Цели урока:
1. Дидактическая цель:
- познакомить учащихся со строением атомного ядра;
- дать представление об изотопах;
- научить определять состав атомных ядер, используя периодическую таблицу Д.И. Менделеева.
2. Воспитательная цель:
- продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду;
- коммуникативных умений; гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
3. Развивающая цель:
- развитие представления у учащихся внутреннего строения вещества.
Требования к усвоению содержания материала.
Учащиеся должны знать строение атомного ядра, уметь определять массовое число, число протонов и нейтронов в ядре любого химического элемента.
Оборудование:
- условное изображение трех настроений человека (у каждого настроения – свой цвет);
- цветные полоски (красные – 30 шт.; желтые – 30 шт.; зеленые – 30 шт.);
- периодическая таблица Д.И.Менделеева: классная – 1 шт.; раздаточная – 15 шт.;
- таблицы «шкала самоконтроля» – 30 шт.;
- карточки «Лови ошибку»;
- тетради учащихся для самостоятельных работ;
- тексты самостоятельной работы;
- кружки из цветной бумаги;
- магнитная доска, магниты.
Памятка.
Основные моменты на уроке.
1. Актуализация знаний:
- Модели атомов, существующие до проведения опытов Резерфордом.
- Планетарная модель атома Резерфорда.
- Постулаты Бора.
- Задача: определить радиус пятой боровской орбиты.
2. Новая тема:
- Первоначально разделения на ядерную физику и физику элементарных частиц не было. Выделение физики элементарных частиц в самостоятельную область исследования произошло около 1950 года.
- Резерфорд пришел к выводу, что заряд ядра соответствует месту элемента в таблице Д.И.Менделеева.
- В 1911 году Содди высказал предположение о существовании элементов с одинаковыми химическими свойствами, но различающимися в других отношениях. Эти элементы нужно помещать в одну и ту же клетку периодической системы Менделеева. Содди назвал их изотопами (т.е. занимающими одинаковые места). На настоящий момент известно 300 устойчивых изотопов и 600 неустойчивых.
- В 1932 году происходит открытие нейтрона английским физиком, учеником Резерфорда, Д.Чедвиком. Существование данной частицы предсказывал Резерфорд за десять лет до открытия Чедвика.
- В 1932 году советский физик Д.Д.Иваненко и немецкий ученый В.Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра атома, которая считается бесспорной и по настоящее время.
- Протоны и нейтроны часто называют нуклонами.
- В таблице Д.И.Менделеева указана дробная атомная масса, это обусловлено тем, что взята средняя масса всех известных изотопов какого-либо данного элемента.
- Обозначение числа протона – Z, числа нейтронов – N, их сумма – А (массовое число).
Деятельность на уроке | ||
Этап урока | учителя | учащегося |
1. Организационный момент. (2 минуты) |
Объясняет назначение цветных полосок,
лежащих на столах, просит определить каждого ученика какое у него в
данный момент эмоциональный настрой на работу и просит поднять
полоску соответствующего цвета. (см. Приложение) |
Определяют собственное настроение и поднимают соответствующие ему полоски. |
2. Актуализация знаний, формулировка темы. (13 минут) |
Задает вопросы на повторение. Предлагает решить задачу. Объявляет тему урока. | Сигнализируют учителю цветными полосками о готовности к ответу («светофор»). Отвечают на вопросы. Решают предложенную задачу, ученик первым верно решивший задачу показывает ее на доске. |
3. Объяснение и закрепление нового материала. (10 минут) |
Объясняет новый материал. «Лови ошибку». (см. Приложение) |
Слушают объяснение учителя, делают
необходимые записи в тетрадях. Используя «светофор» отвечают на предложенные вопросы. |
4. Самоконтроль. (13 минут) |
Инструктирует выполнение
самостоятельной работы. Назначает на каждом ряду учащегося, который будет собирать работы. (см. Приложение) |
Выполняют самостоятельную работу, применяя полученные знания. Проверяют работу соседа по парте, после чего ставят ему оценку. Заполняют листы самоконтроля. |
5. Подведение итогов урока. (2 минуты) |
Собирает работы. Просит учащихся поднять полоску того цвета, который соответствует настроению в данный момент. Благодарит за работу на уроке, объявляет оценки за урок. | По команде учителя назначенный ученик собирает работы и листы самоконтроля. |
Литература:
- Программа по физике, 2004 год.
- А.А.Абдулаев. «Энергия атомного ядра».
- Н.Н.Вердеревская. «Сборник задач и вопросов по физике».
- Журнал «Физика в школе», N 8, 2002 г.
- Журнал «Физика в школе», N 7, 2001 г.
- А.Гин. «Приемы педагогической техники».
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. «Учебник физики, 11 кл.», М, 2003 год.