Цель: оказать полноценную психологическую поддержку выпускникам и их родителям в период подготовки к экзаменам.
Задачи:
- Получение полной и чёткой информации о сущности, процедуре и содержании Единого государственного экзамена.
- Научиться работать с тестовыми заданиями.
- Выбрать оптимальную стратегию поведения во время подготовки и сдачи экзаменов.
Целевая группа:учащиеся выпускных классов и их родители.
В реализации основных задач программы задействованы: педагог-психолог, педагог-организатор по здоровьесохранительной деятельности (валеолог), классные руководители, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, родители.
Общий план работы по реализации программы
Этапы |
Мероприятия |
Сроки |
Участники |
1. Подготовительный | Сбор необходимых сведений о детях. Углубленная психологическая диагностика и анализ возможных трудностей, с которыми они могут столкнуться при сдаче ЕГЭ. Подготовка характеристик и рекомендаций в письменном виде. | октябрь- декабрь |
Педагог-психолог, учащиеся выпускных классов, классные руководители, учителя-предметники |
Подготовка материалов для собрания
(демонстрационные версии ЕГЭ или задания прошлых
лет). Родительское собрание «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ». |
январь | Педагог-психолог, классные руководители, зам.директора по УВР, родители выпускников |
|
Формирующий | Тренинговые занятия | февраль | Педагог-психолог, учащиеся выпускных классов |
Психологические уроки | март | Педагог-психолог, валеолог, учащиеся выпускных классов |
|
Контрольный | Проведение пробного экзамена | апрель | Зам.директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, валеолог, учащиеся выпускных классов |
Возможное продолжение развивающей работы | Индивидуальная работа с ребенком | апрель, май |
Учащиеся выпускных классов |
Консультации | апрель, май |
Родители выпускников |
Основные формы работы, используемые при реализации программы.
1. Родительские собрания
Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену
огромную роль играют родители. Именно родители
во многом ориентируют их на выбор предмета,
который дети сдают, внушают уверенность в своих
силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают,
волнуются и переживают из-за недостаточно
высоких оценок. Единый государственный экзамен,
суть которого непонятна большинству родителей,
представляет трудность и для выпускников.
Прежде всего сами родители, как правило, очень
смутно представляют себе, что такое ЕГЭ, а
недостаток информации повышает тревогу, которую
родители, сами того не желая, могут передавать
детям. Расширение знаний родителей о сущности и
процедуре ЕГЭ, знакомство с конкретными
заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в
свою очередь, помогает родителям поддерживать
ребенка в этот непростой период.
2. Психологические уроки
Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены. Психологические уроки проводятся с целью практической помощи учащимся в организации их работы по подготовке и успешной сдачи экзаменов. Уроки проходят в форме практикума самовоспитания, т.е. ученики не просто заслушивают рекомендации, но и анализируют свой опыт подготовки и сдачи экзаменов, оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечают пути улучшения своей деятельности и используют при подготовке и сдаче экзаменов. К уроку готовится раздаточный материал – пособие МАСТАК, оформленное в виде таблицы с конкретными рекомендациями. На протяжении всего психологического часа используются фрагменты видеозаписи фильма «Операция «Ы» и другие приключения «Шурика» (часть 2 «Наваждение») и музыка из этого фильма.
3. Тренинговые занятия
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ является фронтальная подготовка детей, предоставляющая необходимую информацию и направленная на выработку индивидуального стиля работы. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются тренинговые занятия. Основное содержание занятий направлено на проживание, получение определённого опыта. Используются особые методы работы: мини-группы, групповая дискуссия, элементы аутотренинга, ролевое моделирование.
Описание содержания основных формы работы, используемые при реализации программы
1. Родительское собрание
Примерный (ориентировочный) план собрания
1. Рассказ о сущности и процедуре ЕГЭ
(информирование).
2. Ролевая игра «Сдаём ЕГЭ» (моделирование
ситуации экзамена, когда родители выступают в
роли учеников).
3. Общие рекомендации педагога-психолога,
валеолога и классных руководителей.
4. «Мозговой штурм» на тему «Чем я как родитель
могу помочь своему ребенку?». Составление
«копилки полезных советов».
5. Индивидуальные рекомендации.
(Подробно собрание представлено в книге Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2009.).
2. Психологические уроки
Урок 1. Подготовка к экзаменам (Приложение 1, Приложение 3).
Урок 2. Экзамен (Приложение
2, Приложение 4).
3. Тренинговые занятия (Приложение 5).
(Подробно сценарии занятий представлены в книге Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). – М.: Генезис,2009.).
Литература:
1. Чибисова М.Ю. Единый государственный
экзамен: психологическая подготовка (Психолог в
школе). – М.: Генезис,2009.
2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям,
или Практическая психология на каждый день/ 2-е
изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс,
1998.
3. Журнал «Завуч», №8,1999.
4. «Школьный психолог», №13, №15, 2004.