Цели:
- Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных.
- Формирование компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими), самоорганизации (умение ставить цели, планировать), самообразования (готовность конструировать).
- Формирование представлений о современной естественно-научной картине мира.
Оборудование: карточки-задания по теме: «Основные закономерности эволюции», таблицы «Основные ароморфозы в растительном и животном мире», «Идиоадаптации в растительном и животном мире», «Примеры дегенерации в органическом мире», электронное учебное издание «1С: Образование 3.О» Основы общей биологии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
А. Самостоятельная работа в группах по карточкам:
Карточка №1
Перечислены названия и биологические явления:
А-утконос |
|
|
Б-археоптерикс |
|
|
В-стегоцефал |
|
|
Г-латимерия |
Д-ланцетник |
|
|
Е-зверозубые ящеры |
|
|
Ж-эвглена |
|
|
З-псилофиты |
И-ехидна |
|
|
К-атавизм |
|
|
Л-рудимент |
|
|
М-ароморфоз |
Н-аналогичные органы |
|
|
О-гомологичные органы |
|
|
П-идиоадаптация |
|
|
Р-дегенерация |
Определите:
А) К каким явлениям из перечисленных относятся:
- образование хобота у слона;
- возникновение постоянной температуры (теплокровности) у млекопитающих;
- утрата органов пищеварения у паразитических червей-цепней;
- рождение хвостатых людей;
- зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;
- сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы;
- внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки;
Б) Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:
- между растениями и животными;
- между позвоночными и беспозвоночными;
- между рыбами и земноводными;
- между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими,
В) Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам:
- между рыбами и земноводными;
- между пресмыкающимися и птицами;
- между пресмыкающимися и млекопитающими;
- между водорослями и папоротникообразными.
Б. Обобщение работы:
Все ли термины вы использовали в своей работе? Попробуйте проанализировать их названия и определить, что они означают, соотнесите их с оставшимися в списке явлениями.
В. Формулировка темы и задач урока.
3. Изучение новой темы.
А.Подготовка к восприятию материала.
Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменения условий среды часто приводит к исчезновению у видов одних и появление других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида, называют биологическим прогрессом. В настоящее время биологический прогресс наблюдается у покрытосеменных растений, а среди животных – у насекомых, костистых рыб, птиц и млекопитающих. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающиеся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами. Изучение особенностей эволюции крупных надвидовых групп (макроэволюции) позволило выделить три главных направления, которые ведут к биологическому прогрессу: ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию. Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана российским ученым-эволюционистом А.Н.Северцевым в 1925 г.
Б. Сообщение ученика: «Жизнь и деятельность А.Н.Северцева».
В.Самостоятельная работа в группах.
Задания:
- 1 группа: Используя п.42 учебника, электронное учебное издание «Основы общей биологии» «1С: Образование 3.О», объясните, что такое ароморфоз, проиллюстрируйте свою работу примерами из мира растений и животных.
- 2 группа: Используя п.42 учебника, электронное учебное издание «Основы общей биологии» «1С: Образование 3.О», объясните, что такое идиоадаптпция, проиллюстрируйте свою работу примерами из мира растений и животных.
- 3 группа: Используя п.42 учебника, электронное учебное издание «Основы общей биологии» «1С: Образование 3.О», объясните, что такое дегенерация, проиллюстрируйте свою работу примерами из мира растений и животных.
Г. Отчет учащихся о проделанной работе.
4.Обобщение материала, комментарии учителя.
5. Закрепление в виде проверочной работы.
А. Замените выделенные слова в утверждениях термином.
- Адаптации широкого значения, полезные организмам в самых разнообразных условиях среды, повышают общую жизнестойкость организмов. (Ароморфозы).
- Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обуславливают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов. (Идиоадаптации)
- Упрощение строения организмов путем утраты отдельных органов обеспечивает виду возможность вхождения в новую среду. (Общая дегенерация).
Б. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?
Заполните таблицу.
- Ячеистые легкие у рептилий;
- Первичная кора головного мозга у рептилий;
- Голый хвост у бобра;
- Отсутствие конечностей у змей;
- Отсутствие корней у повилики;
- Отсутствие потовых желез у собак;
- Образование ластов у моржей;
- Молочные железы у млекопитающих;
- Появление семян у голосеменных;
- Появление зацепок на плодах лопуха;
- Отсутствие кровеносной системы у цепней.
Ароморфозы |
Идиоадаптации |
Дегенерация |
|
|
|
Б. Индивидуальная работа с использованием тренажера («1С: Образование 3.0» Основы общей биологии).
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: п. 42, записи в тетради, термины, вопросы после параграфа.