Повторительно-обобщающий урок по теме "Законы постоянного электрического тока" с использованием компьютерной презентации

Разделы: Физика


Тема: Законы постоянного электрического тока.

Тип урока: повторительно-обобщающий, с элементами мультимедиа.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

  • Образовательные: повторить ранее изученный материал и проверить усвоение его студентами, выявить уровень сформированности умений студентов решать типовые задачи на законы тока и расчет основных характеристик, выполнять измерения в электрических цепях.
  • Воспитательные: приучать студентов к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, к самооценке, к аккуратности в учебной деятельности.
  • Развивающие: продолжение работы по формированию умений искать информацию, работать с дополнительными источниками, решать задачи, применяя знания в новых ситуациях, слушать сообщения, делать самостоятельно сопоставления и вести исследования по собственному проекту.

Оборудование: компьютер с мультимедиапроектором, экран, оборудование для физического эксперимента (амперметры, вольтметры, лампочки, сопротивления, батарейки, 8 комплектов), демонстрационное оборудование, итоговая таблица по теме, опорные конспекты, раздаточный дидактический материал, калькуляторы.

Предварительная подготовка: В группе создали НИИ, работающий над теоретическими вопросами электродинамики и имеющий ряд лабораторий. Группа делится на 4 лаборатории, которые готовят презентацию конкретной части теории.

Лаборатория №1: Электрический ток, условия существования тока, действия тока, характеристики тока и участка цепи.

Лаборатория №2: Закон Ома для участка цепи, электрическое напряжение, сопротивление, зависимость от геометрических размеров и температуры. Законы последовательного и параллельного соединения проводников.

Лаборатория №3: Э.Д.С. Закон Ома для полной цепи.

Лаборатория №4: Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца.

Домашняя работа студентов:

Приготовить творческий отчет, в который входят:

1) теоретическая часть, в которой излагаются в сжатой форме главные сведения из теории вопроса (готовится одна электронная презентация от лаборатории);
2) часть, посвящённая задачам – каждый студент подбирает, решает и сдаёт три типовых задачи на данную тему;
3) составить домино по основным законам, формулам, понятиям, обозначениям и единицам измерения физических величин;
4) индивидуальное задание имеет один студент – составить кроссворд по основным физическим величинам темы, единицам измерения и обозначениям. Приготовить его презентацию.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин);
  2. Презентация теоретического материала студентами (проверка домашнего задания, 25 мин);
  3. Решение задач (15 мин);
  4. Выполнение физического эксперимента (12 мин);
  5. Актуализация опорных знаний (5 мин);
  6. Проверочная работа (10 мин);
  7. Итог урока. (5 мин);
  8. Домашнее задание. (1 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Задача этапа: создать у студентов рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке.

Метод обучения: словесный

Форма обучения: коллективная

Деятельность преподавателя: Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы студентов, сообщает цель урока и план работы.

Деятельность студентов: Приветствуют преподавателя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос преподавателя. (Приложение 1, Приложение 2)

Содержание: После приветствия преподаватель задаёт вопрос: Кто вы? Предполагаемый ответ: Студенты, группа.

Преподаватель: Не группа, а НИИ. В течение недели вы исследовали одну тему – Законы постоянного электрического тока. Свои исследования представят заведующие лабораториями и их помощники – «научные сотрудники» института.

2. Презентация теоретического материала (презентация домашнего задания)

Задача этапа: повторить ранее изученный материал (1 курс), проверить правильность представления теоретических вопросов.

Метод обучения: словесный и наглядный.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

Деятельность преподавателя: проверяет выполнение домашнего задания, обращает внимание студентов на главные теоретические выводы, законы, формулы, оценивает качество выполнения слайдов.

Деятельность студентов: представляют с помощью слайдов теорию своей исследовательской темы, демонстрируют физическое домино. Слушают, наблюдают, анализируют теоретический материал (другие презентации) и заполняют опорные конспекты. (Приложение 3) и Приложение 9 – пример одной из презентаций, которую приготовили студенты.

3. Решение задач

Задача этапа: Закрепить повторенный теоретический материал при решении задач, повторить применение основных законов при решении нестандартных задач.

Метод обучения: практический.

Форма обучения: индивидуальная.

Деятельность преподавателя: формулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность студентов по решению задач, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач.

Деятельность студентов: самостоятельно решают задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения с решением студентов у доски.

Содержание: На доске выражение: Знать физику – значит уметь решать задачи. (Энрико Ферми)

Преподаватель: Вы можете проверить свои умения с помощью задач из Е.Г.Э. (Приложение 4).

4. Физический эксперимент

Задача этапа: Повторить способы сборки электрических цепей и правила измерения силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра.

Метод обучения: практический, словесный, наглядный.

Форма обучения: групповая.

Деятельность преподавателя: комментирует сборку электрической цепи на доске с помощью демонстрационных приборов, выделяет главные правила подключения измерительных приборов, проверяет выполненные измерения.

Деятельность студентов: наблюдают, анализируют, собирают цепь по указаниям, выполняют измерения силы тока и напряжения, рассчитывают мощность лампочки и сопротивление проводника. (Приложение 5). Применяют законы тока в новых ситуациях. Оценивают свою работу в микрогруппах.

Содержание: Перед выполнением экспериментов в микрогруппах студенты наблюдают за сборкой электрической цепи на магнитной доске. Цепь собирает студент по желанию.

5. Актуализация опорных знаний

Задача этапа: Выделить опорные знания в данной теме.

Метод обучения: словесный.

Форма обучения: коллективная.

Деятельность преподавателя: разъясняет цель работы, выделяет опорные знания, заполняет на доске одну ячейку итоговой таблицы.

Деятельность студентов: слушают объяснение и указания преподавателя по заполнению таблицы, отвечают на вопросы и участвуют в заполнении части таблицы. Заполняют таблицу на листах. (Приложение 8).

6. Проверочная работа

Задача этапа: проверить усвоение повторенной теории, выявить пробелы, скорректировать дальнейшую работу по повторению.

Метод обучения: практический.

Форма обучения: индивидуальная.

Деятельность преподавателя: комментирует тестовые задания, поясняет, объявляет критерии оценок.

Деятельность студентов: Выполняют индивидуально проверочный тест «Проверь себя» (Приложения 6), сдают ответы и осуществляют взаимопроверку, выставляют свою оценку в рабочую карту урока. (№1).

7. Итог урока

Задача этапа: подвести итог урока, оценить работу группы.

Метод обучения: словесный.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

Деятельность преподавателя: осуществляет указания по подсчёту средней оценки и организует игру «Устами студента», подводит итоги работы студентов и урока.

Деятельность студентов: заведующие подсчитывают средние оценки сотрудников своих лабораторий, остальные участвуют в игре, отвечают на вопросы. (Приложение 7).

8. Домашнее задание. Заполнить итоговую таблицу, повторив опорные понятия данной темы. Приготовиться к устному ответу.