Проект "Сеть сельских школ"

Разделы: Администрирование школы


Актуальность. При существующих нормативах наполняемости классов в сельских школах сложно сохранить не только национально-региональный компонент образования, цена вопроса: сохранение самой школы как системообразующего фактора. При создании же сети острота проблемы  снимается, в свою очередь, выступает неотработанный механизм создания сетевого взаимодействия.

Цель проекта. Создание сети сельских школ «Хилокское кольцо» в условиях полиэтнической образовательной среды, направленной на обеспечение доступности качественного образования для учащихся школ сети «Хилокское кольцо» в рамках существующих финансовых нормативов

Задачи проекта.

  • Разработка механизма создания сети сельских школ на примере «Хилокского кольца»;
  • Разработка сетевого стандарта деятельности педагогов, входящих в сеть «Хилокское кольцо»;
  • Создание единого информационного и деятельностного образовательного пространства для сетевого взаимодействия, а также его открытость и публичность;
  • Выработка практических рекомендаций по корректировке процесса реализации, по принятию управленческих решений  сетевого взаимодействия в условиях полиэтнической образовательной среды;
  • Построение конструктивного диалога образовательного сообщества с сельским сообществом, управлением образования для разработки инструментариев мониторинга результативности и социальных последствий сетевого взаимодействия;
  • Формирование ключевых компетентностей  учащихся.

Ожидаемые результаты проекта.

Инновационный проект  предполагает порождение новых форм и видов образовательной деятельности, социальной деятельности всех участников сети и сельского сообщества. В конечном счете – это совокупный социально-культурный результат деятельности сети «Хилокское кольцо» соответствующий нормативному бюджету.
Предлагаемая модель сетевого взаимодействия предоставляет не только образовательные услуги, но привлекает родителей и жителей  сообщества в процесс финансового управления,  к решению разнообразных проблем, стоящих как перед школой, так и перед  сообществом. Участники проекта плодотворно учатся партнерским отношениям, кооперации всех сил и средств.
В результате реализации проекта:

  • будет создана модель сетевого взаимодействия сельских школ под условным названием «Хилокское кольцо»;
  • соэдан координационно-управляющий центр, который планирует, координирует, анализирует сетевое взаимодействие, согласовывает деятельность с РУО;
  • разработана подробная структура органов школьного самоуправления, которая будет решать сетевые не только учебные, но и производственные задачи;
  • создана единая централизованная  база данных по всем участникам сетевого взаимодействия, оптимизировано штатное расписание с учетом интересов и запросов сети, установлен единый сетевой стандарт деятельности педагогов;
  • В рамках проекта для информирования сообщества будут созданы новые информационные ресурсы: коммуникационная и информационно-дискуссионная площадка для участников сетевой сайт « Добровольное Сетевое Сообщество Педагогов и Школьников»;
  • разработаны и апробированы инновационные обучающие программы по профильному обучению: механизация сельского хозяйства, животноводство, растениеводство, основы управления сельхозпредприятием, создание фермерского хозяйства, экологизация сельского хозяйства, предпринимательство и бизнес, моделирование и дизайн, лесное дело;
  • разработаны и апробированы инновационные воспитательные программы по формированию гражданской позиции и толерантности учащихся, этнокультурного отношения к событиям и процессам, экологизации сознания, предполагающие  сетевые форумы и фестивали и иные общие социально-значимые акции;
  • у  большинства учащихся в сетевом социуме будут сформированы ключевые компетентности: социальная – способность действовать с учетом позиций других людей; коммуникативная – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым; предметная – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой  культуры; исследовательской = способность собирать, анализировать и презентировать материал; организаторской – способность освоения управленческой позиции;
  • подпишутся Договоры социального партнерства с рядом ВУЗов, предприятий и организаций в целях развития социального партнерства и достижения поставленных в проекте целей – не менее чем с 7 участниками партнерства;
  • будут разработаны нормативные документы, регламентирующие совместную деятельность сети и местного сообщества в рамках реализации проекта;
  • будет проведена общественная экспертиза проекта и общественные слушания, в которых примет участие не менее 200 человек, жителей, учащихся и социальных партнеров, представителей органов власти, СМИ;
  • выйдут не менее 10 публикаций в печатных СМИ в районе и  школьной газете, на лентах информационных агентств, репортажи на ТВ;
  • активизируется участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;
  • научной деятельностью будет охвачено до 200 человек;
  • научная деятельность в рамках проекта выразится в выпуске методических пособий по организации сетевого взаимодействия;
  • по результатам проведения Круглого стола с социальными партнерами планируется выработать предложения по организации услуг  ОУ   и  проведению  консультаций  по различным вопросам реализации проекта;
  • будут выработаны рекомендации по формированию социальной политики на селе с учетом участия организаций гражданского общества;
  • семинары: по организации собственного бизнеса;  повысится вовлеченность местных жителей в деятельность школы, улучшится взаимодействие школьного коллектива, родителей и представителей власти и социальных партнеров;
  • положительный пример участия местного сообщества, взаимодействия социальных партнеров в реализации проекта привлечет внимание общественности района;
  • будут созданы и реализованы следующие социально-значимые сетевые проекты:  «Тамир», «Одон», «Дамжулга», «Диалог двух культур» и др.;
  • выпуск сетевой газеты «Вести Хилокского кольца»;
  • будет разработано методическое пособие по критериям  и индикаторам мониторинга результативности деятельности как участников сетевого взаимодействия, так и самой сети.

Краткое описание проекта

Всеми  участниками  сетевого взаимодействия принимается локальный нормативный документ «Совместное сетевое соглашение», который определяет основную цель Сети «Хилокское кольцо» – обеспечение возможности обучающемуся осваивать образовательные программы разного уровня и направленности вне зависимости от места проживания.   Также принятый документ  регламентирует деятельность Сети, устанавливает равноправие участников Сети, определяет главное содержание сетевого образования,  закрепляет координирующие и управляющие функции за координационно-управляющим центром.
В Сеть «Хилокское кольцо» объединяются пять общеобразовательных сельских  школ  со следующими исходными данными.

№ п/п Участники Сети Кол-во учащихся Кол-во учителей Наличие автобуса Выход в интернет
1 МОУ Шибертуйская СОШ     да да
2 МОУ Малокуналейская СОШ     да да
3 МОУ Посельская СОШ     да да
4 МОУ Буйская СОШ     да да
5 МОУ Потанинская СОШ     да да

Схема Сети «Хилокское кольцо»

Подписание сетевого соглашения определяет дальнейшую стратегию развития, т.е.:

  • создание структуры управления Сетью на всех ее уровнях;
  • инвентаризация образовательных ресурсов каждого ОУ, определение возможностей  ОУ в удовлетворении потребностей учащихся;
  • создание банка данных по контингенту учащихся, по педагогическим кадрам, персоналу;
  • разработку программы развития Сети с учетом образовательного ресурса ОУ;
  • создание творческих объединений  педагогов;
  • составление образовательных программ, отвечающих принципам единства целей и задач индивидуального развития;
  • разработка образовательных маршрутов конкретных учеников в соответствие с их образовательными достижениями, отраженными в Портфолио ученика;
  • реализуется коммуникационная и информационно-дискуссионная площадка для участников сетевой сайт « Добровольное Сетевое Сообщество Педагогов и Школьников».

Реализация проекта может стать тем образовательным ресурсом, который будет способствовать  в получении качественного образования: в  рамках данного проекта предлагаются к реализации следующие проекты и предложения:

1) Проекты

  • Лучшая пятерка
  • Певцы родного края
  • Семь чудес Бичурского района
  • Живи село
  • Экомониторинг
  • Компьютерная газета «Отзовись,  Ровесник!»

2) Семинары
3) Олимпиады, конкурсы, викторины
4) Дистанционные элективные курсы
5) Копилка методического опыта
6) Форумы, конференции, мастер-классы

  • Диалоговое общение с гражданскими институтами, направленное на   развитие активного гражданского самосознания,  приведет к  выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив по решению  не только бытовых   проблем  поселений, но и развитию детского досуга, профессиональной ориентации, социальных  вопросов и т.п.;

  • Образовательные программы социального  партнерства сами  становятся ресурсом для изменения мировоззрения и формирования активно-позитивной гражданской позиции, что позволит каждому желающему лично стать участником позитивных перемен при решении существующих проблем как  в своей деятельности и жизни,  так и территориальных  проблем, вопросов развития  образовательного  учреждения, педагогического коллектива, учащихся. 

Механизмы реализации

  • Определение главного  ресурсного центра Сети на конкурсной основе по определенным критериям отбора.
  • Введение штатной ставки Главного Диспетчера Сети в рамках существующих нормативов ФОТ с функциональными обязанностями по составлению мобильного общего сводного расписания Сети и вносящего коррективы в планы и расписания согласно реально сложившихся обстоятельств.
  • формирование и комплектование штата работников, педагогов Сети на конкурсной основе.
  • комплектование динамичных групп учащихся первичные – по Портфолио, вторичные – в процессе  индивидуальных итогов на уровне Сети.
  • составление мобильного рабочего плана каждого участника сетевого взаимодействия, в то же время, составление мобильного общего сводного учебного плана всех объектов Сети с учетом выборов учащимися профильных элективных курсов.
  • Введение зачетных книжек у каждого ученика с оцениванием индивидуальных результатов.
  • Установление регламента для всех сетевых мероприятий, проектов, форумов, фестивалей и т.п.
  • Динамичная  внутрисетевая система подушевого финансирования по принципу «Деньги следуют за учеником».
  • Четкая открытая система учета пользователей сети и образовательных программ, ими посещаемые с целью определения  соответствия образовательной траектории индивидуального развития ученика и ее эффективности.

План  мероприятий по реализации проекта

 

Мероприятия

Формы деятельности, результаты

Время проведения

1 Проведение  мониторинга общественного мнения о возможности сохранения, развития качественного образования и выбора обучения Сельские сходы,  родительские собрания, семинары, совещания.  Анализ. Апрель – июнь
2009
2 Выявление потребностей и возможностей  учащихся 9-х  классов в сетевом обучении  Анкетирование, проф.работа,тестирование Июнь – август
2009
3 Организация круглого стола по итогам мониторинга с представителями поселенческих сообществ и учащимися школ. Собрание. Решение собрания в виде предложений, рекомендаций Июнь, 2009
4 Учредительная конференция участников Сети Решение конференции Июль, 2009
5 Создание банка данных по всем видам ресурсов: педагогические, материально-техническая база, финансовые, программно-методические, Сбор статист.информации Июнь – август
2009
6 Учет социальной инфраструктуры, дорог, затратности на перевозки Экономические расчеты Август 2009
7 Обсуждение и принятие стратегии развития Сети; презентация и защита проекта. Общественные слушания. Резолюция. Август – сентябрь
8 Совещание руководителей ОУ по согласованию позиций (по КУЦ: состав, функции, риски) Решение совещания Июль, 2009

9

Создание координационно-управляющего центра (КУЦ) и ресурсного центра Сети

Обсуждение на конференции Июль, 2009

Август, 2009

10

Принятие нормативных документов по ОУ (изменение в Уставах школы, колдоговорах и др .локальных актах), регламентации деятельности Сети

Обсуждение на конференции Август, 2009
11 Экспертиза существующих программ по элективным и профильным курсам Заседание экспертного совета Сентябрь
12 Комплектование классов, групп по профилям, построение образовательной траектории индивидуального развития учеников Списки профильных классов, групп Август – сентябрь
13 Утверждение учебного плана, составление и утверждение единого сетевого расписания   Сентябрь – октябрь
14 Объявление конкурса проектов:
«Будущее начинается сегодня»,
«Фестиваль сельских профессионалов»
«Экскурсия в творческую лабораторию учителя»
«Школа экологического лидерства»
Экспертиза проектов
Гражданская защита проектов (перед населением, коллективом школы).
2009-2010 у.г.
15 Разработка образовательных программ для учащихся и населения села  (в соответствии с запросами, выявляемыми в ходе постоянно проводимого анкетирования населения).  Разработка программ, методических пособий. 2009-2010
16 Работа с учащимися и населением  по выбранным программам Выпуск методических пособий  для обучения В теч.года
17 Организация взаимодействия с партнерами проекта Выездные  курсы преподавателей БГСХА, БИПиКРО, агроколледжа, БГУ; семинары по страховому делу и пр. В теч.года
18 Обмен опытом с другими сельскими школами, вступившими в сетевое взаимодействие Краткосрочные практические семинары В теч.года
19 Сетевые форумы по итогам года   Май – июнь
20 Создание видеоматериалов, методической литератур  по итогам реализации проекта Ведение видеодневника, монтаж фильма, запись на СD, демонстрация. В теч.года
21 Создание сетевого сайта « Добровольное Сетевое Сообщество Педагогов и Школьников» Единое информационное пространство В теч.года
22 Выпуск компьютерной  газеты «Отзовись,  Ровесник!», выпуск сетевой газеты   В теч.года
  Написание отчета    

Перспективы развития проекта

Транслирование опыта работы по проекту, ознакомление с результатами по  общественному управлению школой  будут представлены в методическом руководстве по организации сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Также информация будет представлена на страницах сайта.

Диалоговое общение с населением, направленное на развитие активного гражданского самосознания,  приведет к  выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив по решению  не только бытовых   проблем  села, но и развитию детского досуга, профессиональной ориентации, социальных  вопросов и т.п.

Образовательные программы сетевого взаимодействия сельских образовательных сами  становятся ресурсом для изменения мировоззрения и формирования активно-позитивной гражданской позиции, что позволит каждому желающему лично стать участником позитивных перемен при решении существующих проблем как  в своей деятельности и жизни,  так и территориальных  проблем, вопросов развития  образовательного  учреждения, педагогического коллектива, учащихся. В то же время в режиме Сети существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных запросов и потребностей учащихся развивает умение самоуправления образовательной деятельностью, что ведет к успешному самоопределению.  Будут усовершенствованы сетевые стандарты деятельности педагогов, руководителей ОУ. Транслирование этого опыта для сетевых взаимодействий в разноуровневых школах. 

Смета и источники финансирования проекта

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:

  • бюджетные средства;
  • внебюджетные средства;
  • средства родителей;
  • доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
Наименование Сумма Источники финансирования
1 Транспортные расходы – ГСМ: поездка на организационные совещания, семинары и т.д. 5 ОУ х 2500 = 12500 руб 2
2 Расходные материалы (канцтовары, заправка картриджей ит.д.) на проведение семинаров 5 ОУ х 1000 = 5000 руб 1, 2
3 Выпуск методических материалов в школьной типографии:
А) печатание
Б) верстка
В) ламинирование
Г) брошюрирование
  3
4 Услуги связи 5 ОУ х 1000 = 5000 221 ст.бюджета
5 Интернет услуги    
6 Компьютерные услуги 5 ОУ х 1000 = 5000 3
7 Зарплата педагогов и персонала ФОТ по кол-ву обучающихся 1
8 ГСМ на подвоз детей   1 (местный)
9 Остальные расходы   (2, 3, 4)