Экологическая викторина для детей подготовительной к школе группы по теме "Птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых; по участию в природных акциях и природоохранительных мероприятиях.

Задачи:

Образовательные

  • уточнить и расширить знание детей о перелетных птицах Красноярского края;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;

Воспитательные задачи

  • воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

Коррекционные задачи

  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
  • совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;

Формирование словаря:

-Обогащение природоведческого словаря: стриж, кедровка, чайка, клест, дрозд, жаворонок, глухарь.

-Введение в речь эмоционально-оценочной лексики.

-Активизация словаря: согласование существительного с прилагательным.

Предшествующая работа:

  • экскурсия в Краеведческий музей, осмотр экспозиции "Птицы Красноярского края" (в рамках городской образовательной программы "Музейный всеобуч");
  • сюжетное рисование "Как я помогаю птицам зимой";
  • выставка семейного рисунка: "Птицы, живущие в моем дворе";
  • обзорная экскурсия-прогулка выходного дня (выезд, детей с родителями, в заповедник "Роев Ручей"), впечатление об экскурсии;
  • знакомство с экспозицией книг о птицах Красноярского края (посещение библиотеки "Лукоморье");
  • участие в литературном празднике "Книжкина неделя в детском саду". Просмотр видеофильмов "Перелетные птицы Красноярского края";
  • разучивание песни "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. Е.Зарицкой);
  • создание в группе музейной экспозиции "Птицы нашего Сибирского края";
  • прогулка-наблюдение с детьми за поведением птиц в зимнее время и их фотографирование;
  • создание передвижного фото-стенда "После воскресных прогулок с родителями"

Оборудование к занятию:

Предметный ряд:

  • краски, кисти, бумага
  • разрезные картинки с изображением птиц
  • символы мест обитания птиц
  • ребусы
  • проектор
  • медали для награждения

Музыкальный ряд:

  • звукозапись голосов птиц
  • песня "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. E.3арицкой)
  • вальс Ф.Шопена

Изобразительный ряд:

  • иллюстрации с изображением птиц

Ход викторины

Дети входят в зал под музыку (звучит вальс Шопена), делятся на команды, взяв цветовые фишки.

Воспитатель:

-Сегодня у нас с вами веселый праздник. Я знаю, что вы любите птиц, охраняете их гнезда, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете свои знания.

-Я хочу вам представить наших уважаемых "Мудрецов", которые будут оценивать ваши ответы (ведущий представляет "Мудрецов" родителей и педагогов МДОУ)

На викторинах всегда команды выполняют задание и получают за это флажок. Чья команда соберет большее количество флажков - выигрывает.

-Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки (раздаю конверты обеим командам).

-Чья команда первая справиться с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх - это будет сигнал готовности.

-Команда, первая выполнившая задание, получает флажок от

"Мудрецов".

Дети надевают эмблемы с изображением "Ласточек" -название первой команды, "Скворушек" - название второй команды.

Второе задание - выбор капитанов

Воспитатель:

-А теперь командам нужно выбрать капитана. Посовещайтесь все вместе и решите, кто будет возглавлять вашу команду

Воспитатель:

-Внимание, следующее задание: Перед вами на доске зашифрованы названия птиц - они состоят из первых букв предметов изображенных на картинках.

Утюг Танк Кот Аист

У Т К А

Гриб Рак Акула Часы

Г Р А Ч

Дети совещаются друг с другом в командах, и капитаны объявляют результат.

Воспитатель:

Для того, чтобы проверить правильность ответа - переверните картинки обратной стороной

Капитаны проверяют правильность выполнения задания у команды соперников.

Следующее задание: блиц-опрос

(быстрый вопрос - быстрый ответ)

Воспитатель:

-Что общего в названии этих птиц?

Дети:

-Они перелетные!

Воспитатель:

-Какие птицы называются перелетными?

Дети:

-Которые улетают на зиму в теплые края.

Воспитатель:

-А почему они улетают?

Дети:

-Им становится холодно, и трудно добывать корм!

Воспитатель:

-Какие птицы улетают последними? Почему?

Дети:

-Водоплавающие, т.к. замерзают водоемы.

"Мудрецы" оценивают ответы детей, дают очередной флажок.

Воспитатель:

-А, что, у нас в Красноярске зимой не остается не одной птицы?

Дети:

-Остаются!

Воспитатель:

-Как они называются?

Дети:

-Зимующие.

Воспитатель:

-Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете зимующих и перелетных птиц.

-Команда "Ласточки" выберет все картинки с изображением перелетных птиц, и с помощью магнитов, прикрепит их на магнитную доску. А команда "Скворушки" поместит на другую доску птиц, которые остаются с нами зимовать. Будьте внимательными и взаимно вежливыми, старайтесь доброжелательно решить все возникающие проблемы.

После окончания задания "Мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

-Предлагаю поиграть в веселую игру: "Узнай меня"

Пока звучит музыка, дети изображают летающих птиц. После того как музыка прекращается, участникам игры нужно в позе, жесте, изобразить какую либо птицу.

Воспитатель:

Задание для капитанов

-Мы с вами много читали книг, ходили в музей, где знакомились с птицами, живущими в нашем Сибирском крае. Следующее наше задание покажет, чья команда лучше ориентируется в знании места обитания птиц.

На столах схематичное изображение:

  • БОЛОТО
  • ОЗЕРО
  • ЛЕС
  • КРЫША ДОМА

Капитаны выбирают картинки с изображением птиц и "расселяют" по "домам"

После окончания задания "Мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

-Очередное задание викторины.

-Я раздам каждой команде ребусы - в них зашифрованы названия птиц.

-Чья команда первая отгадает все три ребуса, как обычно возьмутся за руки и поднимут их вверх - это будет сигнал готовности, а на нашем волшебном экране появятся отгадки.

После окончания задания "мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Теперь заключительное задание:

Рассказать о добрых делах, которые помогают зимовать птицам (дети составляют рассказы)

Воспитатель:

-Да ребята, вы знакомы с названиями птиц, вы их любите, много знаете о повадках, местах обитания. Но самое главное, что вы рассказали о добрых делах, которые совершили сами, или вместе с родителями, в своих дворах, на дачах (развешивали зимой кормушки, весной делали скворечники и др.). Я рада, что у птиц есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

-На этом я предлагаю закончить нашу викторину

-Уважаемые "Мудрецы" я попрошу объявить результаты викторины.

Награждение

Воспитатель:

-Я предлагаю обеим командам объединиться и всем вместе попрощаться с перелетными птицами.

-Споем им песню "Журавушка" (включаю видеопроектор с записью перелетных птиц - летящий клин журавлей)