Методическое описание урока приведено в документе "ПРИЛОЖЕНИЕ 1".
Этап 1. Организационный этап
Учащиеся располагаются за партами или круглым столом. Учитель приветствует учащихся, записывает на доске тему и план урока:
Учитель делает пояснения по теме урока и комментирует план урока.
Этап 2. Вводный этап "Подготовка к путешествию"
А. Учащиеся располагаются за партами или круглым столом. Учитель работает с ЭОР "Virtual Tourism" (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
1). Учитель обсуждает с учащимися значение слова virtual из темы урока, предлагая им различные концепты: real/ usual/on the computer/via the Internet (на экране АРМ учителя демонстрируется Слайд 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Учащиеся обсуждают предложенные значения в парах. Обсуждение завершается короткой фронтальной беседой, в результате которой выясняется значение слова virtual. Тем самым даётся обоснование, почему урок английского языка проводится в компьютерном классе.
2). Учитель задаёт учащимся вопрос, в каких странах и городах они побывали: "What countries and cities have you been to?" Учащиеся называют зарубежные страны и российские города, показывая их на карте-плакате. Учитель по необходимости оказывает учащимся помощь в поиске географических объектов и в их правильном произношении.
3). Учитель демонстрирует учащимся карту Великобритании и Ирландии и сообщает, что сегодня им предстоит совершить виртуальное путешествие по странам, расположенным на этих островах, поскольку одна их расположенных на них стран является родиной изучаемого языка. Учитель обращает особое внимание на название стран и их столиц. Учащиеся хором повторяют географические названия за учителем.
Б. Учащиеся переходят за персональные компьютеры (ПК), на которые также установлен ЭОР "Virtual Tourism" (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
4). Учитель предлагает учащимся посмотреть видеосюжеты о странах, расположенных на островах Великобритания и Ирландия (на экране АРМ учителя демонстрируется Слайд 2, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а затем "вписать" названия этих стран в поля, расположенные под соответствующими кадрами видеосюжетов. Учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания1. Если учащиеся испытывают трудности в написании географических названий, они могут пользоваться картами-плакатами в качестве справочных материалов. По окончании выполнения задания проводится краткая фронтальная беседа о полученных результатах (что видели, что понравилось/не понравилось, с чем хотелось бы познакомиться поближе).
5). Учитель предлагает учащимся посмотреть видеосюжеты о столицах стран, расположенных на островах Великобритания и Ирландия (на экране АРМ учителя демонстрируется Слайд 3, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), а затем "вписать" названия этих столиц в поля, расположенные под соответствующими кадрами видеосюжетов. Учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания. Если учащиеся испытывают трудности в написании географических названий, они могут пользоваться картами-плакатами в качестве справочных материалов. По окончании выполнения задания проводится краткая фронтальная беседа о полученных результатах (что видели, что понравилось/не понравилось, с чем хотелось бы познакомиться поближе).
6). Учитель предлагает учащимся выполнить последнее задание вводного этапа: по достопримечательностям определить города и указать их названия (на экране АРМ учителя демонстрируется Слайд 4, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Учащиеся должны "перетянуть" названия городов из правого столбца слайда в поля, находящиеся под фотографиями достопримечательностей. Учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания. Перед выполнением задания учитель даёт образцы произношения названий городов, учащиеся повторяют их хором за учителем. Тот, кто правильно выполнил задание, т.е. правильно "подписал" и произнес названия городов, "готов" к виртуальному путешествию2.
Этап 3. Когнитивный этап "Виртуальное путешествие по Лондону"
А. Учащиеся располагаются за партами или круглым столом. Учитель работает с ЭОР "London" (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
1). Учитель предлагает учащимся совершить виртуальную экскурсию по одному из городов, столице Соединённого Королевства - городу Лондону. Перед началом экскурсии (слайд-лекции) учитель раздаёт учащимся "экскурсионные листки", содержащие примерный список вопросов компьютерной викторины, на которые учащимся предстоит ответить по окончании экскурсии (табл. 1). Во время экскурсии учащиеся делают записи в "экскурсионные листки". По окончании виртуальной экскурсии (слайд-лекции) заметки, сделанные учащимися, не проверяются!3
Таблица 1
Экскурсионный листок участника виртуального
путешествия по Лондону
Item | Notes | |
1. | The River ... runs through the city of London. | |
2. | One of the oldest London bridges is ... | |
3. | In 43 AD, London was called ... | |
4. | The third Olympic Games take place in London in ... | |
5. | London Metro System is called ... | |
6. | You can buy a lot of things in ... | |
7. | Queen of Great Britain lives in ... |
Б. Учитель работает с ЭОР "Quiz" (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Учащиеся переходят за ПК, на которые также установлен ресурс "Quiz".
2). Учитель предлагает учащимся принять участие в компьютерной викторине о Лондоне, используя заполненные экскурсионные листки. На экране учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания. Попутно происходит проверка понимания вопросов викторины: учащиеся читают вслух вопросы и варианты ответов. По каждому вопросу викторины учитель задаёт концептуальные вопросы, которые учащиеся обсуждают в парах или группах:
1. Why can all of these words - "Anglium", "Capitalium" and "Londinium" - be the old name of London? Which one is the сlosest to the name of the city? Why?
2. Do you know any big capital cities standing on rivers? What are the cities and the rivers?
3. What do Hyde Park, Big Ben and Tower Bridge have in common if we look at the pictures of them?
4. Why can Londoners call their underground railway "the metro", "the snake" or "the tube"?
5. Where do usually kings and queens live?
6. Can Olympic Games be held in 2010? Why/why not?.
7. Where can we most commonly find shops - in a park, in a circus or in a street? Why?
Попутно учитель проверяет правильность произношения учащимися имён собственных и разъясняет некоторые социокультурные реалии, отражённые в именах собственных (например, circus, Big Ben, Trafalgar, суффикс -ium и др.).
3). За ПК учащиеся выполняют задания викторины (ЭОР "Quiz", см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4), пользуясь информацией из своих "экскурсионных листков", и по окончании сообщают учителю количество набранных баллов.
4). Далее происходит фронтальное обсуждение ответов и обращение к слайд-лекции - ЭОР "London" (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в случае необходимости.
Этап 4. Комбинированный когнитивно-коммуникативный этап "Что такое "виртуальный туризм"?"
А. Учащиеся располагаются за партами или круглым столом.
1). Учитель снова задаёт учащимся вопрос: "What is 'virtual tourism'?" и поясняет, что для полного понимания этого выражения необходимо обратиться к тексту из рабочей тетради учебника "Challenges 2" (упр. 1 в ПРИЛОЖЕНИИ 5).
2). Учащиеся читают текст, не заполняя при этом пропуски. Для проверки полного понимания смысла текста учитель приводит несколько русских выражений, эквивалентных английским словосочетаниям из текста. Задача учащихся - найти в тексте соответствующие английские словосочетания:
- разные страны - different countries;
- из своего дома - from your own home;
- их поездки бесплатны - their journeys are free;
- никогда не устают - are never tired;
- медленно двигаются - are moving slowly;
- входят и выходят - are walking in and out;
- длинный список - long list.
Во время выполнения задания учитель обращает внимание учащихся на грамматические структуры эквивалентов и морфологические особенности лексических единиц.
3). Учитель задаёт учащимся вопрос, чего не хватает в тексте, который они прочли. Выясняется, что он не имеет заголовка4. В упр. 2 (см. ПРИЛОЖЕНИИ 5) предложены три заголовка к тексту. Учащиеся в парах обсуждают выбранный заголовок и приводят свои обоснования.
4). Чтобы до конца понять значение слова virtual, которое обсуждалось в начале урока, учитель предлагает учащимся выполнить упр. 3 (см. ПРИЛОЖЕНИИ 5), где приводится толкование основных лексических единиц текста. Учащиеся должны согласно толкованиям подобрать соответствующие лексические единицы из текста и дать более полное определение словосочетанию "Virtual Tourism".
Б. Учитель работает с ЭОР "Virtual Tourism" (Слайды 5-8, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Учащиеся работают за ПК с тем же мультимедийным материалом.
5). Учитель предлагает учащимся заполнить пропуски, выбрав требуемую глагольную форму Present Simple или Continuous, в тексте упр. 1 (см. см. ПРИЛОЖЕНИИ 5), с которым они только что работали. Но для этого предлагается два варианта на усмотрение учащихся - сделать это в учебнике или на компьютере. Все учащиеся выбрали работу на компьютере. На экране учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания, обращая особое внимание на работу с макросами и раскрывающимися списками (Слайды 5-7) и Слайдом 8 подсчёта правильных очков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). После выполнения задания происходит фронтальное обсуждение правильности выбора той или иной глагольной формы.
Этап 5. Комбинированный коммуникативный этап "От виртуальности - в реальность"
А. Учитель работает с ЭОР "Virtual Tourism" (Слайды 9, 10, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Учащиеся работают за ПК с тем же мультимедийным материалом.
1). Учитель обращает внимание учащихся на то, что обычно за виртуальным путешествием следует реальное и спрашивает у учащихся: "What do you have to do first to go to ...?" В результате выясняется, что, прежде всего, нужен билет. А для этого надо узнать расписание поездов.
2). Учитель предлагает учащимся посмотреть видеоэпизод "At a Ticket Office" (Слайд 9, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Перед просмотром эпизода учащиеся читают текст диалога, который содержит пропуски, и высказывают предположение о возможных ответах. На экране учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания, обращая особое внимание на работу с макросами и раскрывающимися списками.
3). Учащиеся смотрят видеоэпизод на ПК и выбирают ответы из предложенных вариантов. Затем, после проверки правильности ответов учащиеся в парах разыгрывают диалог по ролям.
4). Учитель предлагает учащимся рассмотреть ситуацию, когда они уже отправились в путешествие в Лондон, и разговаривают по телефону со своим другом из родного города (Слайд 10, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Учащиеся читают задание на аудирование и обсуждают возможные ответы. На экране учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения задания и управление ресурсом. Учащиеся выполняют задание и обсуждают его результаты.
6). После выполнения задания учитель задаёт дополнительные вопросы по прослушанному тексту:
1. Who was the first to call?
2. Who is in London and who is in Cambridge?
3. Where exactly in London are the tourists?
4. How do the girls feel?
5. When are they going to meet each other again?
Учащиеся отвечают индивидуально или обсуждают ответы в парах. Фронтальная проверка.
Б. Учащиеся располагаются за партами или круглым столом.
1) Учитель спрашивает учащихся, что им требуется для обсуждения места будущего путешествия: "What do you need to discuss the place where you want to travel?". В результате беседы выясняется, что необходимо, прежде всего, уметь правильно задавать вопросы и отвечать на них. С этой целью учащиеся снова обращаются к тексту упр. 1 (см. ПРИЛОЖЕНИИ 5) и анализируют его как источник вопросов для обсуждения будущего места путешествия, выписывая подходящие вопросы в тетрадь. Например:
1. Do you like travelling?
2. Would you like to see London?
3. What's happening in Trafalgar Square?
4. Would you like to go to the country, or a beach?
Учащиеся в парах отвечают на вопросы, привлекая информацию, полученную ими на уроке, а также варианты ответов из упр. 5 (см. ПРИЛОЖЕНИИ 5). Учащиеся анализируют ответы, выбирая правильные варианты для использования в будущем диалоге, а затем делают необходимые заметки в тетради.
Этап 6. Заключительный этап. Подведение итогов, рефлексия, объявление результатов урока
1) В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся один из двух вариантов диалога:
на тему "Where to go for travelling?"
с использованием материала, изученного на уроке, и заметок, сделанных учащимися в "экскурсионном листке", а также полученного при анализе упр. 1 и 5 (см. ПРИЛОЖЕНИИ 5);
на тему "At a Ticket Office" на базе видеоматериала Слайда 9 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
2) Учитель обсуждает с учащимися основные результаты урока, их оценку собственной деятельности на уроке, а также их мнение об уроке в целом.
3) Учитель объявляет отметки и прощается с учащимися.
ПРИМЕЧАНИЕ
Полный комплект материалов вместе с мультимедийным сопровождением можно загрузить с адреса: http://moi-universitet.ucoz.ru/load/2-1-0-939.
Папка "336. Korchazhkina.rar" с материалами урока содержит:
1. Сценарий урока (полный текст см. выше в данном
окне).
2. Методическое описание урока. В его состав
входят:
а) краткая характеристика урока;
б) методическая карта урока (методическая
проблема урока, обоснование использования ИКТ на
уроке, цель и задачи урока, методическая
концепция урока, метод обучения, методические
принципы урока);
в) учебный материал урока;
г) методическое содержание урока (поэтапно:
название этапа урока, цель этапа урока, основные
задачи этапа, содержание этапа урока);
д) приемы и технологии, используемые на уроке;
е) технические и вспомогательные средства;
ж) организационная карта урока (роли учителя на
уроке, формы взаимодействия учащихся, формы
когнитивной деятельности учащихся, формы
коммуникативной деятельности учащихся, формы
взаимодействия учителя и учащихся на уроке,
результативность урока, самоанализ).
3. Три автономных интерактивных ЦОР, созданных
специально к данному уроку и предназначенных как
для фронтальной работы, так и для работы учащихся
за ПК:
а) "VIRTUAL TOURISM" - иллюстрированный сборник
интерактивных упражнений по чтению и
аудированию, лексике и грамматике, изучаемых в
рамках данной темы; включены 11 видеоэпизодов с
заданиями; во всех заданиях предусмотрен подсчёт
очков и демонстрация верных ответов;
б) "London" - иллюстрированная слайд-лекция о
достопримечательностях Лондона;
в) "London Quiz" - иллюстрированная викторина о
Лондоне в формате "выбор одного варианта из трёх
предложенных" с подсчётом очков и демонстрацией
верных ответов.
4. Подробные инструкции по управлению ЦОР.
5. Скриншоты слайдов ЦОР.
6. Папка со шрифтами для эргономичной работы с ЦОР5.
Сноски
1
Эту и другие подобные инструкции по управлению ресурсом учитель даёт на родном языке.2
Здесь намеренно предложено задание более низкого уровня, чем предыдущие, чтобы наверняка все учащиеся были "готовы" к виртуальному путешествию.3
Учитель может попросить учащихся озвучить сделанные записи без комментариев о правильности/ неправильности ответов.4
Некоторые дети отвечали, что в тексте не хватает пропущенных слов.5
Цифровые образовательные ресурсы.