Большой помощью учащимся так называемых «классов выравнивания» являются коррекционные занятия. Сначала по совету психолога, класс был разбит на три группы по направлениям развития и две группы по темпу работы. К концу учебного года у учащихся класса выработался почти одинаковый темп работы. Поэтому в этом учебном году класс работает по трём направлениям:
I) Коррекция памяти и внимания.
II) Коррекция мышления и речи.
III) Коррекция эмоционально-речевой
сферы.
Первое и второе направления в дополнительном пояснении не нуждаются.
Предлагаю вашему вниманию программу работы по третьему направлению (Коррекция эмоционально-речевой сферы). Работа по третьему направлению имеет практическую направленность. Это психокоррекционная работа по предупреждению агрессивности и выработке правильных форм поведения, работа по привитию умения правильно организовывать свою учебную деятельность. Многие учащиеся неадекватно реагируют, потому что они не знают, как нужно правильно реагировать. Это социально запущенные дети. И только на данных занятиях (а не из уст родителей) они узнают, как правильно поступать в различных конфликтных ситуациях, как организовать своё время для успешной учёбы, как научиться концентрировать внимание, наконец, как учиться с увлечением. Наблюдая работу класса в этом году особенно видны результаты работы по этому направлению. Коллектив сплотился, учащиеся дружно берутся за общие дела, меньше агрессии по отношению к другим, не смеются, а помогают отстающим. Класс работоспособен. Это отмечается другими учителями, работающими в данном классе.
Программа
психокоррекционной работы по предупреждению
агрессивности и выработке правильных форм
поведения, по привитию умения правильно
организовывать свою учебную деятельность, для
учащихся 4-ЗПР класса
Цель программы:
- коррекция агрессивных тенденций поведения и неадекватных реакций учащихся 4 класса.
- коррекция неправильной организации учебного труда.
Предмет коррекции:
- агрессивность, неправильные формы поведения учащихся.
- организация учебного труда.
Объект коррекции: учащиеся 4-го класса.
Структура программы:
I. Диагностический блок (4 ч)
II. Реконструктивно-формирующий блок (15
ч)
III. Закрепляющий блок (4 ч)
I. Диагностический блок
Цели:
- Снижение эмоциональной напряжённости детей.
- Усвоение правил групповой работы.
- Эмоциональное понимание детьми своего поведения.
- Формирование навыков самоконтроля.
Вариант проведения первого урока данного блока
Тема: Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях.
План занятия:
I. Оргмомент
II. Сообщение цели занятия
1. Эти занятия не будут похожи на уроки.
На них можно будет играть, рисовать, а главное –
поделиться с другими своими радостями и
проблемами, получить добрый совет, помощь или
поддержку, научиться лучше понимать себя и
других, узнать о себе и других много нового и
интересного.
2. Правила группового взаимодействия
(читаются и обсуждаются)
- Играть нужно с увлечением
- Говорить нужно кратко, конкретно и только о том, что сам думаешь, чувствуешь.
- Слушать товарищей внимательно, не перебивая.
- Критиковать поступок, а не человека. В мягкой, доброжелательной форме.
- Игры после уроков применять с друзьями.
III. Игры и этюды
1. Игра "Знакомство"
Правила: Каждый ученик выбирает себе
какое-нибудь имя, которым он хотел бы, чтобы его
называли другие. Игра имеет диагностический
смысл, т.к. выявляет детей, у которых есть
неприятие себя (они выберут другое имя).
2. Игра "Гости"
Правила: Каждый ученик вспоминает
какой-нибудь праздник, который он недавно
отметил. В течении двух минут с закрытыми глазами
ученики представляют себе этот праздник. Затем
внимательно смотрят на окружающих и выбирают,
кого пригласили бы. Игра социометрическая.
Диагностирует иерархию взаимоотношений детей.
3. Подвижная игра "Море волнуется"
Правила: Известны всем. Выбирается
животное. Диагностирует внутреннее состояние
учеников. По выбранному животному судят о
присутствии агрессии
4. Этюд "Слушаем себя". (Упражнение на релаксацию).
IV. Заключительные упражнения
1. Рисование на тему "Мой самый
счастливый день". Рисование способствует
невербальному выражению переживаний, о которых
не каждый ребёнок может рассказать другим.
2. Этюд "Улыбка по кругу". Все
берутся за руки и по очереди улыбаются друг
другу.
II. Реконструктивно-формирующий блок
Цели:
- Самопознание и самоосознание детьми своего "Я".
- Формирование умения понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и регулировать своё.
- Игровая коррекция агрессивности детей.
- Приобретение детьми конструктивных форм поведения и нового опыта общения.
- Формирование у детей навыков самоконтроля.
- Формирование нравственных представлений.
Вариант проведения первого урока данного блока
Тема: Формирование адекватной самооценки.
План занятия:
I. Оргмомент
II. Сообщение цели занятия.
III. Игры и этюды
1. Игра "Злюка".
Правила: Один из участников игры
садится на стул. В руках у него платочек. Ученики
подходят к нему, всячески дразнят, пытаясь
разозлить. Когда водящий не может вытерпеть, он
встаёт и дотрагивается платочком до того, кто
раздразнил его больше всего.
2. Упражнение "Возьми себя в руки". Педагог разбирает с учениками правила поведения, помогающие в любой ситуации оставаться невозмутимым.
3. Игра "Отгадай, кто я?"
Правила: На спины трёх учеников
прикрепляются таблички с положительными
характеристиками. Задача этих учеников – с
помощью вопросов к классу отгадать свою
характеристику.
IV. Заключительные упражнения
- Рисование на тему "Мой герб". Предварительно педагог объясняет, что герб должен выражать главные качества ребёнка.
- Подбор к созданному гербу девиза.
- "Улыбка по кругу".
III. Закрепляющий блок
Цели:
- Закрепление приобретённого опыта общения, конструктивных форм поведения и эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию.
- Закрепление умения понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и регулировать своё.
- Формирование нравственных представлений учеников.
- Способствование переносу приобретённых знаний и навыков в жизненные и социальные отношения детей.
- Закрепление навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля.
Вариант проведения первого урока данного блока
Тема: Закрепления умения распознания эмоционального состояния другого человека по его личной экспрессии.
План занятия
I. Оргмомент
II. Сообщение цели занятия
III. Игры и упражнения
1. Игра "Мафия". В игре закрепляется умение детьми распознать эмоциональное состояние другого человека по его личной экспрессии. Правила игры доходчиво объясняются детям. Данная игра очень интересна для детей, однако из неё можно сделать серьёзные выводы. Ведётся обсуждение того, какие невербальные средства "выдавали" преступников или подводили под подозрение "честных граждан"; какие аргументы (оправдания) помогали "спасти жизнь", а какие послужили во вред; какие наказания могут ждать в жизни тех, кто действует во вред окружающим.
2. Упражнение "Наказание и поощрение". На основе анализа ответов детей на вопросы предыдущей игры педагог делает выводы. Выясняются преимущества неагрессивного поведения. Если за агрессивным поведением обязательно следует физическое или моральное наказание, то неагрессивное поведение поощряется другими. Даже если люди не говорят каждый раз слова благодарности, нужно помнить, что наградой за примерное поведение является хорошее поведение товарищей, взрослых, родных и знакомых.
3. Игра "Волшебный базар".
Правила: Особенность этого базара состоит в том, что на нём "торгуют" и "обмениваются" необычным товаром – человеческими качествами. Дети пытаются купить положительные качества, а продать (хоть за бесценок) – отрицательные. В конце игры необходим вывод педагога.
IV. Заключительные упражнения
- Рисование на тему "Как не надо себя вести".
- Обсуждение вернисажа рисунков.
- "Улыбка по кругу".
Календарно-тематическое планирование занятий данной группы
Тема занятия |
Дата |
I. Диагностический блок (4 ч) 1.
Создание положительной мотивации и
заинтересованности детей в занятиях. II. Реконструктивно-формирующий блок (15 ч) 1. Формирование адекватной самооценки. III. Закрепляющий блок (4 ч) 1. Закрепления умения распознания
эмоционального состояния другого человека по
его личной экспрессии. |
Литература:
1. Бовть О. Б. Психокоррекционная работа по
предупреждению агрессивности детей младшего
школьного возраста / методист-психолог СИПО г.
Севастополь
2. Макаренко А.С. О воспитании – М., 1986 г.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе – М., 1999
4. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением – М.
Дет. лит-ра 1976
5. Практическая психология образования – М., 1999 г.