Основные направления эволюции

Разделы: Химия, Биология


Цели:

  • Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных.
  • Формирование компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими), самоорганизации (умение ставить цели, планировать), самообразования (готовность конструировать).
  • Формирование представлений о современной естественно-научной картине мира.

Оборудование: карточки-задания по теме: «Основные закономерности эволюции», таблицы «Основные ароморфозы в растительном и животном мире», «Идиоадаптации в растительном и животном мире», «Примеры дегенерации в органическом мире», электронное учебное издание «1С: Образование 3.О» Основы общей биологии.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

А. Самостоятельная работа в группах по карточкам:

Карточка №1

Перечислены названия и биологические явления:

А-утконос

 

 

Б-археоптерикс

 

 

В-стегоцефал

 

 

Г-латимерия

Д-ланцетник

 

 

Е-зверозубые ящеры

 

 

Ж-эвглена

 

 

З-псилофиты

И-ехидна

 

 

К-атавизм

 

 

Л-рудимент

 

 

М-ароморфоз

Н-аналогичные органы

 

 

О-гомологичные органы

 

 

П-идиоадаптация

 

 

Р-дегенерация

Определите:

А) К каким явлениям из перечисленных относятся:

  1. образование хобота у слона;
  2. возникновение постоянной температуры (теплокровности) у млекопитающих;
  3. утрата органов пищеварения у паразитических червей-цепней;
  4. рождение хвостатых людей;
  5. зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;
  6. сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы;
  7. внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки;

Б) Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:

  1. между растениями и животными;
  2. между позвоночными и беспозвоночными;
  3. между рыбами и земноводными;
  4. между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими,

В) Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам:

  1. между рыбами и земноводными;
  2. между пресмыкающимися и птицами;
  3. между пресмыкающимися и млекопитающими;
  4. между водорослями и папоротникообразными.

Б. Обобщение работы:

Все ли термины вы использовали в своей работе? Попробуйте проанализировать их названия и определить, что они означают, соотнесите их с оставшимися в списке явлениями.

В. Формулировка темы и задач урока.

3. Изучение новой темы.

А.Подготовка к восприятию материала.

Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменения условий среды часто приводит к исчезновению у видов одних и появление других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида, называют биологическим прогрессом. В настоящее время биологический прогресс наблюдается у покрытосеменных растений, а среди животных – у насекомых, костистых рыб, птиц и млекопитающих. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающиеся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами. Изучение особенностей эволюции крупных надвидовых групп (макроэволюции) позволило выделить три главных направления, которые ведут к биологическому прогрессу: ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию. Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана российским ученым-эволюционистом А.Н.Северцевым в 1925 г.

Б. Сообщение ученика: «Жизнь и деятельность А.Н.Северцева».

В.Самостоятельная работа в группах.

Задания:

  • 1 группа: Используя п.42 учебника, электронное учебное издание «Основы общей биологии» «1С: Образование 3.О», объясните, что такое ароморфоз, проиллюстрируйте свою работу примерами из мира растений и животных.
  • 2 группа: Используя п.42 учебника, электронное учебное издание «Основы общей биологии» «1С: Образование 3.О», объясните, что такое идиоадаптпция, проиллюстрируйте свою работу примерами из мира растений и животных.
  • 3 группа: Используя п.42 учебника, электронное учебное издание «Основы общей биологии» «1С: Образование 3.О», объясните, что такое дегенерация, проиллюстрируйте свою работу примерами из мира растений и животных.

Г. Отчет учащихся о проделанной работе.

4.Обобщение материала, комментарии учителя.

5. Закрепление в виде проверочной работы.

А. Замените выделенные слова в утверждениях термином.

  1. Адаптации широкого значения, полезные организмам в самых разнообразных условиях среды, повышают общую жизнестойкость организмов. (Ароморфозы).
  2. Частные приспособления организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды обуславливают появление в процессе эволюции разнообразия форм организмов. (Идиоадаптации)
  3. Упрощение строения организмов путем утраты отдельных органов обеспечивает виду возможность вхождения в новую среду. (Общая дегенерация).

Б. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?

Заполните таблицу.

  1. Ячеистые легкие у рептилий;
  2. Первичная кора головного мозга у рептилий;
  3. Голый хвост у бобра;
  4. Отсутствие конечностей у змей;
  5. Отсутствие корней у повилики;
  6. Отсутствие потовых желез у собак;
  7. Образование ластов у моржей;
  8. Молочные железы у млекопитающих;
  9. Появление семян у голосеменных;
  10. Появление зацепок на плодах лопуха;
  11. Отсутствие кровеносной системы у цепней.

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

 

 

 

Б. Индивидуальная работа с использованием тренажера («1С: Образование 3.0» Основы общей биологии).

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание: п. 42, записи в тетради, термины, вопросы после параграфа.