Внеклассное мероприятие по химии "В поисках философского камня"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цели:

  • закрепить и обобщить знания учащихся по изученной главе, умение применять знания, полученные на уроке;
  • формировать навыки коллективной работы;
  • воспитывать потребность во взаимопомощи;
  • развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Действующие лица:

1. Ведущий.
2. Доктор алхимии Магнус.
3. Ученики Магнуса.
4. Химиум царь «моря знаний».
5. Абориген.

Оборудование и материалы:

Карта «Химикон», карточки с заданиями на конкурс капитанов, карта  на конкурс «Позвони, мне позвони», карта на конкурс «поэтический»,  реактивы для проведения опытов, карты с изображением острова, «сундук со знанием» – вырезанные из плотного картона.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Выходит ведущий.

Ведущий: Сказанье старины глубокой, преданье давно минувших лет. Представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и находимся сейчас... в XIII веке. Именно тогда алхимия особенно процветала. Перед нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии Магнуса, потомка великого Альберта Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями. Итак, слово доктору алхимии.

Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии и два его ученика. Звучит музыка.

Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Нужно скорее получить философский камень (проводит опыты).

Опыты: «Извержение вулкана», «волшебный камень» (Приложение 1)

Алхимик: О наконец-то! О чудо, вот оно. А теперь немедленно в путь, необходимо спрятать его… (уходит под тревожную музыку).

Ведущий: С тех пор, ни великого Магнуса, ни философского камня никто не видел. Однако, известно, что камень он спрятал на островах расположенных рядом с материком «Химикон».

Выносится карта, нарисованная на ватмане.

Чтобы определить правильный путь, а точнее название острова, капитанам команд необходимо выполнить следующее задание:

1. Конкурс капитанов

Капитанам команд раздаются карточки с заданиями.

Задание:

Из приведенных ниже формул соединений, выберите формулы оксидов неметаллов и выпишите соответствующие им буквы – из которых, затем составьте  название острова.

СаО

Ш H2SO3 Д

Mg

Л

CO

Т HNO2 И AgNO3 Б
Н2СО3 Р Al О

KClО3

Р MgО И BaO В SO3 В
Сu К PbS К Cl2O7 И HNO3 Л HCl Ц

CuSO4

Р
BaCl2 А N2O5 П Na2O Т Р2О5 Р KCl П NO А
CO2 С FeO А H2S И HgS И H2O О CaCO3 О

CuO

Т H2SO4 И Na Б K А FeCl3 Р N2O К

Ответ: остров Спиртовка.

Пока капитаны команд выполняют задание на сцене: «Последний писк химической моды» - выходят ребята под музыку, наряженные в костюмы связанные с химией.

Ведущий: Итак, капитаны определили, на каком острове спрятан философский  камень. Но, чтобы добраться до него, как вы видите  по карте командам  необходимо пересечь «море знаний», а для этого нужен  корабль.
Но, где нам взять его? А я подскажу нужно позвонить какому-нибудь «морскому волку». Объявляется следующий конкурс «Позвони, мне позвони». За правильный номер телефона команда получает «сундук со знаниями».

2. Конкурс «Позвони, мне позвони»

Номер телефона – формулы солей образованные одноосновными кислотами.

8 – AgNO3
6 – K2SO4
1 – MgCO3
9 – CaCl2
0 – NaBr
4 – HgS
6 – AgI
8 – K2S
9 – KNO2
1 – CuSO4
6 – CaF2
7 – NaCl
3 – Ca3(PO4)2
6 – CuCl2
5 – CaCO3
0 – Na2SO4
4 – KClО3
2 – BaSO4
3 – Ca(NO3)2
9 – FeCl3

Ответ: 89069676439.

Ведущий: А  пока команды судорожно ищут телефон капитана корабля мы с вами, дорогие зрители можем помочь команде, за которую болеем, отгадав  химические загадки. За каждую правильно отгаданную загадку ваша команда получает «сундук со знаниями».

3. Конкурс болельщиков

Загадки (Приложение 2)

Ведущий: Теперь у вас всё есть для того чтобы отправиться в увлекательное путешествие. Вперед, по морю знаний!

На сцене под музыку появляется морской царь Химиум.

Химиум: Я великий Химиум! Царь моря знаний. Кто потревожил мой покой? А это опять эти любопытные людишки, чтобы проплыть по моему морю вам необходимо заплатить мне  дань в виде стихов о химии. Составьте четверостишие  используя предложенные слова:
Реактив, кислота, щелочь, пробирка, оксид, соль.

4. Конкурс «Поэтический»

Пока команды сочиняют четверостишия зрителям предлагается послушать доклад на тему «Его величество случай».  (Приложение 3)

После чтения придуманных четверостиший Химиум вручает командам «сундук со знанием».

Ведущий: И наконец-то мы видим остров! Но куда нам идти? Где искать «философский камень»?

На сцену под музыку выходит абориген  с несколькими картами в руках.

Абориген: Я вам помогу, если вы потом поделитесь со мной? Эти карты мне достались от великого доктора алхимии Магнуса, но так как я не знаю химии я не смог выбрать настоящую карту. Я знаю только, что на правильной карте с обратной стороны зашифрована фамилия великого русского химика.

5. Конкурс «Правильный маршрут»

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика. (Приложение 4)

Пока команды выполняют задание для зрителей читается стихотворение.

«Что такое хорошо и что такое плохо, как вести себя в кабинете химии» (Приложение 5)

Ведущий: А теперь, всё зависит от ваших знаний и внимания. Перед вами карта острова с вашим маршрутом, правильный ответ разрешает вам продвинуться вперед на одну милю и получить то зачем вы пришли. За правильный ответ команда получает «сундук со знанием». Вперед!

6. Конкурс «Кто быстрее?»

На карте нанесена шкала из 11 отрезков, каждый отрезок соответствует одной миле.

Вопросы «Кто быстрее?»

  1. Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления 2 –. Это ... (оксиды).
  2. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид-ионов. Это ... (основания).
  3. Сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Это ... (кислоты).
  4. Сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Это ... (соли)
  5. Можно ли использовать фенолфталеин для обнаружения кислот? (Нет, т.к. фенолфталеин в кислой среде бесцветный).
  6. Окраска лакмуса в щелочной среде? (Синяя).
  7. Чему равны заряды кислотных остатков двухосновных кислот? (2–)
  8. Какие кислоты в свободном виде не существуют, т.к. они легко разлагаются на воду и соответствующий оксид? (Угольная и сернистая кислоты).
  9. Дайте название соли К2SО3 и назовите соответствующую ей кислоту. (Сульфит калия, сернистая кислота).
  10.  Самое распространенное  и самое необходимое вещество на нашей планете. Почти три четверти поверхности земного шара покрыты ею. (Вода).
  11.  Реакции с помощью которых распознают определенные химические вещества, называются … (Качественными).
  12.  Водородные соединения элементов? (Гидриды).
  13. Назовите формулу угарного газа. (СО).
  14.  К какому классу неорганических  соединений относится сероводород? (кислоты).
  15.  Оксид железа – это щелочь? (Нет).
  16.  Кислоты являются только жидкими веществами? (Нет).
  17.  При растворении кислот, нужно вливать воду в кислоту, так ли это? (Нет, наоборот).
  18.  Как должен располагаться сосуд для собирания углекислого газа? (Вверх горлышком, т.к. он почти в 1,5 раза тяжелее воздуха).
  19.  Диоксид углерода и углекислый газ – это одно и то же вещество? (Да).
  20.  Этот оксид «гасят». (СаО).
  21.  Эта соль используется при приготовлении пищи и консервировании. (Хлорид натрия или поваренная соль).

22. Бинарные соединения фтора? (Фториды).

(Звучат фанфары)

Ведущий: Вот она, заветная цель, вот сундук и в нём «философский камень»!

На сцену выносится  сундук, в котором лежит приз для победителя, и камень на котором написано:

«И преграды нас не остановят!
Новые миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»

Проходит награждение команд.

Ведущий: В честь участников сегодняшнего хим-шоу и великой науки химии исполняется песня.

“Ода химии” (исполняется на мотив известной в 80-ых годах песни “Али-баба”)

Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!

Припев:

Снится гелий и азот, молибден и водород.
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.

После взрывов носил весь в заплатах халат. о, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. о, химия!
То, что сам вытворял, в школе все показал. о, химия!
На уроках всех спал, о тебе вспоминал. о, химия!

Припев:

И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя люблю.
О-о, о-о, о-о, о-о.

Список литературы:

  1. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 – й класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Журнал «Химия в школе» № 3 2005.
  3. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. – М.: Просвещение 1988.