Цель урока: Формирование целостного представления об одной из интересных и злободневных проблем современного мира – парниковом эффекте, его проявлении; возможных экологических, экономических и социальных последствиях; а также о попытках мирового сообщества предотвратить изменение климата.
Задачи урока:
- формирование умения учащихся работать с различными источниками информации и представлять ее в печатном варианте (в виде страниц журнала);
- формирование умений и навыков работать в сотрудничестве;
- формирование умения учащихся делать презентацию по выбранному разделу темы и представлять ее;
Форма урока: интегрированный урок с использованием метода проектов в интерактивном режиме, научно-познавательная игра для учащихся 11 классов.
Продукт:
- Создание журнала «Парниковый эффект – глобальная экологическая проблема»;
- Создание компьютерных презентаций по темам:
- «Причины парникового эффекта»;
- «Как выражается глобальное потепление»;
- «Возможные положительные последствия парникового эффекта»;
- «Возможные отрицательные последствия парникового эффекта»;
- «Может ли человек повлиять на изменение климата?»
Регламент: Принцип жесткого хронометража – на выполнение заданий отводится строго ограниченное время. За соблюдением графика следят руководители групп.
План подготовки и проведения интерактивного урока:
- Создание оргкомитета.
Состав: - заместитель директора по научно - методической работе;
- учителя:
- химии;
- географии;
- информатики и ИКТ;
- экологии;
- технологии;
- физики;
- немецкого языка.
- Работа оргкомитета над созданием пакета заданий (разработка тем).
- Проведение организационного собрания с учащимися.
- За день до урока проводится организационное собрание с учащимися и преподавателями о том, чему посвящён урок, как он будет проходить, что должно стать результатом работы.
- Учащиеся делятся на 5 групп (6-7 человек в каждой), важно, чтобы группы были сформированы из разных классов параллели, определяется руководитель группы.
- Сообщаются темы проектов учащимся, над которыми им предстоит работать.
- Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности в группе.
- Группа за день должна собрать максимум информации по заявленным темам на основе различных источников информации (книги, Internet, статьи из газет и журналов, интервьюирование научных сотрудников Института биологии Коми НЦ УрО РАН)
- В каждой группе выбираются: фотокорреспонденты, журналисты, учащиеся, которые будут готовить на уроке компьютерную презентацию.Большая роль отводится руководителю группы как координатору работы учащихся.
- В течение дня учащиеся собирают материал по предложенным темам
- Проведение интегрированного урока в интерактивном режиме.
К началу урока в вестибюле лицея вывешивается план работы в этот день; полный перечень кабинетов для работы; «места работы групп» с информацией в компьютерном классе; списки групп с руководителями.
Урок проводится в интерактивном режиме в течение двух дней:
- 1 день – с 13.30 до 15.00
- 2 день – с 9.00 до 15.00.
В первый день в ходе жеребьёвки определяются составы групп, темы работы групп, выдаются листы инструктажа, где указано, на что обратить внимание при работе.
На первом этапе учащиеся вместе с руководителем в течение 2 часов выходят в Интернет, подбирают литературу в библиотеке по данной теме, поскольку конкретных вопросов по теме урока они не знают.
В начале второго дня был проведен инструктаж о дальнейшей работе и жеребьевка, где были определены разделы темы.
На данном этапе работы происходит:
- Поиск, отбор и обработка полученной информации и материалов по разделам темы. Кроме этого, учащиеся одной из групп взяли интервью у кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Института биологии Коми НЦ УрО РАН Е.Н. Патовой, занимающейся изучением проблемы потепления климата.
- Создаётся банк идей - учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов обработки и презентации собранной информации и материала.
- Анализируются идеи.
- Создаются презентации.
- Происходит написание и оформление собранного материала в виде страницы журнала в редакторе Word.
- Учащиеся готовятся к защите проекта.
На третьем этапе происходит представление докладов, сопровождающихся показом презентаций. Для представления результатов работы был задан регламент и отведено время на вопросы и ответы (10 минут).
Жюри оценивало работу групп по оценочным листам (см. приложение). Учащиеся за урок получили 2 оценки по предметам: экология, информатика и ИКТ. При подведении итогов членами жюри учитывалось создание презентации и оформление страниц журнала согласно предъявленным требованиям, владение материалом, умение представить его и умение отвечать на вопросы членов жюри.
При проведении интегрированных уроков в лицее стало традицией проведение рефлексии для учащихся - участников урока и для учителей. Учащиеся отвечали на вопросы:
- Что дало вам участие в интегрированном уроке?
- Ваши впечатления от совместной работы.
- Ваши предложения о целесообразности проведения подобных уроков.
Учащиеся делились своими впечатлениями о совместной работе в группах – были даны позитивные отклики об этой форме проведения урока. Для детей оказалось важным, что они работали в группах не только со своими одноклассниками, но и с ребятами из параллельного класса и эта работа оказалась плодотворной; а также то, что тема урока оказалась не просто интересной, но и касающейся нашей повседневной жизни – ведь проблема изменения климата волнует всех. Значимым и приятным для детей оказалось и то, что их работе была дана высокая оценка одним из членов жюри - заместителем декана химико-биологического факультета СыктГУ, к.б.н. Юраневой И.Н.
По окончании интегрированного урока среди учителей – руководителей групп были также подведены итоги работы, в которых были определены положительные стороны этой формы учебной деятельности и выявлены аспекты, требующие своего совершенствования.
С методической точки зрения цели и задачи интегрированного урока были реализованы полностью. Работа в группах шла «на одном дыхании», так как это было интересно, необычно и увлекательно. Ученики сотрудничали не только друг с другом, но и с педагогами. Важным оказалось ощущение связи с жизнью. Подобная форма творческой работы очень важна, так как позволяет включиться в образовательный процесс каждому ученику.
Приложение вы можете получить у автора статьи.