Цель:
- Познакомить учащихся с понятием антонимы, уметь различать антонимы от синонимов.
- Формировать умение применять антонимы в устной и письменной речи.
- Познакомить учащихся с видами словарей, прививать уважение к труду.
Оборудование: учебник Ф.Ф.Харисов, Ф.М.Хисамова, Л.Х.Латыйпова. Татарский язык.
Учебник для учащихся татар 3 класса (четырёхлетней начальной школы с
русским языком обучения). Казань: - Магариф, 1998.
мультимедиа ( слайды с текстом «Весна» в двух вариантах, словосочета- ниями, ребусами, рисунками, таблицами);
игрушки: Бикбатыр – кот, Биккуркак – заяц;
толковый словарь С.И.Ожегова; татарско-русский словарь антонимов;
выставка книг с произведениями А. Алиша.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами в необычном кабинете, на необычном уроке будем получать знания. А помощниками будут компьютер, Бикбатыр и Биккуркак (Бикбатыр – котенок, Биккуркак – зайчик). Эти герои прочитанной вами сказки А. Алиша.
Рисунок 1
II. Актуализация знаний.
Учитель: Бикбатыр и Биккуркак выполнили домашнее задание. У Бикбатыра хорошее насторение, а Биккуркак грустный. Давайте мы ему поможем, поднимем ему настроение. Внимательно посмотрите на экран и прочитайте. (Ученик читает текст Биккуркака.)
Весна.
Наступила весна. На небе светит солнце. Летают бабочки. Поют скворцы, соловьи, кукуют кукушки. Весна поднимает настроение.
Учитель: Ребята, о чем этот текст?
Дети: О весне. О природе.
Учитель: Как вы думаете, соответствует ли название текста содержанию?
Дети: Да, соответствует.
Учитель: Хорошо, а сейчас прочитаем текст, который составил Бикбатыр.(Ученик читает текст Бикбатыра.)
Весна.
Наступила теплая весна. На голубом небе светит яркое солнце. Летают белые, красные, желтые бабочки. В небе поют весёлые скворцы, задорные соловьи, кукуют одинокие кукушки. Долгожданная весна поднимает настроение.
Учитель: Ребята, а этот текст о чем?
Дети: Тоже о весне, о природе.
Учитель: Хорошо. А сейчас, ребят, внимательно прочитайте оба текста. (Дети читают.)
Учитель: Эти тексты похожи?
Дети: Да.
Учитель: Чем?
Дети: Названием рассказа, содержанием.
Учитель: Хорошо. А чем они отличаются?
Дети: У Бикбатыра рассказ красивее, ярче.
Учитель: А чем он красивее?
Дети: Бикбатыр включил в свой рассказ имена прилагательные.
Учитель: Правильно. Давайте вспомним, ребята, что же такое имя прилагательное?
Дети: Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.
Учитель: А какие признаки называют прилагательные?
Дети: Цвет, форму, размер, материал, вкус и т.д.
Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите на Биккуркака. Он всё в таком же настроении. Давайте мы ему поможем, вспомним морфологические особенности прилагательного в русском и татарском языках. Посмотрите внимательно на экран. Здесь словосочетания. (Ученик читает.)
новый стол – яңа өстәл
новыестолы – яңа өстәлләр
Учитель: Чем эти прилагательные отличаются?
Дети: Новый стол – в единственном числе, а новые столы – во множественном числе.
Учитель: А в татарском языке как, есть отличия у прилагательных мн.ч. и ед. ч.?
Дети: Прилагательное яңа – не имеет числа.
Учитель: Правильно. А в этих словосочетаниях? (Ученик читает.)
новыйстол – яңа өстәл
к новому столу – яңа өстәлгә
на новом столе – яңа өстәлдә
Дети: Прилагательное в русском языке изменяются по падежам.
Учитель: Определим падежи данних прилагательных.
Дети: Новый стол – И.п.; к новому столу – Д.п.; на новом столе – П.п.
Учитель: А в татарском языке прилагательное изменяется по падежам?
Дети: Нет. Яңа –прилагательное, не изменяется по падежам.
Учитель: Правильно. Как еще изменяются прилагательные в русском языке?
Дети: По родам.
Учитель: Определите род прилагательных. (Ученик читает.)
новый стол – яңа өстәл
новая книга – яңакитап
новоездание – яңабина
Дети: Новый стол – м.р; новая книга – ж.р; новое здание – с.р.
Учитель: А в татарском языке?
Дети: Яңа – прилагательное, не изменяется по родам.
Учитель: Мы с вами вспомнили, что в русском языке прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. А в татарском языке прилагательные не имеют категории рода, числа, падежа. (Параллельно заполняется таблица)
категории |
прилагательные |
|
русский язык |
татарский язык |
|
число |
+ |
- |
падеж |
+ |
- |
род |
+ |
- |
Рисунок 2
Учитель: Обратите внимание,ребята, на Биккуркака. Вы ему помогли вспомнить прилага- тельные, и у него поднялось настроение. И мы с вами можем позволить себе разминку.А так как мы с вами в необычном кабинете, на необычном уроке, и физминутка наша - необычная. Биккуркак и Бикбатыр составили для вас кроссворд. Вы должны отгадать их загадки и запол-нить кроссворд.
Рисунок 3
1. Сам алый, сахарный, |
|
|
4. Маленькая собачка |
Кафтан зеленый, бархатный. |
|
|
Свернувшись лежит, |
(Арбуз – карбыз.) |
|
|
Не лает, не кусает |
2. На солнце я похожий, |
|
|
И в дом не пускает. |
И солнце я люблю, |
|
|
(Замок – йозак,) |
За солнцем поворачиваю |
|
|
5. Стоят столбы белы, |
Я голову свою. |
|
|
На них шапки зелены. |
(Подсолнечник – көнбагыш.) |
|
|
(Береза – каен.) |
3. Матушкой-весной я в платье цветном, |
|
|
6. Я бел как снег, |
Мачехой-зимой – в саване одном. |
|
|
В чести у всех, |
(Черемуха – Шомырт.) |
|
|
И нравлюсь вам, |
|
|
Да во вред зубам. |
|
|
|
|
(Сахар – шикәр.) |
7. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает.
(Роса – тамчы.)
III. Новая тема.
1. Объяснение новой темы.
Учитель: Вы справились с заданием Бикбатыра и Биккуркака. А какое ключевое слово спрятано?
Дети: Антоним.
Учитель: Правильно. Это тема нашего урока. А что же такое антоним? Вот как трактуется в словаре Ожегова С.И. слово антоним: Слово, противоположное по значению другому слову.
Ребята, внимательно посмотрите на рисунки и скажите, какие предметы даны?
(Диалог между учителем и учениками).
– Этот ботинок какой?
– Новый.
– А этот ботинок какой?
– Старый и т.д.
Рисунок 4
Учитель: В толковом словаре Ожегова С.И. дано толкование слова антоним. А есть специальные словари антонимов, словари синонимов как на татарском, так и на русском языках. (Учитель показывает словари). А теперь задумайтесь над именами наших друзей: Бикбатыр и Биккуркак. Какие эти слова (очень смелый – очень трусливый).
Дети: Это антонимы.
Учитель:Правильно. Имена - антонимы. Героями какой известной нам сказки являются Бикбатыр и Биккуркак?
Дети: .Сказка А.Алиша «Бикбатыр и Биккуркак»
Учитель: А еще какую сказку А.Алиаша мы читали с вами, где в названии есть антонимы?
Дети: «Мактанчык чыпчык белән тыйнак сыерчык». (Хвастливый воробей и скромный скворец.) . Чукмар белән Тукмар (Белый петух и черный петух.)
Учитель: Правильно. Творчество А.Алиша богато антонимами: хвастливый – скромный, белый – черный, смелый – трусливый.
1. Работа с учебником. Устно.( Стр. 104, упр. 224. Дети читают и к данным прилагательным подбирают антонимы). Проверка.
Шат – күңелсез. ( веселый – грустный и т.д.)
2. Работа в тетрадях. (Стр. 104, упр.225. Вместо многоточия ученики добавляют прилагательные – антонимы. Дети выполняют упр.самостоятельно.).
Проверка. Җәй эссе, ә кыш салкын. (Лето жаркое, а зима холодная и т.д.)
3. Физминутка. ( Дети рассказывают стихотворение, иллюстрируя его движениями)
Отдых наш – физкультминутка. |
|
|
И под ноги не смотрите, |
Занимай свои места: |
|
|
Раз, два, раз, два! |
Шаг на месте – левой, правой, |
|
|
Руки в стороны держите, |
Раз и два, раз и два! |
|
|
Друг на друга посмотрите, |
Прямо спину все держите, |
|
|
Опустили руки вниз, |
Раз, два, раз, два! |
|
|
И на место все садись. |
Учитель: Разгадаем ребусы. Что за слова – антонимы здесь спрятаны?
(Дети разгадывают ребусы)
Рисунок 5
Арык – симез (худой – толстый и т.д.)
Учитель: Хорошо. Ребята, у вас на партах карточки. В них отрывок из какой сказки А.Алиша?
Дети: Нечкәбил. (Нечкебиль)
Учитель: Сказка как заканчивается? Чему нас она учит?
Дети: Сказка заканчивается победой Нечкебиль в конкурсе. Сказка прививает любовь к своему труду и уважение к чужому.
Учитель: А как работала Нечкебиль, чтобы победить?
Дети: Внимательно. Красиво. Усердно. С любовью.
Учитель: Правильно. Ребята, вы тоже должны на уроках стараться и быть внимательными. Перед вами карточки трех цветов. У всех записан одинаковый текст. Выпишем все прила-гательные.
4. Работа с индивидуальными карточками.
(Ученики с желтыми карточками к выписанным прилагательным подбирают антонимы и пере-водят их на русский язык; ученики с зелеными карточками подбирают антонимы к выписан-ным прилагательным и составляют с ними словосочетания; ученики с красными карточками подбирают к прилагательным антонимы и составляют пять предложений. Дети работают в тетрадях.)
Рисунок 6
Проверка. Из каждой группы один учащийся зачитывает.
а) ерак – якын ( далекий – близкий)
б) таталы карбыз – ачы суган (сладкий арбуз – горький лук)
в) Тырыш кыз әнисенә булыша, ә ялкау малай йоклап ята. (Старательная девочка помогает маме, а ленивый мальчик спит.)
IV. Вывод.
Учитель: Хорошо, ребята, сегодня о чем мы говорили на уроке?
Дети: О прилагательных.
Учитель: Правильно. А с чем познакомились?
Дети: С антонимами.
Учитель: Правильно, ребята, и наши друзья вместе с нами многое узнали. А на будущее Биккуркаку какой дадим совет?
Дети: Если что-то не понял, надо обязательно переспросить. А еще быть внимательным на уроке.
Учитель: Правильно, ребята.
V. Дополнительный материал к уроку.
Учитель: А сейчас, ребята, наша постоянная рубрика “Словарная копилка”.
антонимы |
прилагательные |
синонимы |
таза (толстый) |
ябык (худой) |
арык (тощий) |
... |
матур |
... |
... |
кечкенә |
... |
... |
татлы |
... |
... |
җылы |
... |
Рисунок 7
(К данным прилагательным ребята подбирают антонимы и синонимы.)
VI. Заключение.
Учитель объясняет домашнее задание по группам: кто работал с желтыми карточками – упр.228, зелеными – упр.229, красными –упр. 231.
Оценки за урок (с комментариями).