Актуальность. При существующих нормативах наполняемости классов в сельских школах сложно сохранить не только национально-региональный компонент образования, цена вопроса: сохранение самой школы как системообразующего фактора. При создании же сети острота проблемы снимается, в свою очередь, выступает неотработанный механизм создания сетевого взаимодействия.
Цель проекта. Создание сети сельских школ «Хилокское кольцо» в условиях полиэтнической образовательной среды, направленной на обеспечение доступности качественного образования для учащихся школ сети «Хилокское кольцо» в рамках существующих финансовых нормативов
Задачи проекта.
- Разработка механизма создания сети сельских школ на примере «Хилокского кольца»;
- Разработка сетевого стандарта деятельности педагогов, входящих в сеть «Хилокское кольцо»;
- Создание единого информационного и деятельностного образовательного пространства для сетевого взаимодействия, а также его открытость и публичность;
- Выработка практических рекомендаций по корректировке процесса реализации, по принятию управленческих решений сетевого взаимодействия в условиях полиэтнической образовательной среды;
- Построение конструктивного диалога образовательного сообщества с сельским сообществом, управлением образования для разработки инструментариев мониторинга результативности и социальных последствий сетевого взаимодействия;
- Формирование ключевых компетентностей учащихся.
Ожидаемые результаты проекта.
Инновационный проект предполагает
порождение новых форм и видов образовательной
деятельности, социальной деятельности всех
участников сети и сельского сообщества. В
конечном счете – это совокупный
социально-культурный результат деятельности
сети «Хилокское кольцо» соответствующий
нормативному бюджету.
Предлагаемая модель сетевого взаимодействия
предоставляет не только образовательные услуги,
но привлекает родителей и жителей сообщества
в процесс финансового управления, к решению
разнообразных проблем, стоящих как перед школой,
так и перед сообществом. Участники проекта
плодотворно учатся партнерским отношениям,
кооперации всех сил и средств.
В результате реализации проекта:
- будет создана модель сетевого взаимодействия сельских школ под условным названием «Хилокское кольцо»;
- соэдан координационно-управляющий центр, который планирует, координирует, анализирует сетевое взаимодействие, согласовывает деятельность с РУО;
- разработана подробная структура органов школьного самоуправления, которая будет решать сетевые не только учебные, но и производственные задачи;
- создана единая централизованная база данных по всем участникам сетевого взаимодействия, оптимизировано штатное расписание с учетом интересов и запросов сети, установлен единый сетевой стандарт деятельности педагогов;
- В рамках проекта для информирования сообщества будут созданы новые информационные ресурсы: коммуникационная и информационно-дискуссионная площадка для участников сетевой сайт « Добровольное Сетевое Сообщество Педагогов и Школьников»;
- разработаны и апробированы инновационные обучающие программы по профильному обучению: механизация сельского хозяйства, животноводство, растениеводство, основы управления сельхозпредприятием, создание фермерского хозяйства, экологизация сельского хозяйства, предпринимательство и бизнес, моделирование и дизайн, лесное дело;
- разработаны и апробированы инновационные воспитательные программы по формированию гражданской позиции и толерантности учащихся, этнокультурного отношения к событиям и процессам, экологизации сознания, предполагающие сетевые форумы и фестивали и иные общие социально-значимые акции;
- у большинства учащихся в сетевом социуме будут сформированы ключевые компетентности: социальная – способность действовать с учетом позиций других людей; коммуникативная – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым; предметная – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры; исследовательской = способность собирать, анализировать и презентировать материал; организаторской – способность освоения управленческой позиции;
- подпишутся Договоры социального партнерства с рядом ВУЗов, предприятий и организаций в целях развития социального партнерства и достижения поставленных в проекте целей – не менее чем с 7 участниками партнерства;
- будут разработаны нормативные документы, регламентирующие совместную деятельность сети и местного сообщества в рамках реализации проекта;
- будет проведена общественная экспертиза проекта и общественные слушания, в которых примет участие не менее 200 человек, жителей, учащихся и социальных партнеров, представителей органов власти, СМИ;
- выйдут не менее 10 публикаций в печатных СМИ в районе и школьной газете, на лентах информационных агентств, репортажи на ТВ;
- активизируется участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.;
- научной деятельностью будет охвачено до 200 человек;
- научная деятельность в рамках проекта выразится в выпуске методических пособий по организации сетевого взаимодействия;
- по результатам проведения Круглого стола с социальными партнерами планируется выработать предложения по организации услуг ОУ и проведению консультаций по различным вопросам реализации проекта;
- будут выработаны рекомендации по формированию социальной политики на селе с учетом участия организаций гражданского общества;
- семинары: по организации собственного бизнеса; повысится вовлеченность местных жителей в деятельность школы, улучшится взаимодействие школьного коллектива, родителей и представителей власти и социальных партнеров;
- положительный пример участия местного сообщества, взаимодействия социальных партнеров в реализации проекта привлечет внимание общественности района;
- будут созданы и реализованы следующие социально-значимые сетевые проекты: «Тамир», «Одон», «Дамжулга», «Диалог двух культур» и др.;
- выпуск сетевой газеты «Вести Хилокского кольца»;
- будет разработано методическое пособие по критериям и индикаторам мониторинга результативности деятельности как участников сетевого взаимодействия, так и самой сети.
Краткое описание проекта
Всеми участниками сетевого
взаимодействия принимается локальный
нормативный документ «Совместное сетевое
соглашение», который определяет основную цель
Сети «Хилокское кольцо» – обеспечение
возможности обучающемуся осваивать
образовательные программы разного уровня и
направленности вне зависимости от места
проживания. Также принятый документ
регламентирует деятельность Сети, устанавливает
равноправие участников Сети, определяет главное
содержание сетевого образования, закрепляет
координирующие и управляющие функции за координационно-управляющим
центром.
В Сеть «Хилокское кольцо» объединяются пять
общеобразовательных сельских школ со
следующими исходными данными.
№ п/п | Участники Сети | Кол-во учащихся | Кол-во учителей | Наличие автобуса | Выход в интернет |
1 | МОУ Шибертуйская СОШ | да | да | ||
2 | МОУ Малокуналейская СОШ | да | да | ||
3 | МОУ Посельская СОШ | да | да | ||
4 | МОУ Буйская СОШ | да | да | ||
5 | МОУ Потанинская СОШ | да | да |
Схема Сети «Хилокское кольцо»
Подписание сетевого соглашения определяет дальнейшую стратегию развития, т.е.:
- создание структуры управления Сетью на всех ее уровнях;
- инвентаризация образовательных ресурсов каждого ОУ, определение возможностей ОУ в удовлетворении потребностей учащихся;
- создание банка данных по контингенту учащихся, по педагогическим кадрам, персоналу;
- разработку программы развития Сети с учетом образовательного ресурса ОУ;
- создание творческих объединений педагогов;
- составление образовательных программ, отвечающих принципам единства целей и задач индивидуального развития;
- разработка образовательных маршрутов конкретных учеников в соответствие с их образовательными достижениями, отраженными в Портфолио ученика;
- реализуется коммуникационная и информационно-дискуссионная площадка для участников сетевой сайт « Добровольное Сетевое Сообщество Педагогов и Школьников».
Реализация проекта может стать тем образовательным ресурсом, который будет способствовать в получении качественного образования: в рамках данного проекта предлагаются к реализации следующие проекты и предложения:
1) Проекты
- Лучшая пятерка
- Певцы родного края
- Семь чудес Бичурского района
- Живи село
- Экомониторинг
- Компьютерная газета «Отзовись, Ровесник!»
2) Семинары
3) Олимпиады, конкурсы, викторины
4) Дистанционные элективные курсы
5) Копилка методического опыта
6) Форумы, конференции, мастер-классы
Диалоговое общение с гражданскими институтами, направленное на развитие активного гражданского самосознания, приведет к выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив по решению не только бытовых проблем поселений, но и развитию детского досуга, профессиональной ориентации, социальных вопросов и т.п.;
Образовательные программы социального партнерства сами становятся ресурсом для изменения мировоззрения и формирования активно-позитивной гражданской позиции, что позволит каждому желающему лично стать участником позитивных перемен при решении существующих проблем как в своей деятельности и жизни, так и территориальных проблем, вопросов развития образовательного учреждения, педагогического коллектива, учащихся.
Механизмы реализации
- Определение главного ресурсного центра Сети на конкурсной основе по определенным критериям отбора.
- Введение штатной ставки Главного Диспетчера Сети в рамках существующих нормативов ФОТ с функциональными обязанностями по составлению мобильного общего сводного расписания Сети и вносящего коррективы в планы и расписания согласно реально сложившихся обстоятельств.
- формирование и комплектование штата работников, педагогов Сети на конкурсной основе.
- комплектование динамичных групп учащихся первичные – по Портфолио, вторичные – в процессе индивидуальных итогов на уровне Сети.
- составление мобильного рабочего плана каждого участника сетевого взаимодействия, в то же время, составление мобильного общего сводного учебного плана всех объектов Сети с учетом выборов учащимися профильных элективных курсов.
- Введение зачетных книжек у каждого ученика с оцениванием индивидуальных результатов.
- Установление регламента для всех сетевых мероприятий, проектов, форумов, фестивалей и т.п.
- Динамичная внутрисетевая система подушевого финансирования по принципу «Деньги следуют за учеником».
- Четкая открытая система учета пользователей сети и образовательных программ, ими посещаемые с целью определения соответствия образовательной траектории индивидуального развития ученика и ее эффективности.
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия |
Формы деятельности, результаты |
Время проведения |
|
1 | Проведение мониторинга общественного мнения о возможности сохранения, развития качественного образования и выбора обучения | Сельские сходы, родительские собрания, семинары, совещания. Анализ. | Апрель – июнь 2009 |
2 | Выявление потребностей и возможностей учащихся 9-х классов в сетевом обучении | Анкетирование, проф.работа,тестирование | Июнь – август 2009 |
3 | Организация круглого стола по итогам мониторинга с представителями поселенческих сообществ и учащимися школ. | Собрание. Решение собрания в виде предложений, рекомендаций | Июнь, 2009 |
4 | Учредительная конференция участников Сети | Решение конференции | Июль, 2009 |
5 | Создание банка данных по всем видам ресурсов: педагогические, материально-техническая база, финансовые, программно-методические, | Сбор статист.информации | Июнь – август 2009 |
6 | Учет социальной инфраструктуры, дорог, затратности на перевозки | Экономические расчеты | Август 2009 |
7 | Обсуждение и принятие стратегии развития Сети; презентация и защита проекта. | Общественные слушания. Резолюция. | Август – сентябрь |
8 | Совещание руководителей ОУ по согласованию позиций (по КУЦ: состав, функции, риски) | Решение совещания | Июль, 2009 |
9 |
Создание координационно-управляющего центра (КУЦ) и ресурсного центра Сети |
Обсуждение на конференции | Июль, 2009 Август, 2009 |
10 |
Принятие нормативных документов по ОУ (изменение в Уставах школы, колдоговорах и др .локальных актах), регламентации деятельности Сети |
Обсуждение на конференции | Август, 2009 |
11 | Экспертиза существующих программ по элективным и профильным курсам | Заседание экспертного совета | Сентябрь |
12 | Комплектование классов, групп по профилям, построение образовательной траектории индивидуального развития учеников | Списки профильных классов, групп | Август – сентябрь |
13 | Утверждение учебного плана, составление и утверждение единого сетевого расписания | Сентябрь – октябрь | |
14 | Объявление конкурса проектов: «Будущее начинается сегодня», «Фестиваль сельских профессионалов» «Экскурсия в творческую лабораторию учителя» «Школа экологического лидерства» |
Экспертиза проектов Гражданская защита проектов (перед населением, коллективом школы). |
2009-2010 у.г. |
15 | Разработка образовательных программ для учащихся и населения села (в соответствии с запросами, выявляемыми в ходе постоянно проводимого анкетирования населения). | Разработка программ, методических пособий. | 2009-2010 |
16 | Работа с учащимися и населением по выбранным программам | Выпуск методических пособий для обучения | В теч.года |
17 | Организация взаимодействия с партнерами проекта | Выездные курсы преподавателей БГСХА, БИПиКРО, агроколледжа, БГУ; семинары по страховому делу и пр. | В теч.года |
18 | Обмен опытом с другими сельскими школами, вступившими в сетевое взаимодействие | Краткосрочные практические семинары | В теч.года |
19 | Сетевые форумы по итогам года | Май – июнь | |
20 | Создание видеоматериалов, методической литератур по итогам реализации проекта | Ведение видеодневника, монтаж фильма, запись на СD, демонстрация. | В теч.года |
21 | Создание сетевого сайта « Добровольное Сетевое Сообщество Педагогов и Школьников» | Единое информационное пространство | В теч.года |
22 | Выпуск компьютерной газеты «Отзовись, Ровесник!», выпуск сетевой газеты | В теч.года | |
Написание отчета |
Перспективы развития проекта
Транслирование опыта работы по проекту, ознакомление с результатами по общественному управлению школой будут представлены в методическом руководстве по организации сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Также информация будет представлена на страницах сайта.
Диалоговое общение с населением, направленное на развитие активного гражданского самосознания, приведет к выходу на более широкий контекст деятельности через создание новых инициатив по решению не только бытовых проблем села, но и развитию детского досуга, профессиональной ориентации, социальных вопросов и т.п.
Образовательные программы сетевого взаимодействия сельских образовательных сами становятся ресурсом для изменения мировоззрения и формирования активно-позитивной гражданской позиции, что позволит каждому желающему лично стать участником позитивных перемен при решении существующих проблем как в своей деятельности и жизни, так и территориальных проблем, вопросов развития образовательного учреждения, педагогического коллектива, учащихся. В то же время в режиме Сети существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных запросов и потребностей учащихся развивает умение самоуправления образовательной деятельностью, что ведет к успешному самоопределению. Будут усовершенствованы сетевые стандарты деятельности педагогов, руководителей ОУ. Транслирование этого опыта для сетевых взаимодействий в разноуровневых школах.
Смета и источники финансирования проекта
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:
- бюджетные средства;
- внебюджетные средства;
- средства родителей;
- доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
№ | Наименование | Сумма | Источники финансирования |
1 | Транспортные расходы – ГСМ: поездка на организационные совещания, семинары и т.д. | 5 ОУ х 2500 = 12500 руб | 2 |
2 | Расходные материалы (канцтовары, заправка картриджей ит.д.) на проведение семинаров | 5 ОУ х 1000 = 5000 руб | 1, 2 |
3 | Выпуск методических материалов в школьной
типографии: А) печатание Б) верстка В) ламинирование Г) брошюрирование |
3 | |
4 | Услуги связи | 5 ОУ х 1000 = 5000 | 221 ст.бюджета |
5 | Интернет услуги | ||
6 | Компьютерные услуги | 5 ОУ х 1000 = 5000 | 3 |
7 | Зарплата педагогов и персонала | ФОТ по кол-ву обучающихся | 1 |
8 | ГСМ на подвоз детей | 1 (местный) | |
9 | Остальные расходы | (2, 3, 4) |