Цель:
- Познакомиться с понятием «животные», а так же с понятиями «дикие животные», «домашние животные».
- Содействовать развитию у учащихся любознательности.
- Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе.
Форма урока: урок построен с мультимедийным сопровождением.
Инновационные технологии:
- «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
- Информационная технология.
- Личностно – ориентированный подход.
Методы:
1. Основные:
- беседа;
- метод проблемного обучения;
- познавательная игра;
- практический метод.
2. Вспомогательные:
- иллюстрация;
- демонстрация;
- работа с книгой.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, магнитофон;
- учебник «Окружающий мир 1 класс, автор Н. Ф. Виноградова - Москва 2007 г., Издательский центр «Вентана Граф;
- рабочая тетрадь 1 класс «Учимся думать и фантазировать»;
- презентация «Дикие животные»;
- цветные карандаши, карточки.
Ход урока
1. Рефлексия. Организационный момент.
Урок начинается со звучания музыки.
- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.
- Определите, с каким настроением вы пришли на урок, покажите это цветом карандаша: синий карандаш плохое настроение, красный - хорошее.
(Работа с мультимедийным проектором, демонстрация видеозаписей. Слайд №2)
- Сегодня мы совершим путешествие в мир природы. Вам предстоит ответить на проблемные вопросы:
- Кого называют животными?
- Какими бывают животные?
2. Объяснение нового материала.
- Сейчас мы познакомимся с некоторыми животными
(Далее с помощью мультимедийного сопровождения (Слайды № 3 –5) дети отвечают на проблемный вопрос «Кого называют животными». Рассматриваются различные животные - корова, пчела и крот.)
- Это всё животные. Они разные, но всех их объединяет общая черта. Чем они похожи?
п/о Они все ищут себе пищу.
- Конечно, все эти животные добывают себе пищу, для этого передвигаются на разные расстояния.
- Ребята, ответьте на вопрос «Как ищет себе пищу корова, пчела, крот?»
п/о Корова ходит по лугу и щиплет траву; пчела берёт нектар с цветков, для этого перелетает с цветка на цветок; крот роет под землёй ходы и питается червями, а так же воруют овощи с огородов.
- Ребята, каких вы видите животных на следующих слайдах?
п/о Паук, обезьяны, дельфин, индюк. Расскажите, как они добывают себе пищу. (Рассказ детей об этих животных.)
- Как видите, животные могут жить везде: под землёй, в воде, на земле. В поисках пищи могут летать, плавать, бегать, рыть землю.
- Что же объединяет всех этих животных?
п/о Все они живые и двигаются в поисках пищи.
- Кого можно назвать животными?
Животные – это живые существа, обладающие способностью двигаться в поисках еды.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какие бывают животные?» (Слайд №6)
- Ребята, вы рассмотрели изображения животных, ответьте теперь, какие бывают животные?
п/о Домашние и дикие.
3. Подвижная физкультурная минутка.
4. Работа по учебнику.
- Рассмотрите иллюстрации учебника стр.42 и скажите, кто заботится о домашних животных?
п/о Человек.
- Выполните задание в учебнике стр.42
- Прочитайте пословицу в учебнике. Что она обозначает?
- Выполняем задания учебника стр.43-45.
- Работаем теперь в тетради.
5. Физкультминутка для глаз.
6. Продолжение изучения нового материала.
Проводится через ролевую игру.
- Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Великий совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери. Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. (Выберите себе роль, кого вы бы хотели сейчас сыграть дикого или домашнего животного. Распределение ролей. Дети надевают шапочки зверей. Можно предложить роли домашнего поросёнка и дикой свиньи; горного барана и домашнего барана; дикого слона и домашнего слона; дикого верблюда и домашнего верблюда; дикой козы и домашней козы и т.д.)
Жили на свете домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. (Класс разбивается на 2 команды – 1 команда - домашние животные; другая - дикие животные. Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.) В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных. Таким образом, учащиеся самостоятельно знакомится с новым материалом, с понятиями дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто пассивными зрителями, но исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.
Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.
Домашние животные:
- человек кормит животных, заботится о них, лечит, если заболели;
- разводит домашних животных для своей пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища и т.д.);
- живут в доме человека или около дома в надворных постройках (сараях); человек охраняет животных от врагов.
Дикие животные:
- живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно;
- животные сами добывают пищу, если заболели, то лечат себя сами;
- звери живут свободными в дикой природе, заботятся о себе сами. (Слайд №7)
7. Закрепление изученного материала.
(Работа со слайдами №8-14)
- Ответьте на вопрос: верно ли, что перед вами одни дикие животные?
Отгадывание загадок.
Думал кошка, крикнул «Брысь»,
Оказалась это… (Рысь.)
Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.
- Надеюсь, вы догадались, что утверждение это неверно, так как рысь – дикое животное.
- Дикие животные могут жить в разных местах. Давайте рассмотрим место жительства диких животных. (Слайд №9-10)
- В лесу.
- Там, где очень жарко, и на больших расстояниях один песок.
- Там, где обед себе можно добыть
высоко на деревьях,
если только вытянуть шею - Живут и на крайнем севере, где очень холодно.
Физкультурная минутка подвижная.
Задание (Слайд №11). Назовите этих животных:
- Какое из животных может быть только диким, а какое может быть диким, а может быть и домашним?
- Дорогие ребята, конечно, вы догадались, что носорог – только дикое животное. А вот слон может быть, как домашним, так и диким. Прочитайте книги, посмотрите телевизионные передачи, поищите сведения о жизни слонов. Узнайте, в каких странах слоны являются домашними животными. Для чего люди приручили слонов, сделав их домашними животными. Приятных поисков вам новых знаний, дорогие мои друзья.
- На этом слайде (Слайд №12) думаю, вы определили диких животных – пингвины и сова. Верблюды и овцы могут быть как домашними животными, так и дикими.
- Ребята, очень интересно изучать жизнь животных. Вот, например, только верблюды могут передвигаться по рыхлому песку, в котором другие животные вязнут. Интересно узнать о жизни сов. Ведь они глотают пищу целиком, впоследствии отрыгивая остатки. Становитесь, ребята исследователями, узнаете, сколько видов сов в мире? Чем питаются совы-сипухи? Из какого необычного материала строят гнёзда совы-сипухи. Почему отличный отец пингвин? Почему некоторые виды овец могут жить в жарком климате – в пустынях, а другие наоборот живут в холодном климате. Когда были приручены первые овцы? Ответы на все эти вопросы и на многие другие найдёте, обратившись к следующим произведениям:
- Большой иллюстрированной энциклопедии животных – Москва Изд-во: Махаон, 2007
- Энциклопедии животных – Москва: Изд-во Эксмо,2007
Задание. Родственники эти животные или нет?( Слайд №13)
- Под каким номером дикое животное, а под каким домашнее? (Дикий кабан и домашняя свинья.)
- Конечно, вы догадались – эти животные родственники. Домашнее животное под №2, дикое под №1. А вот о том, какие виды диких свиней существуют в природе, прочитайте в Энциклопедии животных, не пожалеете. А затем расскажите в классе о том, что узнали.
Задание. Выскажите своё предположение по следующему вопросу:
- Могут ли эти животные быть родственниками? (Волк и собака.) (Слайд №14)
- Конечно, эти животные родственники.
Ученик делает сообщение. (Работа со слайдами №15-19)
15 – 20 тысяч лет назад предки собак начали помогать человеку в охране жилища и охоте. За многие века приручённые человеком волки сильно изменились. Индийские волки стали родоначальниками легавых, гончих, борзых, терьеров и болонок, шпицев и пуделей. Люди вывели множество пород собак. Некоторые из них декоративные. Но собаки многих пород имеют свои «профессии».
- Эта тема может стать вашей исследовательской работой. Выдвинете гипотезу, поставьте цели и задачи, составьте план работы и вперёд. Желаю узнать много интересного и полезного!
Можно включить в свою исследовательскую работу и вопрос «Как нужно правильно заботиться о собаках?»
8. Подведём итог нашего урока.
Ответьте на предложенные вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
9. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то нарисуйте солнышко, если не понравилось, то нарисуйте дождик.