Цели урока:
Оборудование:
- панно огорода и дерева;
- нарисованные фрукты и овощи;
- 2 сказочных персонажа (мышонок и зайчонок, можно нарисованные, можно мягкие игрушки);
- 2 корзинки;
- бланки с заданиями 4-ый лишний.
Ход занятия.
1. Психологический настрой.
Как обычно в начале урока я говорю вам: "Здравствуйте!" (Дети тоже здороваются) Закрываю глаза и считаю до 3-х. После того как я досчитаю до трёх и открою глаза, вы должны показать, какое у вас настроение.
2. Закрепление пройденного материала.
К нам в гости пришли мышонок и зайчонок и принесли с собой корзинки. Как можно назвать одним словом то, что принёс зайчонок? (овощи), а мышонок? (фрукты). Каждый из вас будет доставать из корзинок овощи или фрукты и описывать по схеме. Название - форма - цвет.
3. Введение новых понятий "сад" и "огород"
Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи?" и "Где растут фрукты?", и тогда мы узнаем тему нашего занятия.
Как вы думаете, где зайчонок набрал столько много овощей? (ответы детей). Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи. (Ставится панно в виде огорода).
Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.). Названные овощи прикрепляются к панно.
А которые выкапываем? (картофель). Названный овощ прикрепляются к панно.
А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.). Названные овощи прикрепляются к панно.
А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан). Названные овощи прикрепляются к панно.
Хорошо, зайчик собрал все овощи в огороде, а где мышонок собирал фрукты? (Ответы детей). Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, грушевое дерево, персиковое дерево, сливовое дерево и другие. (Ставится панно в виде дерева и прикрепляются к нему фрукты)
Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия? САД И ОГОРОД
Физкультминутка
Аист, аист, длинноногий Покажи домой дорогу. Аист гордо отвечал: Топни правою ногой, Топни левою ногой, Правой, левой Правой, левой Вот тогда придёшь домой. |
Каждый день по утрам делаем зарядку, Очень нравится нам делать по порядку. Весело шагать, весело шагать. Руки поднимать, руки опускать Весело скакать, весело скакать. |
Игра "Сад и огород"
Мы знаем, что овощи растут в огороде, а фрукты в саду. Если я называю фрукт, мы тянемся кверху, а если овощ мы приседаем.
4. Пополнение словарного запаса.
Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?
Яблоко - яблочный | Апельсин - апельсиновый |
Груша - грушевый | Помидор - томатный |
Банан - банановый | Огурец - огуречный |
Слива - сливовый | Морковь - морковный |
Ананас - ананасовый | Свёкла - свекольный |
А какое варенье получится из :?
Апельсин - апельсиновое | Ананас - ананасовое |
Слива - сливовое | Банан - банановое |
Яблоко - яблочное | Груша - грушевое |
А давайте вспомним, что наши мамы делают из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).
А какой салат получится из :?
Огурцов - огуречный | Капусты - капустный |
Свёклы - свекольный | Помидор - помидорный |
Моркови - морковный |
5. Развитие мыслительных операций.
Зайчик и Мышонок решили поиграть с вами в очень интересную игру. Они выставляют на полочку овощи или фрукты, а вы должны угадать, что там лишнее. Игра называется "Четвёртый лишний.
А теперь попробуйте поиграть самостоятельно. (Лото, воспитанникам раздаются листы с заданиями, они пробуют выполнить самостоятельно, затем проверяют вместе).
6. Подведение итогов.
С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились?
Что повторили?
В какую игру научились играть?
Спасибо всем за занятие. До свидания.
Используемая литература.
- Н.Э. Теремкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
- Р.А. Кирьянова Комплексная диагностика школьников.