Тема урока: «Испарение и конденсация».
Цели:
- определение явлений испарения и конденсации с точки зрения МКТ;
- формирование мировоззрения, самостоятельного и активного мышления;
- развитие творческой активности школьников.
Оформление доски:
ХОД УРОКА
– Урок сегодня я начну с вопроса – будьте
внимательны: Почему уменьшается количество воды,
если сосуд оставить открытым?
– Вода переходит в другое состояние.
– Сегодня мы должны на уроке подробнее
познакомиться с явлениями испарения и
конденсации. (Тема урока записывается в
тетрадь)
– Мы уже знакомились с переходами из твердого
состояния в жидкое. Как называется этот процесс? (Переход
из жидкого в твердое называется кристаллизация.)
Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.
– Подумайте какими способами можно превратить
жидкость в пар? (Кипение, испарение)
– Сегодня мы познакомимся с процессом испарения.
Нужно ли нагревать жидкость для испарения? (Парообразование,
происходящее с поверхности жидкости называется
испарением.)
– Объясним процесс испарения с помощью МКТ.
Рассмотрим жидкость в сосуде:
– Из чего состоит жидкость?
– Что происходит с молекулами?
– Как они движутся? От чего зависит скорость
движения молекул?
– Что происходит в процессе движения? Молекула
столкнулась несколько раз, увеличила свою
скорость и … вылетела из жидкости, преодолев
притяжение жидкости, превратилась в пар.
– Может ли другая молекула покинуть жидкость? (Процесс
испарения идет постепенно, молекулы жидкости
переходят в молекулы пара.)
– Какие молекулы покидают жидкость?
– Какие молекулы остаются?
– Что происходит с внутренней энергией
испаряющейся жидкости?
– Что происходит с t испаряющейся
жидкости? (Сама жидкость охлаждается)
– В жаркий день, выходя из воды, что вы
чувствуете? Почему? (При испарении внутренняя
энергия жидкости уменьшается, жидкость (тело)
охлаждается.)
– Давайте подумаем – при испарении жидкости
температура понижается.
Почему к концу дня вода в открытом сосуде не
замерзает? А как наш организм защищает себя от
перегрева?
Д/Э. Понаблюдаем за t С
испаряющейся жидкости. Возьмем 2 термометра
запишем исходную температуру. Запишем t =
, обернем один из них бинтом, смоченным спиртом, а
другой смоченным водой, оставим в таком
положении на несколько минут, а потом
определим t.
– Что произошло с температурой? Почему t
уменьшилась? Сравним температуры – почему
разные? Что можно сказать о процессе
испарения разных жидкостей?
– Дома у вас было задание №3 учебника. Какой
вывод вы сделали?
– Подумаем, от чего может зависеть скорость
испарения? (Обсуждение)
- от t жидкости объясните почему?
- от рода вещества
- от площади поверхности
- от ветра
(лужи, чай с блюдца, мокрое белье, дуем на чай)
При любой ли t происходит процесс
испарения? А почему? (Молекулы всегда движутся!)
– А если взять закрытый сосуд, что будет
происходить, будут ли молекулы испаряться? –
знакомство с понятием насыщенный пар.
– Могут ли твердые тела испаряться? Почему? (Нафталин)
– А что можно сказать о скорости испарения
твердых тел?
– А знакомо ли вам явление обратное испарению?
Приведите примеры явления.
Конденсация Жидкость Пар
Конденсация
Конденсаре – сгущать.
Д/Э Пронаблюдаем процесс конденсации.
Из трубочки будет выходить пар, встречая на пути
стекло, температура которого ниже t
пара.
– Что образуется на стекле? (Капли)
– Объясните наблюдаемое явление? (Из молекул
пара образуются молекулы воды.) – Капельки –
это результат процесса конденсации. При
конденсации выделяется энергия! Поэтому нужно
быть осторожным с паром!
– Какие природные явления, связанные с
конденсацией вы знаете? (Роса, облака)
На уроке можно использовать интересный
материал о народных приметах: вода в реке
делается теплее – быть дождю; если утром по воде
стелется туман, будет хорошая погода; вода в
реках убывает – жди сухой и жаркой погоды, а
также
сообщения о росе, образовании облаков. Можно
показать опыт, как образуется туман.
– Откройте бутылку лимонада и отлейте из нее 1
стакан. Затем сразу плотно закройте сильно
встряхните и поставьте на стол. Если быстро
открыть. То все пространство над жидкостью
заполниться туманом.
– Итак, сегодня мы говорили о двух явлениях,
которые встречаются в нашей жизни. О каких?
– А сейчас проведем эксперимент – возьмем и
медленно выдохнем себе на ладонь. – Что вы
чувствуете? (Тепло)
– Теперь подуем на ладонь, что вы ощущаете? (Прохладу)
– Почему? (1 – конденсация, 2 – испарение.)
Дома можно предложить следующие задания по желанию и затем на обобщающем уроке устроить смотр:
1. Нарисовать картинку физических явлений
испарения и конденсации.
2. Составить паспорт явления
Название явления | |
В чем оно заключается | |
Понятия с помощью которых его описывают | |
Определение | |
Чем оно объясняется | |
Условия возникновения | |
Основные свойства | |
Где проявляется | |
Где учитывают |
3. Придумать рассказ или сказку о волшебном превращении молекулы воды.