Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).
Коррекционно-развиваюшие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств. Развитие связной речи, зрительного восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, 3 картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени, 2-я страница "Лого-книги", рисунки с наложенным изображением листьев по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)
Логопед встречает детей в дверях кабинета, где тихо звучит "Осенняя песня" П. Чайковского, с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.
Логопед. Садится будет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.
1-йребенок. Березка.
2-й ребенок. Дубок.
3-й ребенок. Тополек.
4-й ребенок. Осинка.
Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.
Логопед. Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?"
Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.
Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).)
Логопед рассыпает оставшиеся листья в корзинке на столе.
Логопед. Какой месяц осени заканчивается?
1-й р е б е н о к. Заканчивается сентябрь.
Логопед. Какой месяц наступит после него?
2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.
Логопед. Какой месяц завершает осень?
3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.
Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло днем, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.
Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
3. Упражнение "Периоды осени". (Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи).
Логопед смахивает листья в корзинку и вывешивает на мольберт три картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.
Логопед. Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.
Дети выполняют задание логопеда.
Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.
1 -й р е б е н о к. На первой картине нарисованы дети в парке. Небо серое, покрытое облаками. Но листья на деревьях и трава еще зеленые, на клумбе много цветов. Дети одеты в легкие курточки. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.
2-й ребенок. На второй картине мы видим деревья, покрытые разноцветными листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать "Золотая осень".
3-й ребенок. На третьей картине мы видим голые деревья, серое небо, мальчики и девочки одеты в теплые куртки. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору - позднюю осень.
Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.
4. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед просит детей взять в руки зеркало и предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. "Широкий" язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас "почистим" зубки. "Почистить" языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
5. Подвижное упражнение "Туман". (Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи).
Логопед предлагает детям, пройти на ковер.
Туман повис клоками в | Сидят на корточках, выполняют ритмичные |
Саду и во дворе | удары ребром ладони и кулачками |
по полу. | |
Поймать туман руками | Ритмично сжимают и разжимают кулаки |
Я взял его ладошкой | |
и крепко- крепко сжал | |
Но прыткий он как кошка, | Бегут пальчиками по полу. |
он взял и убежал | |
Висит туман над речкой | Встают, поднимают руки и качают ими из |
и дышит, как живой | стороны в сторону |
Как белая овечка с кудрявой головой. | Смыкают руки над головой. |
И маленькие рожки на этой голове, | |
Но поутру остались лишь капли на траве. |
6. Работа с "Лого-книгой" (Развитие мелкой моторики, связной речи. Закрепление понятий "Золотая осень", листопад)
Логопед вывешивает на доске 2-ю страницу из "Лого - книги".
Логопед. Ребята, а давайте теперь создадим свою картинку. Изобразим золотую осень. Перед вами лежат части картины (на столе лежат, выполненные из ткани листья разных цветов, "кроны" разных цветов, трава, сугробы, цветы, солнышко, тучки).
Сейчас, каждый из вас будет подходить к столу, брать одну из частей картины, которая соответствует периоду "золотая осень", и прикреплять ее к странице книги. При этом каждый из вас объяснит свой выбор.
1-й ребенок. Я выбрал и пристегнул желтую "крону" дерева, потому что она как -будто золотистая, и напоминает переливающиеся желтые листья на солнце.
2-й ребенок. Я пристегнул к дереву разноцветные листья - желтые, бордовые и зеленый, потому что золотой осенью все литья разных цветов.
3-й ребенок. Я пристегнул травку желтую и зеленую, потому что золотой осенью, трава уже начинает желтеть.
4-й ребенок. Я прикрепил солнышко и тучку. Солнышко, потому что золотой осенью солнышко еще светит ярко, хотя уже и не греет как летом. А тучку, потому что золотой осенью, бывают и пасмурные дни.
Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.
А теперь объясните мне, что такое листопад.
Дети. Листопад, это когда осенью опадают с деревьев листья.
Логопед. Давайте, изобразим листопад на нашей картинке. Что для этого нужно сделать?
Дети. Отстегнуть листья и положить их в траву.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.
7. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики)
Логопед предлагает детям сделать зарядку для пальчиков.
8. Работа по картинке-загадке "Что ты видишь?" (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи).
Логопед раздает каждому ребенку картинку - загадку с наложенными изображениями листьев.
Логопед. Последняя игра сегодня - картинка-загадка "Что ты видишь?" У каждого из вас на столе есть картинка, на которой спрятались листочки. Вы должны назвать по одному листочку, и обвести его
1 -й р е б е н о к. Я вижу кленовый лист.
Обводит изображение карандашом.
2-й ребенок. Я вижу березовый листок.
Обводит изображение карандашом.
3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.
Обводит изображение карандашом.
4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение карандашом.
Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.
9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.
При подготовке конспекта использовалась литература:
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.