Тема: Законы постоянного электрического тока.
Тип урока: повторительно-обобщающий, с элементами мультимедиа.
Форма урока: деловая игра.
Цели урока:
- Образовательные: повторить ранее изученный материал и проверить усвоение его студентами, выявить уровень сформированности умений студентов решать типовые задачи на законы тока и расчет основных характеристик, выполнять измерения в электрических цепях.
- Воспитательные: приучать студентов к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, к самооценке, к аккуратности в учебной деятельности.
- Развивающие: продолжение работы по формированию умений искать информацию, работать с дополнительными источниками, решать задачи, применяя знания в новых ситуациях, слушать сообщения, делать самостоятельно сопоставления и вести исследования по собственному проекту.
Оборудование: компьютер с мультимедиапроектором, экран, оборудование для физического эксперимента (амперметры, вольтметры, лампочки, сопротивления, батарейки, 8 комплектов), демонстрационное оборудование, итоговая таблица по теме, опорные конспекты, раздаточный дидактический материал, калькуляторы.
Предварительная подготовка: В группе создали НИИ, работающий над теоретическими вопросами электродинамики и имеющий ряд лабораторий. Группа делится на 4 лаборатории, которые готовят презентацию конкретной части теории.
Лаборатория №1: Электрический ток, условия существования тока, действия тока, характеристики тока и участка цепи.
Лаборатория №2: Закон Ома для участка цепи, электрическое напряжение, сопротивление, зависимость от геометрических размеров и температуры. Законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Лаборатория №3: Э.Д.С. Закон Ома для полной цепи.
Лаборатория №4: Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца.
Домашняя работа студентов:
Приготовить творческий отчет, в который входят:
1) теоретическая часть, в которой излагаются в
сжатой форме главные сведения из теории вопроса
(готовится одна электронная презентация от
лаборатории);
2) часть, посвящённая задачам – каждый студент
подбирает, решает и сдаёт три типовых задачи на
данную тему;
3) составить домино по основным законам, формулам,
понятиям, обозначениям и единицам измерения
физических величин;
4) индивидуальное задание имеет один студент –
составить кроссворд по основным физическим
величинам темы, единицам измерения и
обозначениям. Приготовить его презентацию.
План урока:
- Организационный момент (2 мин);
- Презентация теоретического материала студентами (проверка домашнего задания, 25 мин);
- Решение задач (15 мин);
- Выполнение физического эксперимента (12 мин);
- Актуализация опорных знаний (5 мин);
- Проверочная работа (10 мин);
- Итог урока. (5 мин);
- Домашнее задание. (1 мин).
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Задача этапа: создать у студентов рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.
Метод обучения: словесный
Форма обучения: коллективная
Деятельность преподавателя: Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы студентов, сообщает цель урока и план работы.
Деятельность студентов: Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос преподавателя. (Приложение 1, Приложение 2)
Содержание: После приветствия преподаватель задаёт вопрос: Кто вы? Предполагаемый ответ: Студенты, группа.
Преподаватель: Не группа, а НИИ. В течение недели вы исследовали одну тему – Законы постоянного электрического тока. Свои исследования представят заведующие лабораториями и их помощники – «научные сотрудники» института.
2. Презентация теоретического материала (презентация домашнего задания)
Задача этапа: повторить ранее изученный материал (1 курс), проверить правильность представления теоретических вопросов.
Метод обучения: словесный и наглядный.
Форма обучения: коллективная и индивидуальная.
Деятельность преподавателя: проверяет выполнение домашнего задания, обращает внимание студентов на главные теоретические выводы, законы, формулы, оценивает качество выполнения слайдов.
Деятельность студентов: представляют с помощью слайдов теорию своей исследовательской темы, демонстрируют физическое домино. Слушают, наблюдают, анализируют теоретический материал (другие презентации) и заполняют опорные конспекты. (Приложение 3) и Приложение 9 – пример одной из презентаций, которую приготовили студенты.
3. Решение задач
Задача этапа: Закрепить повторенный теоретический материал при решении задач, повторить применение основных законов при решении нестандартных задач.
Метод обучения: практический.
Форма обучения: индивидуальная.
Деятельность преподавателя: формулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность студентов по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач.
Деятельность студентов: самостоятельно решают задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения с решением студентов у доски.
Содержание: На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)
Преподаватель: Вы можете проверить свои умения с помощью задач из Е.Г.Э. (Приложение 4).
4. Физический эксперимент
Задача этапа: Повторить способы сборки электрических цепей и правила измерения силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра.
Метод обучения: практический, словесный, наглядный.
Форма обучения: групповая.
Деятельность преподавателя: комментирует сборку электрической цепи на доске с помощью демонстрационных приборов, выделяет главные правила подключения измерительных приборов, проверяет выполненные измерения.
Деятельность студентов: наблюдают, анализируют, собирают цепь по указаниям, выполняют измерения силы тока и напряжения, рассчитывают мощность лампочки и сопротивление проводника. (Приложение 5). Применяют законы тока в новых ситуациях. Оценивают свою работу в микрогруппах.
Содержание: Перед выполнением экспериментов в микрогруппах студенты наблюдают за сборкой электрической цепи на магнитной доске. Цепь собирает студент по желанию.
5. Актуализация опорных знаний
Задача этапа: Выделить опорные знания в данной теме.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная.
Деятельность преподавателя: разъясняет цель работы, выделяет опорные знания, заполняет на доске одну ячейку итоговой таблицы.
Деятельность студентов: слушают объяснение и указания преподавателя по заполнению таблицы, отвечают на вопросы и участвуют в заполнении части таблицы. Заполняют таблицу на листах. (Приложение 8).
6. Проверочная работа
Задача этапа: проверить усвоение повторенной теории, выявить пробелы, скорректировать дальнейшую работу по повторению.
Метод обучения: практический.
Форма обучения: индивидуальная.
Деятельность преподавателя: комментирует тестовые задания, поясняет, объявляет критерии оценок.
Деятельность студентов: Выполняют индивидуально проверочный тест «Проверь себя» (Приложения 6), сдают ответы и осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в рабочую карту урока. (№1).
7. Итог урока
Задача этапа: подвести итог урока, оценить работу группы.
Метод обучения: словесный.
Форма обучения: коллективная и индивидуальная.
Деятельность преподавателя: осуществляет указания по подсчёту средней оценки и организует игру «Устами студента», подводит итоги работы студентов и урока.
Деятельность студентов: заведующие подсчитывают средние оценки сотрудников своих лабораторий, остальные участвуют в игре, отвечают на вопросы. (Приложение 7).
8. Домашнее задание. Заполнить итоговую таблицу, повторив опорные понятия данной темы. Приготовиться к устному ответу.