Урок "Строение атома"

Разделы: Физика


Цели урока:

1. Дидактическая цель:

  • познакомить учащихся со строением атомного ядра;
  • дать представление об изотопах;
  • научить определять состав атомных ядер, используя периодическую таблицу Д.И. Менделеева.

2. Воспитательная цель:

  • продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду;
  • коммуникативных умений; гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

3. Развивающая цель:

  • развитие представления у учащихся внутреннего строения вещества.

Требования к усвоению содержания материала.

Учащиеся должны знать строение атомного ядра, уметь определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента.

Оборудование:

  • условное изображение трех настроений человека (у каждого настроения – свой цвет);
  • цветные полоски (красные – 30 шт.; желтые – 30 шт.; зеленые – 30 шт.);
  • периодическая таблица Д.И.Менделеева: классная – 1 шт.; раздаточная – 15 шт.;
  • таблицы «шкала самоконтроля» – 30 шт.;
  • карточки «Лови ошибку»;
  • тетради учащихся для самостоятельных работ;
  • тексты самостоятельной работы;
  • кружки из цветной бумаги;
  • магнитная доска, магниты.

Памятка.
Основные моменты на уроке.

1. Актуализация знаний:

  • Модели атомов, существующие до проведения опытов Резерфордом.
  • Планетарная модель атома Резерфорда.
  • Постулаты Бора.
  • Задача: определить радиус пятой боровской орбиты.

2. Новая тема:

  • Первоначально разделения на ядерную физику и физику элементарных частиц не было. Выделение физики элементарных частиц в самостоятельную область исследования произошло около 1950 года.
  • Резерфорд пришел к выводу, что заряд ядра соответствует месту элемента в таблице Д.И.Менделеева.
  • В 1911 году Содди высказал предположение о существовании элементов с одинаковыми химическими свойствами, но различающимися в других отношениях. Эти элементы нужно помещать в одну и ту же клетку периодической системы Менделеева. Содди назвал их изотопами (т.е. занимающими одинаковые места). На настоящий момент известно 300 устойчивых изотопов и 600 неустойчивых.
  • В 1932 году происходит открытие нейтрона английским физиком, учеником Резерфорда, Д.Чедвиком. Существование данной частицы предсказывал Резерфорд за десять лет до открытия Чедвика.
  • В 1932 году советский физик Д.Д.Иваненко и немецкий ученый В.Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра атома, которая считается бесспорной и по настоящее время.
  • Протоны и нейтроны часто называют нуклонами.
  • В таблице Д.И.Менделеева указана дробная атомная масса, это обусловлено тем, что взята средняя масса всех известных изотопов какого-либо данного элемента.
  • Обозначение числа протона – Z, числа нейтронов – N, их сумма – А (массовое число).
Деятельность на уроке
Этап урока учителя учащегося

1. Организационный момент. (2 минуты)

Объясняет назначение цветных полосок, лежащих на столах, просит определить каждого ученика какое у него в данный момент эмоциональный настрой на работу и просит поднять полоску соответствующего цвета.

(см. Приложение)

Определяют собственное настроение и поднимают соответствующие ему полоски.

2. Актуализация знаний, формулировка темы. (13 минут)

Задает вопросы на повторение. Предлагает решить задачу. Объявляет тему урока. Сигнализируют учителю цветными полосками о готовности к ответу («светофор»). Отвечают на вопросы. Решают предложенную задачу, ученик первым верно решивший задачу показывает ее на доске.

3. Объяснение и закрепление нового материала. (10 минут)

Объясняет новый материал.

«Лови ошибку».

(см. Приложение)

Слушают объяснение учителя, делают необходимые записи в тетрадях.

Используя «светофор» отвечают на предложенные вопросы.

4. Самоконтроль. (13 минут)

Инструктирует выполнение самостоятельной работы.

Назначает на каждом ряду учащегося, который будет собирать работы.

(см. Приложение)

Выполняют самостоятельную работу, применяя полученные знания. Проверяют работу соседа по парте, после чего ставят ему оценку. Заполняют листы самоконтроля.

5. Подведение итогов урока. (2 минуты)

Собирает работы. Просит учащихся поднять полоску того цвета, который соответствует настроению в данный момент. Благодарит за работу на уроке, объявляет оценки за урок. По команде учителя назначенный ученик собирает работы и листы самоконтроля.

Литература:

  1. Программа по физике, 2004 год.
  2. А.А.Абдулаев. «Энергия атомного ядра».
  3. Н.Н.Вердеревская. «Сборник задач и вопросов по физике».
  4. Журнал «Физика в школе», N 8, 2002 г.
  5. Журнал «Физика в школе», N 7, 2001 г.
  6. А.Гин. «Приемы педагогической техники».
  7. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. «Учебник физики, 11 кл.», М, 2003 год.