Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств: в виде действий с моделями, отражающие существенные черты изучаемых явлений, мнемотаблиц, которые несут в себе обучающую информацию, использование образцов и образных фантазий (эйдетизм), открывающими новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. И таким образом, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия, т.е., на основе наглядно-действенной формы складывается наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Я третий год успешно применяю приемы эйдетики, моделирования и мнемотехники во всех разделах программы. В разделе «Развитие элементарных математических представлений» для ознакомления с цифрами, каждую цифру я выразила в виде определенного эйдоса (греч. – образа), например, цифра 1 в виде образа «одинокого мальчика с протянутой рукой, который хочет с кем-нибудь подружиться», а цифра 2 в виде «царевны – лебедя, которая дважды меняет свой облик» и т.д., таким образом, абстрактная цифра превращается для детей в понятный им и живой образ, который легко запоминается. «Числовая ось» – по своей сути, тоже является моделью, которая определяет количественные отношения.
Для ознакомления с сезонными изменениями в природе использую круговую диаграмму с четырьмя секторами, каждый из которых имеет определенный цвет и обозначает свое время года. По мере наблюдения за природой мы с детьми заполняем условными обозначениями, символизирующими природные явления эту диаграмму. В процессе заполнения детьми индивидуальных диаграмм происходит лучшее усвоение основных принципов экологии.
Для развития логического мышления при
классификации используем модель
«классификационного древа» и кругов Эйлера,
которые наглядно отражают родо-видовые
отношения.
Для усвоения звуко-буквенного анализа ввели
забавных «звуковичков», наряд которых помогает
дать характеристику каждого звука.
Неоценимо использование мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. А изготовленные мною загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, дети с удовольствием используют даже вне занятий.
Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.
В разделах «Ознакомление с пространственными отношениями» и «Конструирования» это всевозможные планы, схемы, карты, анализируя и самостоятельно их строя дети учатся ориентироваться и конструировать из различных материалов.
Такой подход мне позволил:
- Расширять представления детей об окружающем.
- Развивать связную речь.
- Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие.
Конспект комплексного занятия по теме «Птицы»
Программное содержание:
- Обобщить знания детей о птицах. Формировать у детей знание о том, что эксперимент – один из способов познания окружающего мира.
- Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать связную речь.
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.
Материалы: книга, силуэты птиц из наждачной бумаги, карта, перья, тазик с водой, листы бумаги, дорожки, чучела, мнемотаблицы описания птиц, изображение силуэта синички на картоне, схема окраски, клей, кисточки, крупка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В нашу группу пришел замечательный подарок
– волшебная книга знаний. Вы хотите все
знать, быть умными, сообразительными,
любознательными? Откуда же человек получает
знания? Каким путем? (наблюдает, исследует,
читает, слушает рассказы других людей, когда сам
что-то изготавливает и т.д.)
Я предлагаю вам отправиться в поход за знаниями,
и в этом нам поможет эта волшебная книга. Я
надеюсь, что сегодня вы узнаете много нового, что
не только книга поделилась с вами знаниями, но и
вы можете пополнить ее, и другие люди уже смогут
воспользоваться этим богатством – знаниями. А
что послужит темой нашего занятия, вы узнаете из
загадок.
1. Пестрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.2. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
5. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет.
Крошки подбирает.
Каких назвать одним словом?
Потренируемся перед дорогой. Вот задание для разминки:
– Отгадайте птицу по силуэту (на карточках
контурное изображение ласточки, чайки, утки)
– Определите птицу на ощупь (на карточках из
наждачной бумаги силуэты птиц)
Чтобы в походе было легче ориентироваться, все путешественники берут с собой карту. В нашей волшебной книге есть карта, которая подскажет нам правильную дорогу.
1. Дорожка нас привела в
научно-исследовательскую лабораторию. Вы
говорили, что знания получают с помощью
наблюдений, исследований. У вас по 2 пера. Давайте
их исследуем. Как вы думаете, это перья одной
птицы или разных птиц? Отличаются ли они друг от
друга? Чем? Оказывается, это перья курицы. А
разные они потому, что одно перо пуховое, а другое
маховое. Попробуйте сами определить. Хорошо
посмотрите на них и скажите, для чего они служат.
Как вы думаете, почему птицы летают и не падают?
Давайте проведем научный эксперимент-опыт.
Возьмем 2 листа бумаги, 1 лист сомнем в комочек.
Проверим, какой лист упадет быстрее. Сделайте
вывод.
Вы слышали пословицу « Как с гуся вода»? почему
так говорят? У него не намокают перья в воде.
Проведем еще один эксперимент. У нас есть гусиные
перья и емкость с водой. Опустите перья в тазик.
Тонут ли они в воде? Они очень легкие. Давайте их
встряхнем, как это делают гуси и утки, когда
выходят из воды. Как выглядят перья? Почему они не
намокли? У водоплавающих птиц есть специальная
железа, которая выделяет жир, а гуси и утки
смазывают им перья. Как вы считаете, зачем? Птица
с несмазанными и грязными перьями не сможет
летать и может даже утонуть.
Скажите, что вам удалось узнать с помощью опытов
и экспериментов, наблюдений? Значит, вы приобрели
новые знания. Давайте их положим в нашу волшебную
книгу и отправимся в путь за новыми знаниями.
2. По какой дорожке нам предстоит идти дальше? А здесь начинает свою работу научная конференция, на которой собрались молодые ученые. В роли ученых выступят наши дети. Откуда люди получают знания? Рассказывая и сообщая их друг другу. Сейчас мы с вами пополним не только свою книгу знаний, но и нашим гостям сообщим новые и полезные сведения. Чтобы сообщение было действительно научным и интересным, надо, чтобы люди не только услышали, но и увидели то, о чем им рассказывают. Поэтому наши выступающие представят чучела птиц. Сразу хотим сказать, что наши дети, так же как и я, любим птиц, эти чучела не настоящие, а сделаны из пластмассы и перьев. Полнее и интереснее раскрыть свои научные сообщения помогут мнемотаблицы (3 ребенка составляют описательные рассказа о воробье, соловье и утке.)
3. Карта нам подсказывает, что мы отправляемся по голубой дорожке. Древние мудрецы говорили « Я лучше пойму, если сделаю это сам». Теперь мы с вами попали в творческую мастерскую. Я предлагаю вам на память о нашем занятии сделать аппликацию синички. Перед вами нарисованный контур синички и схема цветов, какими она должна быть украшена. На столе у каждого крупка разных цветов, кисточка и клей.
Повторим порядок работы:
- Определить цвет отдельной части по схеме и цифре.
- Аккуратно намазать клеем только эту часть.
- Посыпать на смазанное место крупку нужного цвета, пока не высохло можно поправить рукой, лишнюю крупку убрать.
- По этой же схеме выполнить остальные части.
- В конце работы фломастером подрисовать клювик и лапки.
- После работы не забудьте главное правило: убрать свое рабочее место.
Мы с вами сегодня совершили необычное путешествие за знаниями. Скажите, какие знания мы положим в нашу книгу? Что нового вы узнали на занятии? Какими способами вы получили эти знания? Я надеюсь, вы в своей жизни узнаете еще очень много нового, интересного и полезного.