Информационные технологии на уроках татарского языка

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятием антонимы, уметь различать антонимы от  синонимов.
  2. Формировать умение применять антонимы в устной и письменной речи.
  3. Познакомить учащихся с видами словарей, прививать уважение к труду.

Оборудование: учебник Ф.Ф.Харисов, Ф.М.Хисамова, Л.Х.Латыйпова. Татарский язык. Учебник для учащихся татар 3 класса (четырёхлетней начальной школы с
русским языком обучения). Казань: - Магариф, 1998. мультимедиа ( слайды с текстом «Весна» в двух вариантах, словосочета- ниями, ребусами, рисунками, таблицами);
игрушки: Бикбатыр – кот, Биккуркак – заяц; толковый словарь С.И.Ожегова; татарско-русский словарь антонимов; выставка книг с произведениями А. Алиша.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами в необычном кабинете, на необычном уроке будем получать знания. А помощниками будут компьютер, Бикбатыр и Биккуркак (Бикбатыр – котенок, Биккуркак – зайчик). Эти герои прочитанной вами сказки А. Алиша.

Рисунок 1

II. Актуализация знаний.

Учитель: Бикбатыр и Биккуркак выполнили домашнее задание. У Бикбатыра хорошее насторение, а Биккуркак грустный. Давайте мы ему поможем, поднимем ему настроение. Внимательно посмотрите на экран и прочитайте. (Ученик читает текст Биккуркака.)

Весна.

Наступила весна. На небе светит солнце. Летают бабочки. Поют скворцы, соловьи, кукуют кукушки. Весна поднимает настроение.

Учитель: Ребята, о чем этот текст?

Дети: О весне. О природе.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли название текста содержанию?

Дети: Да, соответствует.

Учитель: Хорошо, а сейчас прочитаем текст, который составил Бикбатыр.(Ученик читает текст Бикбатыра.)

Весна.

Наступила теплая весна. На голубом небе светит яркое солнце. Летают белые, красные, желтые бабочки. В небе поют весёлые скворцы, задорные соловьи, кукуют одинокие кукушки. Долгожданная весна поднимает настроение.

Учитель: Ребята, а этот текст о чем?

Дети: Тоже о весне, о природе.

Учитель: Хорошо. А сейчас, ребят, внимательно прочитайте оба текста. (Дети читают.)

Учитель: Эти тексты похожи?

Дети: Да.

Учитель: Чем?

Дети: Названием рассказа, содержанием.

Учитель: Хорошо. А чем они отличаются?

Дети: У Бикбатыра рассказ красивее, ярче.

Учитель: А чем он красивее?

Дети: Бикбатыр включил в свой рассказ имена прилагательные.

Учитель: Правильно. Давайте вспомним, ребята, что же такое имя прилагательное?

Дети: Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Учитель: А какие признаки называют прилагательные?

Дети: Цвет, форму, размер, материал, вкус и т.д.

Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите на Биккуркака. Он всё в таком же настроении. Давайте мы ему поможем, вспомним морфологические особенности прилагательного в русском и татарском языках. Посмотрите внимательно на экран. Здесь словосочетания. (Ученик читает.)

новый стол – яңа өстәл
новыестолы – яңа өстәлләр

Учитель: Чем эти прилагательные отличаются?

Дети: Новый стол – в единственном числе, а новые столы – во множественном числе.

Учитель: А в татарском языке как, есть отличия у прилагательных мн.ч. и ед. ч.?

Дети: Прилагательное яңа – не имеет числа.

Учитель: Правильно. А в этих словосочетаниях? (Ученик читает.)

новыйстол – яңа өстәл
к новому столу – яңа өстәлгә
на новом столе – яңа өстәлдә

Дети: Прилагательное в русском языке изменяются по падежам.

Учитель: Определим падежи данних прилагательных.

Дети: Новый стол – И.п.; к новому столу – Д.п.; на новом столе – П.п.

Учитель: А в татарском языке прилагательное изменяется по падежам?

Дети: Нет. Яңа –прилагательное, не изменяется по падежам.

Учитель: Правильно. Как еще изменяются прилагательные в русском языке?

Дети: По родам.

Учитель: Определите род прилагательных. (Ученик читает.)

новый стол – яңа өстәл
новая книга – яңакитап
новоездание – яңабина

Дети: Новый стол – м.р; новая книга – ж.р; новое здание – с.р.

Учитель: А в татарском языке?

Дети: Яңа – прилагательное, не изменяется по родам.

Учитель: Мы с вами вспомнили, что в русском языке прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. А в татарском языке прилагательные не имеют категории рода, числа, падежа. (Параллельно заполняется таблица)

категории

прилагательные

русский язык

татарский язык

число

+

-

падеж

+

-

род

+

-

Рисунок 2

Учитель: Обратите внимание,ребята, на Биккуркака. Вы ему помогли вспомнить прилага- тельные, и у него поднялось настроение. И мы с вами можем позволить себе разминку.А так как мы с вами в необычном кабинете, на необычном уроке, и физминутка наша - необычная. Биккуркак и Бикбатыр составили для вас кроссворд. Вы должны отгадать их загадки и запол-нить кроссворд.

Рисунок 3

1. Сам алый, сахарный,

 

 

4. Маленькая собачка

Кафтан зеленый, бархатный.

 

 

Свернувшись лежит,

 (Арбуз – карбыз.)

 

 

Не лает, не кусает

2. На солнце я похожий,

 

 

И в дом не пускает.

И солнце я люблю,

 

 

(Замок – йозак,)

За солнцем поворачиваю

 

 

5. Стоят столбы белы,

Я голову свою.

 

 

На них шапки зелены.

(Подсолнечник – көнбагыш.)

 

 

(Береза – каен.)

3. Матушкой-весной я в платье цветном,

 

 

6. Я бел как снег,

Мачехой-зимой – в саване одном.

 

 

В чести у всех,

 (Черемуха – Шомырт.)

 

 

И нравлюсь вам,

 

 

Да во вред зубам.

 

 

 

(Сахар – шикәр.)

7. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.
(Роса – тамчы.)

III. Новая тема.

1. Объяснение новой темы.

Учитель: Вы справились с заданием Бикбатыра и Биккуркака. А какое ключевое слово спрятано?

Дети: Антоним.

Учитель: Правильно. Это тема нашего урока. А что же такое антоним? Вот как трактуется в словаре Ожегова С.И. слово антоним: Слово, противоположное по значению другому слову.

Ребята, внимательно посмотрите на рисунки и скажите, какие предметы даны?

(Диалог между учителем и учениками).

– Этот ботинок какой?

– Новый.

– А этот ботинок какой?

– Старый и т.д.

Рисунок 4

Учитель: В толковом словаре Ожегова С.И. дано толкование слова антоним. А есть специальные словари антонимов, словари синонимов как на татарском, так и на русском языках. (Учитель показывает словари). А теперь задумайтесь над именами наших друзей: Бикбатыр и Биккуркак. Какие эти слова (очень смелый – очень трусливый).

Дети: Это антонимы.

Учитель:Правильно. Имена - антонимы. Героями какой известной нам сказки являются Бикбатыр и Биккуркак?

Дети: .Сказка А.Алиша «Бикбатыр и Биккуркак»

Учитель: А еще какую сказку А.Алиаша мы читали с вами, где в названии есть антонимы?

Дети: «Мактанчык чыпчык белән тыйнак сыерчык». (Хвастливый воробей и скромный скворец.) . Чукмар белән Тукмар (Белый петух и черный петух.)

Учитель: Правильно. Творчество А.Алиша богато антонимами: хвастливый – скромный, белый – черный, смелый – трусливый.

1. Работа с учебником. Устно.( Стр. 104, упр. 224. Дети читают и к данным прилагательным подбирают антонимы). Проверка.

Шат – күңелсез. ( веселый – грустный и т.д.)

2. Работа в тетрадях. (Стр. 104, упр.225. Вместо многоточия ученики добавляют прилагательные – антонимы. Дети выполняют упр.самостоятельно.).

Проверка. Җәй эссе, ә кыш салкын. (Лето жаркое, а зима холодная и т.д.)

3. Физминутка. ( Дети рассказывают стихотворение, иллюстрируя его движениями)

Отдых наш – физкультминутка.

 

 

И под ноги не смотрите,

Занимай свои места:

 

 

Раз, два, раз, два!

Шаг на месте – левой, правой,

 

 

Руки в стороны держите,

Раз и два, раз и два!

 

 

Друг на друга посмотрите,

Прямо спину все держите,

 

 

Опустили руки вниз,

Раз, два, раз, два!

 

 

И на место все садись.

Учитель: Разгадаем ребусы. Что за слова – антонимы здесь спрятаны?

(Дети разгадывают ребусы)

Рисунок 5

Арык – симез (худой – толстый и т.д.)

Учитель: Хорошо. Ребята, у вас на партах карточки. В них отрывок из какой сказки А.Алиша?

Дети: Нечкәбил. (Нечкебиль)

Учитель: Сказка как заканчивается? Чему нас она учит?

Дети: Сказка заканчивается победой Нечкебиль в конкурсе. Сказка прививает любовь к своему труду и уважение к чужому.

Учитель: А как работала Нечкебиль, чтобы победить?

Дети: Внимательно. Красиво. Усердно. С любовью.

Учитель: Правильно. Ребята, вы тоже должны на уроках стараться и быть внимательными. Перед вами карточки трех цветов. У всех записан одинаковый текст. Выпишем все прила-гательные.

4. Работа с индивидуальными карточками.

(Ученики с желтыми карточками к выписанным прилагательным подбирают антонимы и пере-водят их на русский язык; ученики с зелеными карточками подбирают антонимы к выписан-ным прилагательным и составляют с ними словосочетания; ученики с красными карточками подбирают к прилагательным антонимы и составляют пять предложений. Дети работают в тетрадях.)

Рисунок 6

Проверка. Из каждой группы один учащийся зачитывает.

а) ерак – якын ( далекий – близкий)

б) таталы карбыз – ачы суган (сладкий арбуз – горький лук)

в) Тырыш кыз әнисенә булыша, ә ялкау малай йоклап ята. (Старательная девочка помогает маме, а ленивый мальчик спит.)

IV. Вывод.

Учитель: Хорошо, ребята, сегодня о чем мы говорили на уроке?

Дети: О прилагательных.

Учитель: Правильно. А с чем познакомились?

Дети: С антонимами.

Учитель: Правильно, ребята, и наши друзья вместе с нами многое узнали. А на будущее Биккуркаку какой дадим совет?

Дети: Если что-то не понял, надо обязательно переспросить. А еще быть внимательным на уроке.

Учитель: Правильно, ребята.

V. Дополнительный материал к уроку.

Учитель: А сейчас, ребята, наша постоянная рубрика “Словарная копилка”.

антонимы

прилагательные

синонимы

таза (толстый)

ябык (худой)

арык (тощий)

...

матур

...

...

кечкенә

...

...

татлы

...

...

җылы

...

Рисунок 7

(К данным прилагательным ребята подбирают антонимы и синонимы.)

VI. Заключение.

Учитель объясняет домашнее задание по группам: кто работал с желтыми карточками – упр.228, зелеными – упр.229, красными –упр. 231.

Оценки за урок (с комментариями).

Приложение