Под технологическим инструментарием дидактики я понимаю совокупность различных технологий, дидактических приемов, которые помогают учителю построить свою работу так, чтобы она отвечала современным потребностям общества, т.е. была инновационна. Приложение 1.
Развитие и уровень знаний учащихся зависит от овладения ими методом познания. Ученик должен сам осознавать пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть пути устранения этих пробелов. Моя цель - привести детей к успеху и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает это, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует интерес к учебе, повышает чувство собственного достоинства, создает морально психологическую обстановку в классе.
Когда 20 лет назад я пришла в школу, то почти сразу поняла - просто вызывая учеников к доске, работая традиционными методами, я ничего не добьюсь. Не научу ребят математике, потому что один работает у доски, 5-6 человек решают сами, а остальные 20 просто списывают, и тогда я стала применять тренинговую технологию.
Уже в 5-6 классах я постепенно приучаю работать самостоятельно по тренажерам, а с 7 класса почти на всех уроках ребята используют тренажеры. Конечно, сначала изучается теория, она обычно дается блоком, что позволяет сократить время. На первом уроке по теме ученикам выдается памятка в дневник. В этой памятке расписана работа на всю тему.
Памятка в дневник
№ урока | Тренажер | С/р | Д/З | |
1 | 20 | 1 | С-6 | № 306-311 |
2 | 21 | 2 | С-40 | № 312-315,317,318 |
3 | 22 | 3 | № 326-328 | |
4 | 22 | 3 | СО-14 | |
5 | 23 | 4 | С-18 1,2,3,6(А) | №340-341,343-346, 357 |
6 | 24 | 5 | №362-365 | |
7 | 23 | 5 | с-8 | №369 |
8 | 23 | Пр.р | С-5 | №241-248Экз.сб. |
9 | 23 | 6 | С-48л | №347-349 |
10 | 24 | 7 | С-47л | №350-355 |
11 | 24 | 8 | С-22 №1,2,3(а) | №356,383, 379-382 |
12 | 24 | 9 | С-50л | №366Экз.сб.№225-240четные. |
13 | 24 | 10 | С-22 №4,8 | №358,371экз.сб №249-266четные |
14 | К.р. | К.р. |
А потом ребята получают тренажеры: первые примеры очень простые, ребята быстро увлекаются работой, а потом сложность заданий постепенно нарастает. После разбора образцов решения некоторых заданий ученики самостоятельно решают тренажер. Я консультирую, помогаю и проверяю примеры, которых в тренингах в избытке и, далеко не каждому ученику надо решать все задания. После тренинга ученику дается самостоятельная работа. А после ее проверки выставляются оценки в журнал за тренажер, домашнее задание и самостоятельную работу.
В классе вывешивается лист контроля и каждый ученик знает без подсказки учителя, что и когда ему делать. Приложение 2.
Лист контроля
Список | Трен.1 |
Д/з |
С/р |
Трен.2 |
Д/з |
С/р |
....... |
К/р |
Иванов А. | ||||||||
Петров В. |
Но начинается урок, как правило, с разминки. Обычно это презентация, которая включает в себя примеры на повторение, систематизацию знаний, а также вопросы по текущей теме.
Ребята работают как фронтально, так и самостоятельно. Так, например, в 11 классе практически на каждом уроке идет подготовка к ЕГЭ.
Двум ученикам выдается раздаточный материал с примерами из презентации, они выходят к доске и пишут ответы на примеры. А в это время класс работает со слайдами, которые сменяются через определенное время. После окончания работы доски открываются, и класс сначала сверяет свои ответы с ответами на доске, а потом мы разбираем эти примеры все вместе. Приложение 3.
При разработке уроков я активно применяю ИКТ. Это позволяет сэкономить время, показать грамотные чертежи, решить большее количество задач. Ребята решают самостоятельно, иногда высвечиваются подсказки, а потом, взяв тетрадь ученика можно проверить решение с классом, отсканировав работу. Приложение 4.
Ребята занимаются и проектной деятельностью: при получении зачета по элективному курсу проводится защита презентаций, которые разрабатываются ребятами в течение учебного года. Приложение 5.
Также в своей работе я использую элементы дистанционного обучения. В этом мне помогает прекрасный сайт для учителей математики: uztest.ru
К активизации самостоятельной деятельности учащихся ведут многие пути. Я назвала лишь некоторые из них. Конкретные условия работы, опыт, личные качества учителя подскажут ему другие пути и средства активизации самостоятельной деятельности учащихся. Главное - чтобы учитель сам умел и хотел учиться.