Три говорящих цвета», «Собери знак» и мн. др. Здесь же находятся плакаты по дорожной тематике, настольная «Дорожная азбука», атрибуты для игр на свежем воздухе по отработке практических навыков. С целью предотвращения детского травматизма я создала план - схему своего села « Мы шагаем в детский сад», с помощью которой дети изучают план местности и определяют безопасный путь в детский сад и домой. Приложение №3. Провела эксперимент, который включал в себя объединение нескольких развивающих зон: центр сенсорного развития (спирали, шарики различной фактуры, цвета и размера, различные мелкие предметы и т.п.) ; оздоровительный «островок» (коробочки с крупными и мелкими камешками, ребристые и ворсистые коврики, пробковые дощечки, мостики и т.д.) «музыкальную шкатулку» (муз. коробочки, муз. инструменты. ) и уголок живой природы, т.е.всё перечисленное выше - среди комнатных растений и обитателей живого уголка., Цель эксперимента тесно переплетается с задачами и направлениями моей работы и как результат - дети более смело преодолевают полосу препятствий (закаливающие процедуры), быстро и осторожно лавируют между комнатными растениями, при этом внимательно слушают и стараются точно выполнять мои указания (взять шарик и пустить его по спирали, подойти к барабану и стукнуть 1-2 р. и т. п.) Проблема решена - дети более внимательны, реакция достаточно быстрая. Так же в повседневной жизни я продолжаю знакомство детей с Правилами Дорожного Движения: 1 раз в месяц провожу интегрированные занятия по познавательному развитию и изодеятельности. 1 раз в неделю во время прогулок посещаем выносной автогородок для решения ситуаций по ПДД. Знакомлю детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Перекрёсток», «Пункт питания», «Место стоянки», «Пункт первой медицинской помощи», «Дети». Организуя сюжетно - ролевые игры совершенствую правила поведения пассажиров.
В своей работе широко использую инновационные технологии, а именно: проектирование, прогнозирование, модели, схемы, системный оператор (ТРИЗ), генетический подход к окружающим предметам (ТРИЗ), вопросы проблемного характера, отношение к событиям, предметам и поступкам по принципу китайской Монады, метод каталога описание Э.И.Кунце. Приложение №4
Реализую свою работу в тесной связи с родителями и сотрудниками ГИБДД через собрания, круглые столы, деловые игры, консультации, рекомендации, папки-передвижки, анкетирование, викторины, совместные развлечения « В сказочной стране Светофории» и др. физкультурные досуги «Красный, жёлтый, зелёный» и т.п.
Таким образом, я пришла к выводу, что совместная работа детского сада и родителей даёт положительные результаты. Но проанализировав данные диагностики стало ясно, что не полностью усваивают программу по ПДД в основном дети из неблагополучных семей, где им недостаточно уделяется внимание, т.е. дети, с которыми индивидуальная работа со стороны родителей не ведётся. Поэтому следует:
- больше привлекать к совместной деятельности малоактивных родителей;
- чаще посещать эти семьи для индивидуальных бесед и рекомендаций;
- привлекать родителей к выпуску стенгазеты «Уважай дорогу».