Элективный курс "Особенности публицистического стиля"

Разделы: Русский язык


Когда говорят о публицистике, то имеют в виду язык средств информации, особенностями которого является массовый адресат, сочетание функции сообщения и воздействия, совмещение стандарта и экспрессии.

Как разобраться в том потоке информации, который обрушивается на нас ежеминутно, как проникнуть в механизмы её воздействия на наши умы и научиться самому доносить до других что-то важное, делая это убедительно и доступно?

Осваивая данный курс, учащиеся в ходе разных видов деятельности смогут постепенно ответить на все эти вопросы и приобрести необходимые навыки общения.

Основной целью данного курса является создание условий для формирования системы ориентиров в языковом многообразии, для того чтобы учащиеся могли определить степень собственной коммуникативной грамотности и почувствовать потребность совершенствования речевых умений, необходимых для достижения социального и личного успеха в той сфере деятельности, которую они выбрали для себя, самоопределяясь в профиле образования.

Исходя из базовой цели, ставятся следующие задачи:

  • раскрыть многообразие жанров публицистического стиля;
  • способствовать развитию навыков анализа различных видов информации;
  • развивать способности успешного общения в сфере функционирования публицистического стиля через моделирование различных речевых ситуаций;
  • формировать навыки анализа речевой ситуации и выбора соответствующих языковых средств;
  • способствовать обогащению разговорной практики учащихся и становлению индивидуального речевого поведения в соответствии с нормами литературного языка.

Программа курса рассчитана на 34 часа и является практико-ориентированной. В системе работы предусмотрены следующие виды деятельности: лекции, практические занятия, устные сообщения, составление таблиц и баз знаний, ролевые игры, тестирование, исследования.

Планируемые результаты обучения

После изучения данного курса учащиеся смогут:

  • ориентироваться в речевой ситуации;
  • высказываться правильно, целостно и логично в соответствии с речевым замыслом;
  • адекватно использовать в конкретных речевых ситуациях вербальные и невербальные средства общения;
  • определять композиционные и языковые особенности жанров публицистики и в соответствии с ними создавать собственные речевые произведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1.Мы и поток информации”

Виды СМИ: аудиальные, визуальные, аудиовизуальные.

Сходства и отличия знаковых систем различных видов СМИ.

Функции СМИ: информационная, комментарийно-оценочная, познавательно-просветительная, воздействия, гедонистическая. Дискурс.

Типы информации: предметно-логическая, прагматическая. Пропаганда и дезинформация. Типы искажения информации. Бульварная пресса.

Институциональные и конвенциональные типы ограничений информации. Виды свобод СМИ.

Профессиональная ответственность журналистов за качество информации.

СМИ на Алтае.

Блок №2. “ Многообразие жанров публицистики”

Журнально-газетные жанры: передовица, информационная статья, полемическая статья, рекламная статья.

Самостоятельные жанры публицистики: очерк (документальный и публицистический), эссе (философское, историческое, нравственно-психологическое), фельетон, интервью, ораторская речь.

Блок № 3. “Языковые и речевые особенности публицистического стиля”

Оценочность информации и способы её выражения: навешивание ярлыков, отрицательная метафоричность, упоминание физических недостатков, оценочные конструкции.

Средства эмоционального и эстетического воздействия: дубитация, объективизация, риторический вопрос, коммуникация, парантеза, умолчание, аппликация, сегментация, парцелляция, эпифраз, каламбур, антифразис (ирония и мейозис), аллюзия (историческая и литературная), штамп, клише, полистилизм.

Морфологические особенности публицистического стиля.

Синтаксические особенности публицистического стиля.

Блок № 4. “Учимся строить публичное высказывание”

Виды ораторского искусства, цели, задачи, формы реализации: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

Особенности ораторской речи (ОР): влияние письменных стилей, стилистическая полифония, полемичность, целостность.

Композиция ОР: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка.

Назначение каждого композиционного элемента.

Этапы подготовки ОР: выбор темы, оценка обстановки и состава слушателей, подбор и обработка фактического и теоретического материала, составление речи, её композиционное и стилистическое оформление.

Правила публичного выступления.

Приёмы завоевания внимания публики.

Приёмы удержания внимания публики.

Особенности использования вербальных и невербальных средств общения.

Культура речи оратора.

Блок № 5. “ Попробуем свои силы!”

Составление макетов газет.

Составление индивидуальных планов подготовки публичного выступления.

Итоговая конференция: презентация печатных изданий и выступления учащихся.

Учебно-тематический план

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1997.
  2. Голуб Е.В., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
  3. Дейк Т. А. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 1990.
  4. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.
  5. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.
  6. Кузнецова Г.И. Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.
  7. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
  8. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации. – М.: АПКиПРО, 2003.
  9. Сергеич И. Искусство речи на суде. – М., 1992.
  10. Солганик Г.Я. Стилистика. – М., 1992.
  11. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Литература для ученика

  1. Голуб Е.В., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
  2. Словарь трудностей русского произношения. / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина – М.: Русский язык, 1997.
  3. Словарь-справочник лингвистических терминов. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова  – М.: Просвещение, 1976.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию  – М.: 1994. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Энциклопедия. Русский язык. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998 .

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3