Цели:
- отработать и закрепить навыки вычислений на языке программирования Pascal;
- развивать умение обобщать и систематизировать информацию;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Задачи:
- отработать навыки обращения с математическими выражения в Паскале;
- развивать умение логически мыслить при поиске ошибок в действиях, требующих алгоритмический подход;
- развивать познавательный интерес учащихся; пробуждать желание к дальнейшему изучению информатики;
- учить применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
- развивать умение работать в группе, максимальную работоспособность и ответственность за свой труд.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: дидактический, раздаточный материал, проектор, табло, ПК с языком программирования Pascal, компьютерная тестовая программа.
Формы и методы:фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальный, наглядный, практический, беседа, исследовательский, репродуктивный проблемно-поисковый, закрепление.
Ход занятия
I. Орг.момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II. Постановка темы занятия.
1) Продолжить последовательность (слайд 1)
=> цифры => числа (в чем отличие цифр от числа?) => математика (профиль физико-математический) => что делают на математике? (считают) => математика – инструмент физики для вычислений.
2) Необходимо отгадать название одного из разделов информатики: начав движение с серого сектора, далее перемещайтесь по часовой стрелке на указанное в секторе число шагов (ПРОГРАММИРОВАНИЕ). (слайд 2)
- на нашем элективном курсе вычисляем с помощью языка программирования.
- Что такое программа? (способ записи алгоритма на машинном языке)
- Какой язык мы изучаем? (Pascal)
- тема занятия «Вычисления в Паскале» (записать в тетрадях и на доске). (слайд 3)
III. Постановка целей занятия. (слайд 4)
План занятия:
- игра «Аукцион» (повторение ранее изученного материала);
- математический фокус;
- тестирование с помощью специальной тестовой программы (подготовка к экзамену в форме ЕГЭ).
IV. Обобщение и систематизация.
1. Аукцион. (слайд 5)
Темы аукциона:
- Запись математических выражений на Паскале; (слайд 6)
- Запись на языке математики;
- Исправление ошибок;
- Составление фрагмента программы.
Информационное табло: (на раздвижной доске)
Лот |
I команда |
II команда |
III команда |
№1 (1-3 б) |
|
|
|
№2 (4-5 б) |
|
|
|
№3 (6-10 б) |
|
|
|
№4 (11-12 б) |
|
|
|
Итого |
|
|
|
Лот №1 (записать на языке программирования) 1-3 балла (слайд 7)
- ;
- ;
Лот №2 (записать на языке математики) 4-5 балла (слайд 8)
1) (abs (a)+2*sin(b))/(5.5*a); |
|
|
- > |
2) SQRT ((2*A+COS (ABS (3*A)))/3.56) |
|
|
- > |
Лот №3 (указать, допущены ли в следующих записях ошибки, если «да», то какие) (слайд 9-10) (приложение).
Лот №4 (составить фрагмент программы, реализующий следующие действия) 11-12 бал (слайд 11)
№1. Ввести А, В
Увеличить А в 20 раз
Уменьшить В в 34 раза
Напечатать А, В№2. Ввести А, В
Поменять местами содержимое ячеек
А и В (используя третью ячейку)
Напечатать результат
ФИЗ.МИНУТКА (слайд 12)
2. Математический фокус.
Задание (игра с одним из учеников):
Предложите кому-нибудь утроить число, являющееся его днем рождения. Затем предложите разделить полученное произведение на 9 нацело с остатком, полученное частное умножить на 3, а полученный остаток разделить на 3. Попросив, чтобы было объявлено это произведение и это частное, вы можете сказать, какого числа был день рождения этого человека. Для этого надо сложить два объявленных результата. Это число и дает ответ. (слайд 13)
Пример. Пусть у кого-либо день рождения 23-го числа некоторого месяца. Для угадывания этого числа надо последовательно выполнить следующие действия:
23 х 3 = 69,
69 = 9 х 7 + 6,
7х 3 = 21,
6:3=2,
21 + 2 = 23.
Мы получили, что 23 — день рождения.
Обоснование. Пусть днем рождения будет т-е число некоторого месяца. После умножения числа т на 3 получим число 3т, после деления числа 3т на 9 получим частное к и остаток р такие, что
3т=9к+р (*)
где р= 0, или р = 3, или р = 6. Из равенства (*) следует, что т = 3к + l, где l — 0, или l=1, или l=2. После умножения частного к на 3 будет объявлено число 3к, а после деления остатка р на 3 будет объявлено число l, т.е. действительно для угадывания дня рождения необходимо сложить объявленные числа:
т =3к +l.
Продемонстрировать фокус с использованием компьютера. Для этого следует разобрать программу (файл FOKUS.EXE).
program fokus; |
Продемонстрировать ее выполнение.
V. Итог.
1) Выводы учащихся;
2) Тестирование (решения можно записывать в тетради)
Задания:
№1.В качестве переменной не может быть…
- Z756
- 756C
- ZERO
- A4
№2.Чему будет равно B в результате выполнения приведенного фрагмента программы?
A:=10;
B:=A*2+9;
A:=A+B;
B:=A;
- 49
- 19
- 39
- 10
№3.Какое выражение записано неверно?
- -2*SIN (-3
- COS (0)
- EXP (1)
- +5-8
№4.Оператор WRITELN() отличается от оператора WRITE() тем, что
- после вывода информации осуществляет перевод на новую строку
- выводит информацию через точку с запятой
- выводит все слова в столбик
- ничем не отличается
№5.Оператор присвоения выглядит следующим образом
- <=
- =>
- =
- :=
Оценивание: |
|
Оценка |
Количество ошибок |
5 |
0 |
4 |
1-2 |
3 |
3-4 |
2 |
5 |
Оглашение оценок. Анализ ответов.
VI. Д/З.
1) Продумать простейший математический фокус (например, загадать число, прибавить к нему 10, вычесть 3, прибывать к результату еще 15 и отнять задуманное число, увеличить разность на 2 и результат разделить на 3. У вас получилось 8) x+10-3+15-x=22+2=24/3=8
2) составить программу по его реализации на компьютере.
VII. Резерв.
Составить программу к рассмотренному примеру выполнения д/з.