Когда говорят о публицистике, то имеют в виду язык средств информации, особенностями которого является массовый адресат, сочетание функции сообщения и воздействия, совмещение стандарта и экспрессии.
Как разобраться в том потоке информации, который обрушивается на нас ежеминутно, как проникнуть в механизмы её воздействия на наши умы и научиться самому доносить до других что-то важное, делая это убедительно и доступно?
Осваивая данный курс, учащиеся в ходе разных видов деятельности смогут постепенно ответить на все эти вопросы и приобрести необходимые навыки общения.
Основной целью данного курса является создание условий для формирования системы ориентиров в языковом многообразии, для того чтобы учащиеся могли определить степень собственной коммуникативной грамотности и почувствовать потребность совершенствования речевых умений, необходимых для достижения социального и личного успеха в той сфере деятельности, которую они выбрали для себя, самоопределяясь в профиле образования.
Исходя из базовой цели, ставятся следующие
задачи:
Программа курса рассчитана на 34 часа и является практико-ориентированной. В системе работы предусмотрены следующие виды деятельности: лекции, практические занятия, устные сообщения, составление таблиц и баз знаний, ролевые игры, тестирование, исследования.
Планируемые результаты обучения
После изучения данного курса учащиеся смогут:
- ориентироваться в речевой ситуации;
- высказываться правильно, целостно и логично в соответствии с речевым замыслом;
- адекватно использовать в конкретных речевых ситуациях вербальные и невербальные средства общения;
- определять композиционные и языковые особенности жанров публицистики и в соответствии с ними создавать собственные речевые произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. “Мы и поток информации”
Виды СМИ: аудиальные, визуальные, аудиовизуальные.
Сходства и отличия знаковых систем различных видов СМИ.
Функции СМИ: информационная, комментарийно-оценочная, познавательно-просветительная, воздействия, гедонистическая. Дискурс.
Типы информации: предметно-логическая, прагматическая. Пропаганда и дезинформация. Типы искажения информации. Бульварная пресса.
Институциональные и конвенциональные типы ограничений информации. Виды свобод СМИ.
Профессиональная ответственность журналистов за качество информации.
СМИ на Алтае.
Блок №2. “ Многообразие жанров публицистики”
Журнально-газетные жанры: передовица, информационная статья, полемическая статья, рекламная статья.
Самостоятельные жанры публицистики: очерк (документальный и публицистический), эссе (философское, историческое, нравственно-психологическое), фельетон, интервью, ораторская речь.
Блок № 3. “Языковые и речевые особенности публицистического стиля”
Оценочность информации и способы её выражения: навешивание ярлыков, отрицательная метафоричность, упоминание физических недостатков, оценочные конструкции.
Средства эмоционального и эстетического воздействия: дубитация, объективизация, риторический вопрос, коммуникация, парантеза, умолчание, аппликация, сегментация, парцелляция, эпифраз, каламбур, антифразис (ирония и мейозис), аллюзия (историческая и литературная), штамп, клише, полистилизм.
Морфологические особенности публицистического стиля.
Синтаксические особенности публицистического стиля.
Блок № 4. “Учимся строить публичное высказывание”
Виды ораторского искусства, цели, задачи, формы реализации: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное.
Особенности ораторской речи (ОР): влияние письменных стилей, стилистическая полифония, полемичность, целостность.
Композиция ОР: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка.
Назначение каждого композиционного элемента.
Этапы подготовки ОР: выбор темы, оценка обстановки и состава слушателей, подбор и обработка фактического и теоретического материала, составление речи, её композиционное и стилистическое оформление.
Правила публичного выступления.
Приёмы завоевания внимания публики.
Приёмы удержания внимания публики.
Особенности использования вербальных и невербальных средств общения.
Культура речи оратора.
Блок № 5. “ Попробуем свои силы!”
Составление макетов газет.
Составление индивидуальных планов подготовки публичного выступления.
Итоговая конференция: презентация печатных изданий и выступления учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1997.
- Голуб Е.В., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
- Дейк Т. А. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 1990.
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.
- Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.
- Кузнецова Г.И. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.
- Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
- Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. – М.: АПКиПРО, 2003.
- Сергеич И. Искусство речи на суде. – М., 1992.
- Солганик Г.Я. Стилистика. – М., 1992.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
Литература для ученика
- Голуб Е.В., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
- Словарь трудностей русского произношения. / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина – М.: Русский язык, 1997.
- Словарь-справочник лингвистических терминов. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова – М.: Просвещение, 1976.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию – М.: 1994. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984.
- Энциклопедия. Русский язык. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998 .