При подготовке к ЕГЭ по английскому языку в разделе "Аудирование" применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) может значительно повысить эффективность подготовки учащихся и облегчить труд учителя. Поскольку тренировочные упражнения и тестовые задания по аудированию изначально сопряжёны с использованием технических средств обучения - магнитофона и компьютера, воспроизводящих тексты с магнитных или цифровых носителей информации, то логичным и целесообразным является максимально автоматизировать всю процедуру с помощью электронных обучающих тренажёров.
Тот факт, что разделы на развитие навыков аудирования в большинстве современных учебных пособий сопровождаются не аудиокассетами, а компакт-дисками, предоставляет учителю ИЯ дополнительные возможности, позволяющие автоматизировать подготовку учащихся к ЕГЭ как на уроке, так и при самостоятельной работе. Это означает, что, разрабатывая электронный тренажёр, учитель может осуществлять монтаж аудиотекстов на необходимые эпизоды (создавать аудиофайлы) и затем размещать их на поле слайда с заданием, откуда учащийся вызывает их для прослушивания.
Кроме уже названных носителей аудиоинформации учебного характера, учитель может использовать аудиоресурсы образовательных сайтов и порталов. Одним из таких сайтов, предоставляющих учителю ИЯ дополнительные аудиоматериалы, является сайт издательства "Просвещение", где в открытом доступе размещены методические материалы к учебникам и учебным пособиям, выпускаемым издательством.
Современные аутентичные аудиоресурсы, интересные подросткам по спектру затрагиваемых проблем и доступные для усвоения, сопровождают учебник английского языка для 11 класса общеобразовательных школ "Английский в фокусе (Spotlight)" авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, Д. Дули, Б. Оби, В. Эванс.
Однако поскольку почти каждый аудиотекст учебника содержит только одно задание проверочного характера, то нам показалось целесообразным на основе уже имеющихся аудиоматериалов разработать дополнительный комплекс интерактивных тренировочных упражнений по развитию навыков аудирования. Этот комплекс представляет собой автономный электронный ресурс, позволяющий учащимся работать самостоятельно над развитием навыков и умений аудирования.
Самостоятельная работа с ресурсом предполагает возможность как неоднократного прослушивания материала, так и неоднократного его выполнения. Проверка правильности выполнения заданий осуществляется программным ресурсом автоматически. Кроме того, предусмотрена демонстрация правильных ответов, а также просмотр текста аудиозаписи с одновременным воспроизведением звука.
В качестве текстов для аудирования выбраны следующие аудиотексты (по номеру упражнений в учебнике "Spotlight" для 11-го класса): Ex. 4, p. 12; Ex. 3, p. 30; Exam Task 1, p. 24; Exam Task 2, p. 42 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Загрузка названных аудиотекстов производилась непосредственно с сайта издательства "Просвещение". Процедура загрузки подробно описана в ПРИЛОЖЕНИИ 2. На базе данных аудиоресурсов создан комплекс тренировочных упражнений, тексты которых можно найти в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
Все разработанные упражнения являются подготовительными или тренировочными и имеют целью развитие как частных, так и общих умений аудирования. Классификация упражнений приведена в Табл. 1. В данной таблице каждое упражнение квалифицируется с точки зрения уровня понимания текста, содержательной (учебной) стороны, реализации формата, а также программной реализации (технического исполнения) в рамках электронного ресурса.
Таблица 1
№ текста | № упраж. | Уровень понимания информации | Содержание упражнения (формируемые умения) | Тестовая реализация (формат задания) | Программная реализация |
Ex. 4, p. 12. | 1 | извлечение необходимой информации | установление звуко-буквенных соответствий | выбор нескольких вариантов ответа из 5-6 предложенных | переключатель типа "флажок" |
2-4 | полное и детальное понимание смысла текста | определение соответствия утверждений прослушанному тексту | |||
Ex. 3, p. 30. | 1 | понимание основной мысли отрезков текста | умение отделять главную информацию от второстепенной | множественные соответствия | свободный ввод текста с клавиатуры |
2-4 | извлечение необходимой информации | определение соответствия утверждений прослушанному тексту | соответствие | "перетягивание объекта" | |
Exam Task 1, p.24 | 1-4 | полное и детальное понимание смысла текста | определение соответствия утверждений прослушанному тексту | выбор одного варианта ответа из трёх предложенных | переключатель типа "радиокнопка" |
5 | понимание языковых особенностей текста | умение понимать лексико-грамматические связи в тексте | заполнение пропусков в тексте (выбор одного из трёх предложенных вариантов) | раскрывающийся список | |
Exam Task 2, p.42 | 1 | понимание основной мысли отрезков текста | установление логико-смысловых связей в тексте | упорядочить последовательность | "перетягивание объекта" |
2 | полное понимание смысла текста | понимание контекста на основе анализа синонимических конструкций | выбор нескольких вариантов ответа из шести предложенных | переключатель типа "флажок" | |
3 | полное и детальное понимание смысла текста | определение соответствия утверждений прослушанному тексту | выбор одного варианта ответа из трёх предложенных | переключатель типа "радиокнопка" |
Электронная версия данного комплекса упражнений приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 5, а подробная инструкция по управлению ресурсом - в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
В заключение приведём список приложений с расшифровкой содержания:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - тексты аудиозаписей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - работа с аудиоматериалами сайта издательства "Просвещение"
http://prosv.ru/ (инструкция по загрузке).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - тексты тренировочных упражнений по обучению аудированию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - техническое описание сборника упражнений "Teaching Listening with Spotlight" (содержание и инструкция по управлению ресурсом).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - электронный сборник упражнений по обучению аудированию "Teaching Listening with Spotlight".