Цели:
Образовательные: закрепить понятие оператора цикла со счётчиком решением задач.
Развивающие:
- развить навыки использования среды программирования Pascal ABC;
- развить умение отправления решённых задач с помощью программы Clnt на сервер для тестирования;
- развить логическое мышление и активность работы учащихся.
Воспитательные:
- формировать навык командной работы;
- формировать у учащихся объективную самооценку;
- пробудить интерес к обучению.
Задачи учителя для создания успеха на уроке:
- наладить работу локальной сети;
- разместить на ученических компьютерах программу Clnt для отправки задач на сервер;
- на всех компьютерах установить среду программирования Pascal ABC;
- на сервере подготовить пакет программ Executor для автоматического тестирования задач;
- учительский компьютер оснастить мултимедийным проектором;
- провести физкультминутку для снятия усталости плеч, шеи, позвоночника и глаз;
- создать на уроке атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- подготовить дипломы для награждения победителей и сертификаты для участников.
Форма организации учебно-познавательной деятельности:практическая работа.
Оборудование:
- компьютерный класс с локальной сетью;
- компьютер учителя, оснащённый мультимедийным проектором;
- карточки с условиями задач;
- легкая музыка.
Программное обеспечение:
- Электронный учебник «Вычислительная математика и программирование»
- Пакет программ MS Office -2003,
- среда программирования Pascal ABC,
- электронная презентация «Циклы в языке Turbo Pascal»,
- Полный курс обучения языку программирования. Конструкции языка. Циклические алгоритмы,
- пакет программ Executor для тестирования решённых задач.
Межпредметная связь: математика, русский язык.
Интернет-ресурсы:
- http://www.acmtest.ru/
- Executor - автоматизированная сетевая тестирующая система для проведения турниров по программированию по правилам ACM. Версия 2.299
- http://sunschool.math.rsu.ru/pabc/
- Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.
- http://www.pascaler.ru/links.html
- Полный курс обучения языку программирования Турбо Паскаль.
Литература для учащихся:
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – Лаборатория Базовых знаний, 2001. – 304.: ил.
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестаков. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 -359 с.:ил.
Литература для учителя:
- Информатика. Л. З. Шауцукова
- Турбо Паскаль. /С.А. Немнюгин - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 496 с.: ил.
- Pascaler. Полный курс обучения языку программирования,
Структура урока
№ |
Этапы урока |
Время (мин.) |
Приёмы и методы |
1 |
Организационный момент |
1 |
Приветствие учителя |
2 |
Постановка образовательной задачи |
1 |
Объявление учителем темы урока. |
3 |
Повторение понятия цикла со счётчиком |
5 |
Повторение с учащимися |
4 |
Повторение правил отправки задач на сервер для тестирования |
3 |
Мастер-класс “Решение и отправка задач на сервер” (Приложение 2) |
5 |
Решение задач |
15 |
Решение задач учащимися за компьютерами и отправка решений на сервер. (Приложение 2) |
6 |
Физкультминутка |
2 |
Выполнение вместе с учащимися упражнений для глаз для снятия перенапряжения. (Приложение 3) |
7 |
Решение задач |
13 |
Решение задач учащимися за компьютерами и отправка решений на сервер. (Приложение 2) |
8 |
Подведение итогов урока |
3 |
С помощью мультимедийного проектора проектировать результаты поступления на сервер. Расставить оценки учащимся за урок. (Приложение 2), (Приложение 4) |
9 |
Домашнее задание |
2 |
Решить задачи. (Приложение 1) |
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята. Я очень рада вас всех видеть. А сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Садитесь. Дежурный, сообщите, пожалуйста, все ли в классе?
Ученик: В классе отсутствующих нет.
Учитель: Спасибо, садитесь. Для сегодняшнего урока вам необходимо подготовить тетради, ручки, электронные носители и дневники. Положите все эти предметы на стол.
2. Постановка образовательной задачи.
Учитель: Откройте тетради и запишите сегодняшнее число 18.12.2008 и тему урока «Циклы со счётчиком. Решение задач». Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя – лингвиста Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”
Выделила следующие цели:
Образовательные:
- закрепить понятие оператора цикла со счётчиком решением задач.
Развивающие:
- развить умение использования программы Executor для тестирования задач на сервере;
- развить логическое мышление и активность работы учащихся.
Воспитательные:
- формировать навык командной работы и объективную самооценку;
- пробудить интерес к программированию.
3. Повторение понятия цикла со счётчиком
На прошлом уроке мы изучили тему: «Циклы со счётчиком». Давайте вспомним, как записываются такие циклы при составлении программ?
Ученик: В первой задаче числа, начиная от 10 до 1 с шагом -1 возводят в квадрат и печатают полученные значения.
Ученик: Во второй задаче находит сумму чисел, начиная от 5 до 10 с шагом +1 и печатает полученное значение.
Учитель: Молодцы, верно догадались.
4. Повторение правил отправки задач на сервер для тестирования
Учитель: Ребята, завтра, 19 декабря, состоится 3 республиканская командная дистанционная олимпиада по программированию. Чтобы закрепить процесс работы с пакетом программы Executor, на этом уроке решённые задачи будем отправлять на сервер для тестирования. В конце урока подведём итоги. Узнаем, какая команда больше всех набрала баллов. Победители получат дипломы, а участники – сертификаты. До начала турнира, давайте вспомним использования программы Clnt. Необходимо открыть программу Clnt. Наладить соединение с сервером. IP адрес сервера: 192.168.1.30. Порт не меняем. Войти в систему, выбрать номер своей команды. Написать пароль. Создать папку For на Рабочем столе и сохранять там все решённые задачи. По мере решения отправляйте задачи на сервер для тестирования.
Учитель: Если нет вопросов, приступите к работе.
5. Решение задач
Учащиеся занимают места за компьютерами, настраивают связь с сервером и начинают решать задачи. Звучит тихая музыка.
For7. (В №4) Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму всех целых чисел от A до B включительно.
Входные данные: ввести два целых числа A, B (1<=A,B<=100).
Выходные данные: вывести сумму всех целых чисел от A до B включительно.
For8. (В №1) Даны два целых числа A и B (A < B). Найти произведение всех целых чисел от A до B включительно.
Входные данные: ввести два целых числа A, B (1<=A,B<=10).
Выходные данные: вывести произведение всех целых чисел от A до B включительно.
For9. (В №2) Даны два целых числа A и B (A < B). Найти сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.
Входные данные: ввести два целых числа A, B (1<=A,B<=10).
Выходные данные: вывести сумму квадратов всех целых чисел от A до B включительно.
For10. (В №3) Дано целое число N (> 0). Найти сумму 1 + 1/2 + 1/3 + … + 1/N (вещественное число).
Входные данные: ввести целое число N (1<=n<=20).
Выходные данные: вывести сумму 1 + 1/2 + 1/3 + … + 1/N с точностью до 4 цифр в дробной части. (Приложение 5)
5. Физкультминутка
Через 15 минут работы за компьютерами выполняют все вместе с учителем упражнения для снятия усталости плеч, спины, мышц шеи и глаз.
Учитель: Ребята, вы уже сидите за компьютерами 15 минут, наверное, устали ваши глаза. Давайте выполним упражнения для глаз, спины, шеи.
- Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
- Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз.
- Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько же раз выполните движение влево.
- И.п. - сидя на стуле. Заведите руки за голову - вдох, максимально прогнитесь назад 3 - 5 раз, опираясь лопатками о спинку стула - выдох.
6. Решение задач
7. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, на этом работу за компьютерами закончим. Для подведения итогов, займите места за партами. Программа Executor проверила ваши работы. 1 место заняла команда 02, 1 место – 05, 3 место – 09. Эти учащиеся получат дипломы, а все остальные – сертификаты.
8. Домашнее задание
For11. Дано целое число N (> 0). Найти сумму N2 + (N + 1)2 + (N + 2)2 + … + (2·N)2 (целое число).
Входные данные: ввести целое число N (1<=n<=10).
Выходные данные: вывести сумму N2 + (N + 1)2 + (N + 2)2 + … + (2·N)2 (целое число).
Приложение 1 (Презентация для повторения)
Приложение 2 (Материалы для проведения соревнования по программированию)
Приложение 3 (Презентация физкультминутка)
Приложение 4 (Диплом для награждения призёров)
Приложение 5 (Условия задач)