Психолого–педагогический подход в работе с семьями "группы риска"

Разделы: Школьная психологическая служба


Обилие классификаций семей заставили нас определиться, какие семьи мы включаем в «группу риска».

I группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
II группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями.

И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.

Алгоритм работы с семьями «группы риска»

I. Выявление семей «группы риска»

Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт школы, из которого видно количество каждой категории семей.

II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.

Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.

Дети:

  • неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;
  • методика Рене Жиля «Подростки о родителях»;
  • анкета «Я и моя семья».

Родители:

  • тест «Какой вы воспитатель»;
  • опросник «Ваш стиль воспитания»;
  • тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;
  • тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;
  • опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже,     Р.Ф. Сучек);
  • опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);
  • самодиагностика родительского отношения к детям;
  • опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.

Семья в целом:

  • самодиагностика типового семейного состояния
  • опросник взаимодействия родителя и ребенка

III. Психолого-педагогическая коррекция

Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.

В нашей школе используются следующие формы и методы работы с родителями:

  • Психолого-педагогический лекторий
  • Конференция
  • Открытые занятия и внеклассные мероприятия
  • Индивидуальные тематические консультации
  • Посещение семьи
  • Переписка с родителями (начальная школа)
  • Родительское собрание

Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
  • сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.

Это решается через:

  • индивидуальное или групповое консультирование;
  • групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
  • вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.

Тематика психологических занятий с родителями

  1. Первый раз – в первый класс.
  2. Ловушки общения.
  3. В тисках стресса.
  4. За гранью отчаяния.
  5. Соблазны курения.
  6. Как взрослый может помочь подросткам стать взрослым.
  7. Мифы о подростках.
  8. Если у Вас конфликт с учителем.
  9. Поглаживания положительные и отрицательные.
  10. Второе рождение. (Психологические особенности пятиклассников. Как строить отношения с ребенком?)
  11. Отметки и отметины. Каких оценок ждут от детей взрослые.
  12. Почему дети лгут
  13. Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)
  14. Если дети воруют.
  15. В поисках равновесия.
  16. Ребенок в карусели развода.
  17. Знаем ли мы их?
  18. Домашнее задание: с ребенком или за него?
  19. Здоровье дороже пятерки.
  20. Правдолюб или ябеда.
  21. У ребенка горе.
  22. Эмпатия.

Каждое занятие заканчивается получением обратной связи по следующим параметрам:

1. Полезность встречи
2. Актуальность темы
3. Атмосфера встречи:

«!» – положительное;
«–» – отрицательное;
«?» – затрудняюсь ответить.

Например, обратная связь по мероприятию

Почему с ними трудно?

1. Полезность          !!!–!?–!!!??!!!
2. Актуальность       !!!!!??–!!!–!!??
3. Атмосфера           !!!!!!!!!!!!!!!

Эти занятия помогают родителям овладеть эффективными приемами воспитания, лучшими способами общения, лучше понять чувства своего ребенка, отрефлексировать собственные родительские позиции, обогатить свой эмоционально-чувственный опыт и т.д.
«Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка», – не устаю я повторять родителям слова С.Л. Соловейчика.

IV. На этом этапе идет определение эффективности работы, предупреждение отклонений, возможность принятия новой программы действий. В конце каждого года на комиссии социально-педагогической поддержки (СПП) идет анализ результативности работы с семьями «группы риска».

Критерии эффективности работы с семьями «группы риска».

  • сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
  • доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний);
  • участие родителей во внеклассных воспитательных мероприятиях;
  • понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
  • выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, гедонистическая, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
  • отсутствие правонарушений со стороны ребенка (законопослушное поведение);
  • успешность ребенка в учебе (отсутствие второгодничества).