Тип урока: Уроки совершенствования практических знаний, умений, навыков.
Вид урока: Игра.
Цели урока:
- Углубить и обобщить представления учащихся о спиртах, карбоновых кислотах и альдегидах.
- Проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий химии.
- Применять полученные знания в жизни.
- Развить интерес и познавательную активность учащихся.
- Межпредметные связи: география, биология.
Требования при изучении темы:
Учащиеся должны знать: нахождение и применение природных источников углеводородов, фракции нефти, применение, получение спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.
Учащиеся должны уметь: правильно называть спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, правильно писать формулы спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.
Методы обучения: диалогический.
Методы преподавания: стимулирующий.
Методы учения: частично-поисковый.
Игры знакомы каждому человеку с детства. Играя, ребенок погружается в ситуации, воспроизводящие эпизоды реальной жизни. По сути, игра – это тренажер, на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности человека, раскрывается его творческий потенциал и создаются условия для активного обмена знаниями. Как и любая другая игра, она учит самостоятельно мыслить, способствует развитию навыков межличностного общения.
В игре участвует 2 команды по 7 человек. Правила аналогичны телевизионной версии игры.
Гейм I. “Дальше, дальше”
За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов.
- Что выделяется при сгорании природного газа?
- Где в природе находятся нефтяные газы?
- Что является основным компонентом природного газа?
- Еще недавно попутные нефтяные газы не находили применения, что с ними делали?
- Что такое пирролиз?
- Дайте определение спиртам?
- Ядовитый многоатомный спирт?
- Где применяют глицерин?
- Самый распространенный из спиртов?
- Качественная реакция на альдегиды?
- Раствор метанола в воде 35-40% называется…?
- Чем отличается состав природного газа и попутных нефтяных газов?
- В какой установке происходит перегонка нефти?
- Физические свойства многоатомных спиртов?
- Дать определение фенолам?
- Как по международной номенклатуре называют муравьиную кислоту?
- Что такое крекинг?
- Имеет ли различия нефть добытая в различных регионах?
- Физические свойства низших спиртов?
- Фенол – яд, или же нет?
- Дайте определение карбоновым кислотам?
- Где применяют альдегиды?
- Какой суффикс добавляют при назывании спиртов?
- Из чего получают спирты?
- Ядовитый спирт?
Гейм II “Заморочки из бочки”
Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки из бочонка. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, вопрос передается другой команде и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передается зрителям. Зрителю, набравшему больше всего жетонов, ведущий вручает приз.
- Если потребуется отвинтить ржавую гайку, например на коллекторе автомашины, то рекомендуется вечером, положить на нее тряпку, смоченную чем?
- Кто впервые получил фенол?
- Что собой представляют ферменты?
- Когда и где был построен первый завод для очистки нефти?
- Вредны ли для организма мебель, изготовленная из плит, получаемых из фенол – формальдегидных пластмасс?
- Как влияет алкоголь на организм человека?
Игровая пауза (игра со зрителями)
Записаны слова, к ним нужно прибавить одну или несколько букв впереди слова или в конце, чтобы получилось название химического элемента.
Бар – барий
Ром – бром, хром
Род – водород, углерод, кислород
Желе – железо
Лото – золото
Крем – кремний
Маг – магний
Три – натрий, итрий
Ребро – серебро
6. Замени букву.
Ведущий называет слова, а участники заменяют в них буквы так, чтобы получилось название химических элементов.
Железа – железо
Йог – йод
Магнит – магний
Мера – сера
Цирк – цинк
Слово – олово
Калиф – калий
Вор – бор
Гейм III “Темная лошадка”
Вед. Много открытий было сделано этим великим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н.А.Мишуткин на заседании Русского химического общества в марте 1869 г.
“Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие, проникновенные глаза…
Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок…”
Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев. Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль ученого. Он задает командам вопросы:
- Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: “Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные весы, что быстро привело к тому заключению, что…” К какому заключению я пришел? (свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса).
- Число попыток классифицирования химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигло 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер, Д.Ньюмендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников, (Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий, хлор).
- Всем известна сказка – “Конек-Горбунок”. Ее написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите фамилию автора сказки. (Петр Павлович Ершов)
- Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня? (Шестеро – три сына и три дочери)
Гейм IV “Гонка за лидером”
- Болотный газ.
- Имеет ли различия нефть добытая в различных регионах?
- Химическая неделимая частица.
- Маслянистая жидкость, от светло-бурого до черного цвета с характерным запахом, немного легче воды и практически в ней не растворяется.
- Трехатомный спирт.
- Вода в твердом состоянии.
- Дайте определение многоатомным спиртам.
- Биологические катализаторы.
- Физические свойства карбоновых кислот.
- Вещества, имеющие один и тот же состав, одну и ту же структуру, но различающиеся по строению?
- 2-х атомный спирт?
- Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ?
- Бесцветное, кристаллическое вещество с характерным запахом?
- Дайте определение альдегидам?
- Физические свойства высших спиртов?
- Какой суффикс добавляют к углеводородам при назывании альдегидов?
- Самый распространенный спирт?
- 2 вида классификации карбоновых кислот?
- Где в природе находится муравьиная кислота?
- При каком крекинге - термическом или католическом получают более качественную нефть?
- Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ?
В конце урока подводится итог: жюри выявляет команду-победителя, выявляет самых активных зрителей. В журнале выставляются оценки за урок.