Информатика в 3-м классе "Алгоритмы с ветвлениями и циклами"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Алгоритмы с ветвлениями и циклами».

Цели урока:

  • закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, ветвлениях и циклах в алгоритме;
  • закрепить умение составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1.

– Итак, как обычно, на уроке информатики наш класс превращается в маленький вычислительный центр. Сегодня перед нами стоит нелегкая задача. Вы помните, что на прошлом уроке робот Боб принес нам телеграмму от нашего друга-инопланетянина Янта. Янт вместе со своими друзьями снова прилетает на нашу планету.
Но сегодня я получила тревожный сигнал. Из-за большого количества отравляющих веществ, которые поднимаются с поверхности земли, в атмосфере образовалась толстая пленка.
Наши друзья сообщают, что им не хватает кислорода, нарушена видимость, глохнут моторы летательных аппаратов. Поэтому алгоритм полета для каждого корабля мы будем выполнять сами. Откройте карту наблюдения за полетом инопланетян (№14)

(Дети выполняют задание у доски и на карте.)

– Сколько ветвлений в этом алгоритме? (Два ромба – два ветвления.)

– Какие команды в этом алгоритме будут выполняться не каждым кораблем?

(В этом алгоритме таких команд 3:

  • «Лети в космическую больницу» – не выполняется, если на борту корабля нет больных.
  • «Лети в космическую столовую» – не выполняется, если на борту есть больные.
  • «Лети на ремонтную базу» – не выполняется, если корабль исправен.)

– Обведите прямоугольники, в которых записаны эти команды.

– Какие команды будут выполняться всегда? («Соверши посадку на планете.)

2.

– До нашей планеты долетел пока только Янт, его друзья прибудут позже. Мы должны установить координаты приземления Янта. Откройте «карту поиска» (№15).

(Работа с заданием).

– Какой рисунок является местом посадки Янтом?  (Рис. №2)

– Сколько знаков «+» под каждым рисунком?

(Рис. №1 – река, день, церковь, безоблачно.
Рис. №3 – река, лодка, день, церковь.
Рис. №4 – река, лодка, церковь, безоблачно.)

–  Запишите вопросы, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ».

– Запишите вопросы, на которые нельзя ответить «ДА» или «НЕТ».

3.

– Ребята, Янт приземлился в незнакомом месте. Помогите найти ему дорогу домой. Откройте «карту путешествий».

(Ученик работает у доски, ребята – на местах.)

Физпауза

4.

– Наконец-то Янт добрался до дома. И конечно же ему хочется с дороги отдохнуть. Мы с вами тоже устали и тоже отдохнем.

5.

– Отдохнув, Янт решил сообщить всем своим друзьям о прилете и пригласить их в гости (№25).

(Задание выполняется на доске и в тетради)

– Положите перед собой алгоритм «Позвони другу по телефону».

6. Если есть время – №26.

7.

– Наконец Янт обзвонил всех друзей и пригласил их в гости. Давайте поможем ему приготовить ужин. Положите перед собой алгоритм «Приготовь салат» (№29).

(Ученик у доски, дети – на местах)

– Сколько циклов в этом алгоритме? (Два, потому что на схеме 2 ромба, и из каждого выходит стрелка, ведущая наверх.)

III. Итог урока

а)   Если есть время

– Для чего нужен алгоритм? (С помощью алгоритма можно ответить на вопрос «Как это делается?»)

– Когда в алгоритме используется ветвление? (Если в нем есть команды, которые выполняются не всегда.)

– Когда в алгоритме нужен цикл? (Когда в нем есть шаги, которые нужно выполнять несколько раз.)

б)  Если мало времени.

– Сегодня мы вспомнили, как выполнить алгоритм, в котором используются условные обозначения, как восстановить правильный порядок команд в алгоритме и как правильно расположить стрелки на схеме алгоритма с циклом.