Цели:
- Формирование целостной картины мира через элементарные причинно-следственные связи, через экологическое воспитание.
- Развитие:
- логического мышления, абстракции, т. е перехода от наглядно-образного мышления к обобщенному, к установлению причинно-следственных связей;
- развитие думающей личности;
- развитие речи, памяти.
Оборудование:
- произведение Вивальди «Гроза»;
- емкость с водой, лед, стакан с водой;
- лист бумаги, шерстяная ткань, расчески, магниты;
- маршрутные листы для групп;
- карточки для индивидуальной работы;
- иллюстрации (грома, молнии, радуги);
- энциклопедии, опорные слова (причина, следствие, явление, отчего, почему).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Учитель проделывает опыт:
- берет полный до краев стакан с водой, накрывает листом бумаги, ладонью плотно прижимает лист к краям стакана, не отпуская ладони, другой рукой переворачивает стакан бумагой вниз, аккуратно отпуская ладонь. Вода из стакана не выливается.
Учитель предлагает детям поучаствовать в следующем опыте:
- желающие берут расчески, трут их о волосы или о шерстяные тряпочки, а затем подносят к мелко нарезанным бумажным кусочкам. Чудо – кусочки прилипли к расческам.
И последний опыт:
- в сосуд с водой одновременно бросить кусочки льда и магниты, имеющие похожую форму, массу, размер. (Кусочки льда стали плавать на поверхности воды, остальные предметы погрузились в воду.)
- Какой вопрос возникал у вас каждый раз? (Отчего и почему?)
II. Постановка проблемной ситуации.
Учитель читает сказку:
Жили-были в стране Явлений (слово-опора появляется на доске) мать Причина (слово-опора появляется на доске) и ее дочь Следствие (слово-опора появляется на доске). Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. Куда мать, туда и дочь следом. О чем дочь не спросит: «Почему?»- мать всегда знает и всегда объяснит. А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.
- Какой вопрос чаще всего задаете вы и дочь в сказке Следствие?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Верно, тема урока «Отчего и почему».
III. Совместное «открытие» нового.
- Послушайте отрывок из музыкального произведения Вивальди. О каком явлении природы идет речь? (Гроза.)
- Пока мы будем обсуждать это явление, у группы 1 задание. Посмотрите в Маршрутный лист. (см. Приложение №1) Выполните задания.
(Во время звучания отрывка учитель читает стихотворение.)
Говорила туча туче:
- Прочь с дороги пар летучий!
Ты не видишь – я спешу,
Налечу и сокрушу!
Отвечала туча туче:
- Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдешь с дороги прочь
Разнесу тебя на клочья!
У меня заряд гремучий
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.
…Почернели обе тучи,
Лбы,- что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Покатил по небу гром,
Сотрясая все кругом,
Тут сверкает, блещет там-
Трах – и небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется земля.
- Что это за явление?
- Чем сопровождается гроза?
- Что страшнее «гром» или «молния»?
- Теперь выслушаем выступление группы.
- Задайте свой любимый вопрос. (Отчего получается гром?)
- На этот вопрос нам поможет ответить материал из энциклопедии. (Один из учеников группы 1 на уроке готовит рассказ из энциклопедии.) (см. Приложение 2)
- Так что является следствием, а что причиной?
(На доске под словами опорами дети приписывают.)
- Но вот налетел ветер, разогнал тучи, засияло солнце.
Два села - как берега,
А над ними - мост-дуга.
Почему ступить не может
На дугу ничья нога?
Что же это за дуга? (Радуга.)
(На доске появляется иллюстрация радуги, ее могут составить и сами дети.)
- Задайте любимый вопрос. (Почему появилась радуга?)
- Давайте вспомним, что предшествовало появлению радуги? (Дождь и солнце.)
- Чем являются дождь и солнце по отношению к радуге? (Причиной.)
- Кто раскрасил радугу? На этот вопрос нам опять поможет ответить энциклопедия. (Один из учеников группы 1 на уроке готовит рассказ из энциклопедии.) (см. Приложение 2)
- Итак, что идет сначала, а что потом причина или следствие?
- Люди, наблюдая явления, придумали приметы. А иногда неправильно истолкованные причины вызывают у людей суеверия. Так нельзя трогать жабу, потому что … (появятся бородавки - это суеверие, а на самом деле наша температура тела выше, чем у жабы и мы можем ей навредить, и от этого жаба может погибнуть).
IV. Первичное закрепление.
- В нашей жизни явления есть не только в природе. С нами каждый день случаются разные явления. Приведите примеры.
- Так с друзьями на с.47 учебника тоже случились явления. Работая, в парах, выполните задание в учебнике. Докажите на основе картинок, что не всегда, то что случается раньше, бывает причиной того, что происходит потом.
- Разойдитесь по 3 группам. Возьмите Маршрутные листы. Распределите роли в группе. Выполните задания. Подготовьте члена группы для ответа. (см. Приложение 1, см. Приложение 3, см. Приложение 4)
(Выступление групп о проделанной работе.)
V. Самостоятельная работа.
- Каждый из вас получил карточку с заданием. (см. Приложение 5) Как только вы выполните задание, вы можете взять эталон со стола и проверить свою работу, оценивая себя. (см. Приложение 6)
- Какие у нас получились результаты. Кто не допустил ошибок?
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Выполните задание №2 Маршрутных листов, объясните причину жалоб планеты. Какое следствие ожидает человечество от его бездумных поступков?
VII. Рефлексия.
- Что является результатом действия причины? (Следствие.)
- Но как узнать, что ответ на вопрос «почему» правильный?
- Сделайте вывод по уроку, вставив ключевые слова урока (текст с пропусками записан на доске).
____________ всегда раньше ____________.
Если ____________ устранить, то не будет ____________.
У явления может быть не одна ____________ , а несколько.
- Где в жизни вы сталкиваетесь с причинами и их следствием?
- Если вы и в дальнейшем ваши умы будут пытливыми, то на все вопросы «отчего?» и «почему?» вы сможете найти ответ, а урок окружающего мира вам в этом поможет. Вы сможете раскрыть тайну проделанных в начале урока опытов.
- Оцените свою работу на уроке, если вы все поняли и можете объяснить другому, поставьте себя в верхней части шкалы, если поняли, но немного сомневаетесь в своих знаниях - в середину шкалы, если вам нужна помощь консультанта - проставьте в основание.
- Сообщите о результатах работы.