Урок музыки по теме "В чем сила музыки Моцарта"

Разделы: Музыка


«Великий солнечный свет в музыке,
Имя тебе - «Моцарт»!

А.Г.Рубинштейн

Цель:

  1. Формирование способности перевода слуховой информации в зрительную -«рисование» зрительного образа на основе прослушанной музыки.
  2. Учить анализировать и обобщать.
  3. Развитие творческого воображения.
  4. Воспитывать интерес к музыке В.А.Моцарта, музыкально – эстетический вкус учащихся.
  5. Осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.

Задачи урока:

  1. Находить взаимодействие между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроке.
  2. Познакомить с новыми понятиями «серенада», «реквием».

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • аудиозапись произведений В.А.Моцарта:
    • «Менуэт»;
    • «Маленькая ночная серенада»;
    • «Реквием. Лакримоза».

Зрительный ряд: презентация в Power Point (см. Приложение).

Ход урока

(Слайд № 1)

I. Организация класса.

Введение в тему.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в удивительный мир музыки, а поведет нас туда австрийский композитор В. А.Моцарт и его волшебная, чарующая музыка. Конечно же, вы неоднократно слушали произведения Моцарта на уроках музыки в предыдущих классах, но на этом уроке мы не просто будем слушать, но и постараемся определить – «В чем сила музыки В.А.Моцарта?»

Итак, для начала давайте вспомним кротко фрагменты биографии композитора. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в небольшом городке Зальцбурге, в Австрии.

(Слайд №2)

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором. Он служил капельмейстером, т.е. руководителем придворных музыкантов, поэтому в доме всегда звучала музыка, и было много прекрасных музыкальных инструментов: скрипка, клавесин и другие. С ранних лет у Моцарта обнаружились удивительные музыкальные способности. И конечно же, первым педагогом будущего композитора стал его отец, он позаботился, чтобы мальчик научился играть на различных музыкальных инструментах. В 3 года он уже играл на скрипочке и клавесине. В 4 года Моцарт написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что не всякий виртуоз мог бы его сыграть. А с 5-ти лет он стал писать музыку регулярно, и с этого времени началась его концертная деятельность. Чудо ребенок развлекал публику, играя на клавиатуре с завязанными глазами. Ему аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, а в Лондоне юный композитор играл даже для короля и королевы. Император Франц I назвал его «Юным волшебником».

(Слайд №3)

«В летнем загородном дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он вдохновенно и виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены.

- Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:
- Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.

- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.

Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Публика не скрывала своего восхищения и с восторгом рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать.

- Вы так добры, – серьезно сказал мальчик.
- Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас. Все гости заулыбались. Вечером в дом к Моцартам прислали подарки от императора. Это был новый парадный костюм с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый золотом, красивыми пряжками и пуговицами. К костюму также прилагалась треугольная шляпа и маленькая настоящая шпага. С тех пор на публичные выступления мальчик выходил в этом наряде.

II. Развитие темы.

В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. А сейчас, я предлагаю вам послушать «Менуэт» Моцарта и нарисовать в своем воображении, музыку, которую вы услышите.

(Слушание «Менуэт» В.А.Моцарт.)

  • Что вы представили, слушая менуэт? (Грациозно танцующих людей.)
  • В каких цветах вы видите эту музыку? (В ярких цветах.)
  • Какой характер у этой музыки? (Легкий, воздушный, торжественный.)

Город Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем и в соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах. Музыку можно было услышать не только в дневное время, но даже и ночью. В те времена было принято устраивать небольшие ночные концерты с исполнением серенад под окнами или балконами тех, кого хотели отметить вниманием.

(Слайд №4)

Серенада – (франц. serenade , от итал. serenata – ясная погода, ночная прохлада) – первоначальное музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Песня с честь возлюбленной.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведение «Маленькая ночная серенада» Моцарта. Исполняют его только струнные инструменты – ведь большой оркестр не разместишь под балконом. Это небольшое произведение пленяет своим изяществом и тонкостью. Его светлое настроение пронизывает чуть озорная лукавая улыбка. Давайте послушаем его.

(Слушание фрагмента «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт.)

  • Какой характер у этой музыки? (Нежный, ласковый, легкий.)
  • Что вы чувствуете, слушая это произведение? (Спокойствие.)
  • В каких красках вы видите эту музыку и почему? (В светлых тонах.)
  • Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипочке, тремоло.)
  • Чем наполнена мелодия «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта? (Грациозная мелодия полна света обаяния праздничной ночи.)

В своих многочисленных произведениях: операх, симфониях, квартетах, фортепьянных сонатах, сольных концертах – Моцарт создал целую галерею неповторимых музыкальных образов; нежно-лирических и торжественно-парадных, скорбно-печальных и комически-шутливых.

Юмор Моцарта можно увидеть и в его жизни. Например:

Однажды Моцарт решил подшутить над своим лучшим другом Антонио Сальери и похвастался:

- Я написал этакую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме меня!

Сальери посмотрел ноты и воскликнул:

- Ты шутишь, Моцарт! Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны исполнять труднейшие пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в этот момент нужно взять несколько нот посредине клавиатуры. Даже если ты будешь играть еще и ногой, все равно исполнить написанное не удастся – слишком быстрый темп!

(Слайд №5)

Моцарт рассмеялся, сел за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так, как она была написана. А звуки посредине клавиатуры он с легкостью брал, нажимая на клавиши своим довольно длинным... носом.

Музыка Моцарта может вызвать в слушателях не только радостную улыбку, но и горькую печальную слезу. Таким произведением является «Реквием», т.е. музыка, написанная в память умерших, погибших.

(Слайд №6)

Реквием (от латинского requies, что переводиться как «покой», «отдохновение») – заупокойная месса на канонический латинский текст.

Сейчас прозвучит самая короткая, но несомненно самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день». Потрясающей красоты хоровую мелодию сопровождают короткие (из двух звуков) словно стонущие, плачущие интонации оркестра. С этим реквиемом связана таинственная и печальная история. Однажды поздним вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал, что хочет сделать заказ. Неизвестный не назвал ни своего имени, ни имени заказчика, однако попросил написать траурную музыку. Моцарт удивился – ведь славу ему принесли именно жизнелюбивые и искрящиеся радостью сочинения. Моцарт в то время был уже болен. Подтачиваемый болезнью, он грустно размышлял о странном заказе, представлявшемся ему роковым, - ему казалось, что он сочиняет заупокойную мессу по самому себе. Моцарт пишет в письме другу:

«...Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предназначенного судьбой, измерить дни своей жизни... Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной».

Ну, а тайна «черного человека», заказавшего реквием, раскрывается очень просто. Таинственный незнакомец был слугой графа Вальзега фон Штуппаха, страстного меломана. У графа скончалась жена, и он хотел почтить ее память торжественным реквиемом, но при этом еще выдать его за собственное сочинение. В этом и состояла причина таинственности.

«Реквием» действительно стал последним, незаконченным произведением Моцарта, его «прощальным словом», в котором он подводит как бы итог своим размышлениям о жизни и смерти, о вечном и преходящем.

4 декабря 1791 года к больному и очень ослабевшему Моцарту пришли его друзья. Амадей попросил, чтобы ему подали неоконченную партитуру реквиема. Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. Окружив лежавшего в постели Моцарта, друзья вместе с ним запели с листа заупокойную мессу. Голос Моцарта дрогнул, он разрыдался. Друзья разошлись. Моцарт подозвал своего ученика и стал объяснять, как следует закончить «Реквием» в случае его смерти.

5 декабря 1791году В.А.Моцарт умер.

(Слушание «Лакримоза» В.А.Моцарт.)

  • На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.)
  • Каким своеобразием отличается мелодия? (Лирическая скорбь, овеяна дыханием вечности. Умиротворенности, спокойствия высокого и благородного.)

III. Закрепление.

(Слайд №7)

Наследие композитора:

  • 15 опер.
  • 41 симфония.
  • 7 концертов для скрипки с оркестром.
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром.
  • 42 скрипичные сонаты.
  • 15 месс.
  • Песни, менуэты, рондо.
  • Реквием.

IV. Итог.

Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.

«Такого гения больше не родит земля» – говорили про него при его жизни, говорят сейчас и будут говорить всегда.