Цель:
- приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;
- формирование начальных исследовательских умений, умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с основными приемами и методами поисково-исследовательской деятельности;
- формирование умений самостоятельно добывать знания.
2. Воспитывающие:
- воспитание любви к природе своей Родины как источнику эстетических, нравственных и патриотических чувств человека;
3. Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.
Оборудование:
- физическая карта России;
- выставка литературы, освещающей тему;
- подборка фотографий из личных архивов «В объективе – Байкал…».
1. Подготовительный этап.
За три – четыре недели до мероприятия обучающиеся распределяют между собой роли и задачи по подготовке пресс-конференции - подготовить ответы на вопросы, подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку, подобрать фотоматериалы оформить фотовыставку.
1. Географ
- Откуда произошло название озера Байкал?
- Когда впервые был изображен Байкал на карте?
- Какова средняя и максимальная глубина Байкала?
- На какой высоте над уровнем океана расположено современное дно Байкала?
- Где проходит береговая линия (черта) Байкала?
- Сколько притоков у Байкала?
2. Геолог
- Кто впервые высказал предположение о тектоническом происхождении Байкала?
- Есть ли проявления глобальной тектоники на Байкале на современном этапе?
3. Геоморфолог
- Каковы основные формы байкальского дна?
- Что свидетельствует об особенностях формирования озерной котловины?
- Почему многие берега на Байкале отвесны?
- Какие внешние факторы оказывают особое воздействие на разрушение берегов озера?
- Как воздействуют на внешний облик берегов озера волны?
- Каковы особенности дна Байкал?
4. Геохимик
- Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
- Каким образом кислород попадает в толщу воды?
- Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
5. Гидрометеоролог
- Каковы особенности климата Байкала
- Какие ветры оказывают влияние на климат Байкала?
- Чем вызвано изменение уровня воды в озере?
- Каковы особенности температурного режима воды в Байкале?
- Каковы особенности ледового режима озера?
6. Гидрофизик
- Как измеряется прозрачность воды?
- Как измеряется плотность воды?
- Какое влияние на Байкал оказывает солнечная радиация?
7. Гидробиолог
- Зоогеографическая оценка фауны Байкала.
- Чем характеризуются организмы, населяющие Байкал?
- Времена года в толще вод Байкала.
- Мир рыб Байкала.
8. Литератор
- Подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку.
9. Фоторепортер
- Оформить фотовыставку, отражающую неповторимость Байкала.
10. Журналисты, корреспонденты (их роль выполняют все ученики класса, независимо от того имеют ли они другую роль).
Примечание: если в классе много учеников, то на одну роль назначается 2 и более человека.
2. Основной этап.
Конференция участников лимнологической экспедиции.
Уважаемые представители средств массовой информации!
Сегодняшняя пресс-конференция посвящена подведению итогов заочной экспедиции, проведенной секцией лимнологии школьной академии наук, с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкала.
Лимнология (синоним озероведение) – это комплексная наука об озерах и водохранилищах. Она изучает взаимодействие протекающих в них физических, химических и биологических процессов, а также историю и эволюцию как самих водоемов, так животного и растительного мира. Лимнология – это наука, использующая для решения своих задач методы смежных наук – гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, гидрофизики, геологии, климатологии, биологии и т.д.
Задачи лимнологии как науки сформулированы еще в 1936 году Г.Ю. Верещагиным:
Изучение природы озера как единого целого для установления протекающих в них количественных закономерностей процессов и явлений и их взаимной связи с окружающей средой для более полного освоения озерных фондов в различных отраслях хозяйства.
Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века.
Сегодня результаты исследований на Байкале представляют: географ, геолог, геоморфолог, геохимик, гидрометеоролог, гидрофизик, гидробиолог.
Пресс-служба школьной академии наук подготовила вашему вниманию краткую информационную справку по результатам нашей экспедиции, которую вы можете дополнить другими сведениями, полученными в ходе конференции.
Примечание: ученикам класса раздаются справочные листы, содержащие краткую информацию о профессиональных задачах задействованных ученных, о Байкале, комментарий к названию озера, описание озера исследователями, стихи, посвященные Байкалу, а также перечни слов, обозначающих названия географических объектов, представителей флоры и фауны Байкала, имена исследователей Байкала.
Задача ученика – внимательно слушать выступления ученных, составить комментарий к своему списку слов (что обозначают эти слова?), а дома оформить свой репортаж в виде кроссворда.
Количество слов и их сложность зависит от уровня подготовки класса. Как вариант могут быть предложены слова:
- Провал, селенга, ольхон, терасса, баргузин, култук, эндемик, эпишура, нерпа, омуль.
- Мухомор, Ангара, ижимей, желоб, верховик, шелонник, фауна, голомянка, неоэндемик, сарма.
Перед выступлением участников экспедиции с целью эмоционального настроя на работу демонстрируется собранная коллекция фотоматериалов и читаются стихи, посвященные Байкалу.
Байкал
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной,
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(М.Сергеев.)
Время для выступления ограничивается 3 минутами. Если выступающих много, то время выступления сокращается.
3. Заключительный этап.
(Самостоятельная творческая работа дома.)
- «Расшифровать» полученные слова.
- Составить кроссворд и вопросы к нему.
- Подобрать иллюстративный материал к кроссворду – стихи, фотографии, отрывки из литературных произведений, картины, рисунки, материал из народного творчества.
4. Оценка работы.
Ученик получает две оценки: одна за подготовительную работу и работу на уроке, другая – за домашнюю работу.