Урок–игра "Счастливый случай"

Разделы: Химия


Тип урока: Уроки совершенствования практических знаний, умений, навыков.

Вид урока: Игра.

Цели урока:

  1. Углубить и обобщить представления учащихся о спиртах, карбоновых кислотах и альдегидах.
  2. Проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий химии.
  3. Применять полученные знания в жизни.
  4. Развить интерес и познавательную активность учащихся.
  5. Межпредметные связи: география, биология.

Требования при изучении темы:

Учащиеся должны знать: нахождение и применение природных источников углеводородов, фракции нефти, применение, получение спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.

Учащиеся должны уметь: правильно называть спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, правильно писать формулы спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.

Методы обучения: диалогический.

Методы преподавания: стимулирующий.

Методы учения: частично-поисковый.

Игры знакомы каждому человеку с детства. Играя, ребенок погружается в ситуации, воспроизводящие эпизоды реальной жизни. По сути, игра – это тренажер, на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности человека, раскрывается его творческий потенциал и создаются условия для активного обмена знаниями. Как и любая другая игра, она учит самостоятельно мыслить, способствует развитию навыков межличностного общения.

В игре участвует 2 команды по 7 человек. Правила аналогичны телевизионной версии игры.

Гейм I. “Дальше, дальше”

За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов.

  1. Что выделяется при сгорании природного газа?
  2. Где в природе находятся нефтяные газы?
  3. Что является основным компонентом природного газа?
  4. Еще недавно попутные нефтяные газы не находили применения, что с ними делали?
  5. Что такое пирролиз?
  6. Дайте определение спиртам?
  7. Ядовитый многоатомный спирт?
  8. Где применяют глицерин?
  9. Самый распространенный из спиртов?
  10. Качественная реакция на альдегиды?
  11. Раствор метанола в воде 35-40% называется…?
  12. Чем отличается состав природного газа и попутных нефтяных газов?
  13. В какой установке происходит перегонка нефти?
  14. Физические свойства многоатомных спиртов?
  15. Дать определение фенолам?
  16. Как по международной номенклатуре называют муравьиную кислоту?
  17. Что такое крекинг?
  18. Имеет ли различия нефть добытая в различных регионах?
  19. Физические свойства низших спиртов?
  20. Фенол – яд, или же нет?
  21. Дайте определение карбоновым кислотам?
  22. Где применяют альдегиды?
  23. Какой суффикс добавляют при назывании спиртов?
  24. Из чего получают спирты?
  25. Ядовитый спирт?

Гейм II “Заморочки из бочки”

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки из бочонка. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, вопрос передается другой команде и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передается зрителям. Зрителю, набравшему больше всего жетонов, ведущий вручает приз.

  1. Если потребуется отвинтить ржавую гайку, например на коллекторе автомашины, то рекомендуется вечером, положить на нее тряпку, смоченную чем?
  2. Кто впервые получил фенол?
  3. Что собой представляют ферменты?
  4. Когда и где был построен первый завод для очистки нефти?
  5. Вредны ли для организма мебель, изготовленная из плит, получаемых из фенол – формальдегидных пластмасс?
  6. Как влияет алкоголь на организм человека?

Игровая пауза (игра со зрителями)

  1. Название каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой (неон, олово).
  2. В названии каких химических элементов входят названия десертных блюд (кремний – крем, железо – желе).
  3. В названии каких химических элементов входят названия женских и мужских имен (Кюрий – Юрий, Менделевий – Лев, Германий – Герман, Франций – Франц, Самарий – Мари, Плутоний – Тони, Лоуренсий – Енс, Полоний – Пол, Вольфрам – Вольф, Рутений – Рут, Платина – Тина, Никель – Ник, Плутоний – Тони).
  4. В названии каких кинофильмов встречаются названия химических элементов? (“Золото Маккены”, “Хлеб, золото и ноган”, “Бешенное золото”, “Плюмбум или опасная игра”).
  5. Добавьте буквы.

Записаны слова, к ним нужно прибавить одну или несколько букв впереди слова или в конце, чтобы получилось название химического элемента.

Бар – барий
Ром – бром, хром
Род – водород, углерод, кислород
Желе – железо
Лото – золото
Крем – кремний
Маг – магний
Три – натрий, итрий
Ребро – серебро

6. Замени букву.

Ведущий называет слова, а участники заменяют в них буквы так, чтобы получилось название химических элементов.

Железа – железо
Йог – йод
Магнит – магний
Мера – сера
Цирк – цинк
Слово – олово
Калиф – калий
Вор – бор

Гейм III “Темная лошадка”

Вед. Много открытий было сделано этим великим ученым. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н.А.Мишуткин на заседании Русского химического общества в марте 1869 г.

“Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие, проникновенные глаза…

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов, справок…”

Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев. Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль ученого. Он задает командам вопросы:

  1. Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: “Искать чего-либо, хотя бы грибов или какую-либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные весы, что быстро привело к тому заключению, что…” К какому заключению я пришел? (свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса).
  2. Число попыток классифицирования химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигло 50. Некоторые из ученых (Л.Мейер, Д.Ньюмендс) очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников, (Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий, хлор).
  3. Всем известна сказка – “Конек-Горбунок”. Ее написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите фамилию автора сказки. (Петр Павлович Ершов)
  4. Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня? (Шестеро – три сына и три дочери)

Гейм IV “Гонка за лидером”

  1. Болотный газ.
  2. Имеет ли различия нефть добытая в различных регионах?
  3. Химическая неделимая частица.
  4. Маслянистая жидкость, от светло-бурого до черного цвета с характерным запахом, немного легче воды и практически в ней не растворяется.
  5. Трехатомный спирт.
  6. Вода в твердом состоянии.
  7. Дайте определение многоатомным спиртам.
  8. Биологические катализаторы.
  9. Физические свойства карбоновых кислот.
  10. Вещества, имеющие один и тот же состав, одну и ту же структуру, но различающиеся по строению?
  11. 2-х атомный спирт?
  12. Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ?
  13. Бесцветное, кристаллическое вещество с характерным запахом?
  14. Дайте определение альдегидам?
  15. Физические свойства высших спиртов?
  16. Какой суффикс добавляют к углеводородам при назывании альдегидов?
  17. Самый распространенный спирт?
  18. 2 вида классификации карбоновых кислот?
  19. Где в природе находится муравьиная кислота?
  20. При каком крекинге - термическом или католическом получают более качественную нефть?
  21. Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ?

В конце урока подводится итог: жюри выявляет команду-победителя, выявляет самых активных зрителей. В журнале выставляются оценки за урок.