Открытые уроки по теме "Декоративно–прикладное искусство в творчестве учащихся"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Мы мастера игрушек»

Выполнение эскиза дымковской игрушки с элементами росписи.

Цели и задачи:

  • содействовать художественно-эстетическому восприятию учащихся.
  • воспитывать интерес и любовь к народному и декоративно-прикладному творчеству.
  • развивать творческое воображение, художественное мышление, изобразительные способности.

Оборудование: альбомы, простой карандаш, гуашь (акварель), кисти, образцы работ, литература, таблицы.

Ход урока

1 этап: Организационная часть.

Проверка готовности класса к уроку. Альбомы, краски, кисти, баночки с водой дети готовят до начала урока.

2 этап: Беседа на тему: «Мастера русской народной игрушки».

На доске висит таблица с изображением тройки лошадей выполненных в Городецкой росписи.

– ,,Сто крылец, сто колец, сто коней, сто вестей…” – так начинаются многие сказки.

Спросим у первого скакуна:

– ,,Откуда ты примчался? О чём твоя весть?”

– Я из лесов дремучих, моя весть о хохломе огненной, о той, что краше золота…

Спросим теперь у белого коня, что искры мечет из глаз и нетерпеливо грызёт удила:

– Издалека прибежал?

– На травяных берегах Вятки – реки меня пасли, там, где поют – разливаются глиняные свистульки…

– Откуда ты? – третьего спросим красавца коня.

– Из города Городца, что на Волге – реке.

Кони – вести. Слушаешь вести, а перед глазами - хохломские ложки, украшенные травкой-ягодкой, глиняные игрушки, что родились на берегу Вятки – реки, городецкие прялки. Вся земля наша – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной красками. Каждое мастерство – колечко ,живущее на свой собственный лад.

Помчимся на конях по белу свету, чтобы узнать, услышать вести о мастерах и мастерстве.

Первая наша остановка на берегу реки Вятки.

Сказочный мир народной игрушки особенно близок детям: кони, барашки, уточки, свиньи не могут оставить их равнодушными.

В Кировской области есть такой праздник: Свистунья – это старинный народный праздник в г. Вятке, что на берегу реки Вятки. Весь народ собирался на этот праздник, всем было весело. Каждый держал в руках небольшую глиняную игрушку. Это особенные игрушки - игрушки-свистульки. И все эти замечательные игрушки делали в Дымковской слободе. Там жили и сейчас живут замечательные мастерицы, благодаря их труду слобода прославилась на весь мир своими расписными игрушками.

Послушайте небольшую сказку:

...Жил-был баран Золотые Рога, шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, жёлтых, белых, чёрны. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова.

Окружили как-то раз барана серые волки, да баран Золотые Рога не испугался. Поглядел на серых и говорит:

– Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг всё ближе. Баран и говорит:

– Ошибся я – есть и жирные головы.

А волки всё ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

– Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. испугались волки и пустились со всех ног на утёк.

Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, весёлыми красками раскрашивают – а сами сказки сказывают. Потому такими весёлыми и получаются у них игрушки. посмотрите какая красота!

Детям показываются лепные копии, на доске висят таблицы с рисунками дымковских игрушек, с элементами дымковской росписи, образцы детских работ.

3 этап: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся и научимся выполнять элементы дымковской росписи.

На белый фон наносится узор: это кружки, точки, полоски. Как и Городецкие мастера Дымковские наносят узор в свободной кистевой манере.

В дымковской росписи используются насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, золотисто-жёлтый, синий, фиолетовый, оттенки зелёного, коричневый и чёрный.

Дети самостоятельно выполняют элементы дымковской росписи.

4 этап: На этом этапе дети приступают к выполнению контурного рисунка дымковской игрушки. Лини фигурок плавные – плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей. Мастера выбирают лишь те характерные черты, которые могут быть пластически выразительными в глине. Отсюда в дымковской игрушке сильное обобщение и условность трактовки формы.

5 этап: Подготовка к росписи.

В начале второго урока дети вспоминают материал изученный на предыдущем уроке. вспоминают что такое праздник ,,Свистунья”, какие краски используются для выполнения дымковской росписи.

6 этап: Роспись рисунка игрушки.

На предыдущем уроке все дети выполнили контурный рисунок дымковской игрушки, у кого-то это барышня, у кого-то зверёк или композиции состоящая из двух фигур. Дети ещё раз просматривают свои рисунки, нет ли каких недоработок, и приступают к выполнению работы в цвете.

Дети работают полностью самостоятельно, используя образцы росписи с таблиц и те образцы, которые они сами выполняли на предыдущем уроке.

7 этап: Завершение работы.

В конце урока подводится итог работы двух уроков, проверка работ.

Лучшие работы показываются всему классу и отбираются на выставку.


Тема: Изготовление и роспись Дымковской игрушки.

Цели и задачи:

  • Развивать творческое воображение.
  • развивать художественный вкус, графические умения.
  • Углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование: глина, водоэмульсионная краска, акварель или гуашь, кисти, тычки, картон, таблицы, образцы игрушек.

Ход урока

1 этап: Организационная часть. Подготовка рабочего места.

В зависимости от этапа работы, на уроки готовят:

  • 1 урок – глина, стеки, покрытие, тряпочки, вода;
  • 2 урок - кисти жёсткие, водоэмульсионная краска, игрушка, покрытие;
  • 3 урок – подготовленная игрушка, гуашь или акварель, кисть, тычки, баночки с водой.

2 этап: Лепка игрушки.

Дети работают с глиной так, чтобы руки были чистые и сухие. Дымковскую игрушку не тянут из кома глины, а лепят по частям, соединяя части в единое целое в определённой последовательности.

Дымковские мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующего развитого вкуса, точного глаза.

Игрушку лепят из отдельных форм. Примазывание отдельных частей выполняют как можно тщательнее, иначе при сушке работа может распасться. Следы примазки старательно разглаживают сырой тряпочкой или губкой, пальцами. Все части, как и сама фигурка в целом, должны быть ровными, гладкими, чёткими.

3 этап: Сушка и побелка.

Работы сушат, избегая обдуваемых мест и расположенных близко к источнику тепла. При комнатной температуре работа просыхает примерно за две недели.

Так как условий для обжига нет, работы выдерживаются неделю. На втором уроке работа покрывается водоэмульсионной краской в 2-3 слоя.

Если работа распадается, её можно склеить клеем ПВА. После побелки работа выдерживается ещё одну неделю для окончательной просушки.

4 этап: Подготовка к росписи.

Кисти лучше брать круглые и плоские с жёстким волосом (не щетина) с 1 по 8 номер. Желательно иметь несколько кистей. Желательно иметь несколько кистей.

При работе кисти тщательно промывают в воде и вытирают досуха тряпочкой или салфеткой.

Самые лучшие краски для росписи - полидинилацетатная темпера (поливинилацетатные), её лучше развести желтком. Можно использовать хорошую гуашь или густую акварель.

Чтобы краска не пачкалась её лучше смешать с клеем ПВА. 

Порядок росписи изделия.

Роспись фигурки человека лучше всего начинать с лица (глаз). Всё остальное с больших пятен: птиц и животных с опорных деталей – копыта, лапы, полставки и т.п.

Если тёмный и светлый цвета расположены рядом, то начинают роспись со светлого.

Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть и не поднимая без надобности над столом.

Широкие полосы и большие круги надо стараться писать легко и свободно.

Тонкие полосы и толстые точки наносят в последнюю очередь. Круги можно сделать тычками.

При окончании работы (росписи) очень важно вовремя остановиться; не забыть оставить белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

По завершении работу можно покрыть лаком.

5 этап: Роспись.

Дети самостоятельно выполняют роспись.

6 этап: Подведение итогов работы. Выставление оценок.