Цели:
- Сформировать понятие о ССП и его видах.
- Углубить и закрепить знания о ССП.
- Систематизировать изученное и развить познавательный интерес и умение анализировать, делать выводы.
Оборудование:
- Электронный репетитор-тренажер по курсу русского языка: автоматизированная информационно-библиотечная система МедиаХауз [Электронный ресурс]: курс русского языка (базовый), электронный репетитор-тренажер, программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности.- МедиаХауз, 2001; COM.Media, 2001. (219 Мб). – М.: ООП “Контент 2002”. – 1 (СD-ROM); зв.цв.; 12 см. .+ рук. польз. + рук. админ. – Систем. требования: Pentium 450МГц; 64 Мб ОЗУ; Windows 98 / NT / 2000 / XP ; SVGA 1024x 768; 4x CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20x14 см.
- Компьютеры (для учеников/ для учителя).
- Мультимедийная установка.
- Экран.
- Учебник “Русский язык. 9 класс”
- Индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Обобщающий урок предполагает самостоятельную работу учащихся, поэтому сегодня вы должны показать не только теоретические знания, но и умения применять эти знания на практике. Урок наш будет состоять из 3-х основных этапов.
Первый этап: (теоретические знания)
II. Беседа по вопросам:
2. [ ], но [ ], и [ ].
3. то [ ], то [ ].
Второй этап: (работа в тетрадях)
III. Объяснительный диктант.
- Учащиеся дают характеристику каждому предложению, объясняют постановку знаков препинания.
Третий этап: (работа за компьютерами)
IV. Закрепление теоретических знаний на практике.
Класс делится на подгруппы по 9 человек, так как нет технической возможности для работы всего класса (в компьютерном классе всего 9 компьютеров). Пока одна группа выполняет упражнения по электронному учебному пособию(Слайд №1), другая – работает по индивидуальным карточкам или учебнику. Затем группы меняются.
Использование электронных учебников на уроках русского языка предполагает создание благоприятных условий не только для коллективных занятий, но главное – для самостоятельной работы каждому учащемуся, усвоения учебного материала в удобном для каждого ученика темпе, предоставление возможностей для проявления способностей, интереса к учебе. Поэтому одни ученики (те, кто посильнее) могут работать в 4-ом уровне, другие – в 3-ем, в разделе “сложносочиненное предложение (ССП)” (Слайд №2) электронного репетитора-тренажера. Раздел “ССП” включает в себя 7 заданий (Слайд №3).
1. Повторите правило.
Данное задание включает в себя следующий вид работ: указать ССП; указать ССП, где надо поставить запятую; найти общий второстепенный член; найти общую придаточную часть. (Слайд №4)
2. Проверьте себя.
В данном задании надо расставить знаки препинания в 11 предложениях.
3. Ответьте на вопросы.
4. Грамматическое задание.
Даны 6 предложений, знаки препинания не расставлены. Выполнить задания и ответить на вопросы к предложениям. (Слайд №5)
5. Напишите правильно.// Расставьте знаки препинания.
В этом задании надо расставить недостающие знаки препинания.
6. Исправьте ошибки.
7.Задание с комментариями. (Слайд №6)
Даны предложения, надо вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
На уроке ребята, работающие в 3-ем уровне, выполняют задания №1,4,7.
Ребята, работающие в 4-ом уровне, выполняют задания № 1,2, 4,7.
После выполнения всех заданий обучающиеся нажимают курсором на раздел “журнал” и смотрят свои оценки за все упражнения и итоговую. (Слайд №7) электронного репетитора-тренажера.
Итоговую оценку каждого ученика учитель заносит в школьный журнал.
V. Обобщение урока.
Итак, подведем итог нашему уроку.(Объявить оценки учащимся: “5”…, “4”…, “3”…
Тетради на проверку письменных работ по карточкам/учебнику сдадут следующие ученики…(если будут ученики, которые не справились с заданиями электронного пособия (получили отметку “2”), то взять тетради этих учеников.
Домашнее задание. Составить предложения по схемам:
- [ ] - [ ].
- - . - [ ] и [ ].
- [ ], но [ ], [ ], и [ ].
- либо [ ], либо [ ].
- [ = ], и [ = ].
- [ = ], и [ - = ].