Конспект урока окружающего мира по теме "Дикие животные"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомиться с понятием «животные», а так же с понятиями «дикие животные», «домашние животные».
  2. Содействовать развитию у учащихся любознательности.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе.

Форма урока: урок построен с мультимедийным сопровождением.

Инновационные технологии:

  1. «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
  2. Информационная технология.
  3. Личностно – ориентированный подход.

Методы:

1. Основные:

  • беседа;
  • метод проблемного обучения;
  • познавательная игра;
  • практический метод.

2. Вспомогательные:

  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • работа с книгой.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, магнитофон;
  • учебник «Окружающий мир 1 класс, автор Н. Ф. Виноградова - Москва 2007 г., Издательский центр «Вентана Граф;
  • рабочая тетрадь 1 класс «Учимся думать и фантазировать»;
  • презентация «Дикие животные»;
  • цветные карандаши, карточки.

Ход урока

1. Рефлексия. Организационный момент.

Урок начинается со звучания музыки.

- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

- Определите, с каким настроением вы пришли на урок, покажите это цветом карандаша: синий карандаш плохое настроение, красный - хорошее.

(Работа с мультимедийным проектором, демонстрация видеозаписей. Слайд №2)

- Сегодня мы совершим путешествие в мир природы. Вам предстоит ответить на проблемные вопросы:

  • Кого называют животными?
  • Какими бывают животные?

2. Объяснение нового материала.

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми животными

(Далее с помощью мультимедийного сопровождения (Слайды № 3 –5) дети отвечают на проблемный вопрос «Кого называют животными». Рассматриваются различные животные - корова, пчела и крот.)

- Это всё животные. Они разные, но всех их объединяет общая черта. Чем они похожи?

п/о Они все ищут себе пищу.

- Конечно, все эти животные добывают себе пищу, для этого передвигаются на разные расстояния.

- Ребята, ответьте на вопрос «Как ищет себе пищу корова, пчела, крот?»

п/о Корова ходит по лугу и щиплет траву; пчела берёт нектар с цветков, для этого перелетает с цветка на цветок; крот роет под землёй ходы и питается червями, а так же воруют овощи с огородов.

- Ребята, каких вы видите животных на следующих слайдах?

п/о Паук, обезьяны, дельфин, индюк. Расскажите, как они добывают себе пищу. (Рассказ детей об этих животных.)

- Как видите, животные могут жить везде: под землёй, в воде, на земле. В поисках пищи могут летать, плавать, бегать, рыть землю.

- Что же объединяет всех этих животных?

п/о Все они живые и двигаются в поисках пищи.

- Кого можно назвать животными?

Животные – это живые существа, обладающие способностью двигаться в поисках еды.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какие бывают животные?» (Слайд №6)

- Ребята, вы рассмотрели изображения животных, ответьте теперь, какие бывают животные?

п/о Домашние и дикие.

3. Подвижная физкультурная минутка.

4. Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрации учебника стр.42 и скажите, кто заботится о домашних животных?

п/о Человек.

- Выполните задание в учебнике стр.42

- Прочитайте пословицу в учебнике. Что она обозначает?

- Выполняем задания учебника стр.43-45.

- Работаем теперь в тетради.

5. Физкультминутка для глаз.

6. Продолжение изучения нового материала.

Проводится через ролевую игру.

- Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Великий совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери. Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. (Выберите себе роль, кого вы бы хотели сейчас сыграть дикого или домашнего животного. Распределение ролей. Дети надевают шапочки зверей. Можно предложить роли домашнего поросёнка и дикой свиньи; горного барана и домашнего барана; дикого слона и домашнего слона; дикого верблюда и домашнего верблюда; дикой козы и домашней козы и т.д.)

Жили на свете домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. (Класс разбивается на 2 команды – 1 команда - домашние животные; другая - дикие животные. Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.) В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных. Таким образом, учащиеся самостоятельно знакомится с новым материалом, с понятиями дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто пассивными зрителями, но исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.

Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.

Домашние животные:

  • человек кормит животных, заботится о них, лечит, если заболели;
  • разводит домашних животных для своей пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища и т.д.);
  • живут в доме человека или около дома в надворных постройках (сараях); человек охраняет животных от врагов.

Дикие животные:

  • живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно;
  • животные сами добывают пищу, если заболели, то лечат себя сами;
  • звери живут свободными в дикой природе, заботятся о себе сами. (Слайд №7)

7. Закрепление изученного материала.

(Работа со слайдами №8-14)

- Ответьте на вопрос: верно ли, что перед вами одни дикие животные?

Отгадывание загадок.

Думал кошка, крикнул «Брысь»,
Оказалась это… (Рысь.)

Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.

- Надеюсь, вы догадались, что утверждение это неверно, так как рысь – дикое животное.

- Дикие животные могут жить в разных местах. Давайте рассмотрим место жительства диких животных. (Слайд №9-10)

  1. В лесу.
  2. Там, где очень жарко, и на больших расстояниях один песок.
  3. Там, где обед себе можно добыть
    высоко на деревьях,
    если только вытянуть шею
  4. Живут и на крайнем севере, где очень холодно.

Физкультурная минутка подвижная.

Задание (Слайд №11). Назовите этих животных:

  • Какое из животных может быть только диким, а какое может быть диким, а может быть и домашним?

- Дорогие ребята, конечно, вы догадались, что носорог – только дикое животное. А вот слон может быть, как домашним, так и диким. Прочитайте книги, посмотрите телевизионные передачи, поищите сведения о жизни слонов. Узнайте, в каких странах слоны являются домашними животными. Для чего люди приручили слонов, сделав их домашними животными. Приятных поисков вам новых знаний, дорогие мои друзья.

- На этом слайде (Слайд №12) думаю, вы определили диких животных – пингвины и сова. Верблюды и овцы могут быть как домашними животными, так и дикими.

- Ребята, очень интересно изучать жизнь животных. Вот, например, только верблюды могут передвигаться по рыхлому песку, в котором другие животные вязнут. Интересно узнать о жизни сов. Ведь они глотают пищу целиком, впоследствии отрыгивая остатки. Становитесь, ребята исследователями, узнаете, сколько видов сов в мире? Чем питаются совы-сипухи? Из какого необычного материала строят гнёзда совы-сипухи. Почему отличный отец пингвин? Почему некоторые виды овец могут жить в жарком климате – в пустынях, а другие наоборот живут в холодном климате. Когда были приручены первые овцы? Ответы на все эти вопросы и на многие другие найдёте, обратившись к следующим произведениям:

  1. Большой иллюстрированной энциклопедии животных – Москва Изд-во: Махаон, 2007
  2. Энциклопедии животных – Москва: Изд-во Эксмо,2007

Задание. Родственники эти животные или нет?( Слайд №13)

  • Под каким номером дикое животное, а под каким домашнее? (Дикий кабан и домашняя свинья.)

- Конечно, вы догадались – эти животные родственники. Домашнее животное под №2, дикое под №1. А вот о том, какие виды диких свиней существуют в природе, прочитайте в Энциклопедии животных, не пожалеете. А затем расскажите в классе о том, что узнали.

Задание. Выскажите своё предположение по следующему вопросу:

  • Могут ли эти животные быть родственниками? (Волк и собака.) (Слайд №14)

- Конечно, эти животные родственники.

Ученик делает сообщение. (Работа со слайдами №15-19)

15 – 20 тысяч лет назад предки собак начали помогать человеку в охране жилища и охоте. За многие века приручённые человеком волки сильно изменились. Индийские волки стали родоначальниками легавых, гончих, борзых, терьеров и болонок, шпицев и пуделей. Люди вывели множество пород собак. Некоторые из них декоративные. Но собаки многих пород имеют свои «профессии».

- Эта тема может стать вашей исследовательской работой. Выдвинете гипотезу, поставьте цели и задачи, составьте план работы и вперёд. Желаю узнать много интересного и полезного!

Можно включить в свою исследовательскую работу и вопрос «Как нужно правильно заботиться о собаках?»

8. Подведём итог нашего урока.

Ответьте на предложенные вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

9. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то нарисуйте солнышко, если не понравилось, то нарисуйте дождик.