Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых; по участию в природных акциях и природоохранительных мероприятиях.
Задачи:
Образовательные
- уточнить и расширить знание детей о перелетных птицах Красноярского края;
- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
- учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
Воспитательные задачи
- воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам;
- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
Коррекционные задачи
- вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
- совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
- совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;
Формирование словаря:
-Обогащение природоведческого словаря: стриж, кедровка, чайка, клест, дрозд, жаворонок, глухарь.
-Введение в речь эмоционально-оценочной лексики.
-Активизация словаря: согласование существительного с прилагательным.
Предшествующая работа:
- экскурсия в Краеведческий музей, осмотр экспозиции "Птицы Красноярского края" (в рамках городской образовательной программы "Музейный всеобуч");
- сюжетное рисование "Как я помогаю птицам зимой";
- выставка семейного рисунка: "Птицы, живущие в моем дворе";
- обзорная экскурсия-прогулка выходного дня (выезд, детей с родителями, в заповедник "Роев Ручей"), впечатление об экскурсии;
- знакомство с экспозицией книг о птицах Красноярского края (посещение библиотеки "Лукоморье");
- участие в литературном празднике "Книжкина неделя в детском саду". Просмотр видеофильмов "Перелетные птицы Красноярского края";
- разучивание песни "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. Е.Зарицкой);
- создание в группе музейной экспозиции "Птицы нашего Сибирского края";
- прогулка-наблюдение с детьми за поведением птиц в зимнее время и их фотографирование;
- создание передвижного фото-стенда "После воскресных прогулок с родителями"
Оборудование к занятию:
Предметный ряд:
- краски, кисти, бумага
- разрезные картинки с изображением птиц
- символы мест обитания птиц
- ребусы
- проектор
- медали для награждения
Музыкальный ряд:
- звукозапись голосов птиц
- песня "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. E.3арицкой)
- вальс Ф.Шопена
Изобразительный ряд:
- иллюстрации с изображением птиц
Ход викторины
Дети входят в зал под музыку (звучит вальс Шопена), делятся на команды, взяв цветовые фишки.
Воспитатель:
-Сегодня у нас с вами веселый праздник. Я знаю, что вы любите птиц, охраняете их гнезда, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете свои знания.
-Я хочу вам представить наших уважаемых "Мудрецов", которые будут оценивать ваши ответы (ведущий представляет "Мудрецов" родителей и педагогов МДОУ)
На викторинах всегда команды выполняют задание и получают за это флажок. Чья команда соберет большее количество флажков - выигрывает.
-Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки (раздаю конверты обеим командам).
-Чья команда первая справиться с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх - это будет сигнал готовности.
-Команда, первая выполнившая задание, получает флажок от
"Мудрецов".
Дети надевают эмблемы с изображением "Ласточек" -название первой команды, "Скворушек" - название второй команды.
Второе задание - выбор капитанов
Воспитатель:
-А теперь командам нужно выбрать капитана. Посовещайтесь все вместе и решите, кто будет возглавлять вашу команду
Воспитатель:
-Внимание, следующее задание: Перед вами на доске зашифрованы названия птиц - они состоят из первых букв предметов изображенных на картинках.
Утюг | Танк | Кот | Аист |
У Т К А
Гриб | Рак | Акула | Часы |
Г Р А Ч
Дети совещаются друг с другом в командах, и капитаны объявляют результат.
Воспитатель:
Для того, чтобы проверить правильность ответа - переверните картинки обратной стороной
Капитаны проверяют правильность выполнения задания у команды соперников.
Следующее задание: блиц-опрос
(быстрый вопрос - быстрый ответ)
Воспитатель:
-Что общего в названии этих птиц?
Дети:
-Они перелетные!
Воспитатель:
-Какие птицы называются перелетными?
Дети:
-Которые улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель:
-А почему они улетают?
Дети:
-Им становится холодно, и трудно добывать корм!
Воспитатель:
-Какие птицы улетают последними? Почему?
Дети:
-Водоплавающие, т.к. замерзают водоемы.
"Мудрецы" оценивают ответы детей, дают очередной флажок.
Воспитатель:
-А, что, у нас в Красноярске зимой не остается не одной птицы?
Дети:
-Остаются!
Воспитатель:
-Как они называются?
Дети:
-Зимующие.
Воспитатель:
-Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете зимующих и перелетных птиц.
-Команда "Ласточки" выберет все картинки с изображением перелетных птиц, и с помощью магнитов, прикрепит их на магнитную доску. А команда "Скворушки" поместит на другую доску птиц, которые остаются с нами зимовать. Будьте внимательными и взаимно вежливыми, старайтесь доброжелательно решить все возникающие проблемы.
После окончания задания "Мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.
Воспитатель:
-Предлагаю поиграть в веселую игру: "Узнай меня"
Пока звучит музыка, дети изображают летающих птиц. После того как музыка прекращается, участникам игры нужно в позе, жесте, изобразить какую либо птицу.
Воспитатель:
Задание для капитанов
-Мы с вами много читали книг, ходили в музей, где знакомились с птицами, живущими в нашем Сибирском крае. Следующее наше задание покажет, чья команда лучше ориентируется в знании места обитания птиц.
На столах схематичное изображение:
- БОЛОТО
- ОЗЕРО
- ЛЕС
- КРЫША ДОМА
Капитаны выбирают картинки с изображением птиц и "расселяют" по "домам"
После окончания задания "Мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.
Воспитатель:
-Очередное задание викторины.
-Я раздам каждой команде ребусы - в них зашифрованы названия птиц.
-Чья команда первая отгадает все три ребуса, как обычно возьмутся за руки и поднимут их вверх - это будет сигнал готовности, а на нашем волшебном экране появятся отгадки.
После окончания задания "мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.
Теперь заключительное задание:
Рассказать о добрых делах, которые помогают зимовать птицам (дети составляют рассказы)
Воспитатель:
-Да ребята, вы знакомы с названиями птиц, вы их любите, много знаете о повадках, местах обитания. Но самое главное, что вы рассказали о добрых делах, которые совершили сами, или вместе с родителями, в своих дворах, на дачах (развешивали зимой кормушки, весной делали скворечники и др.). Я рада, что у птиц есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.
-На этом я предлагаю закончить нашу викторину
-Уважаемые "Мудрецы" я попрошу объявить результаты викторины.
Награждение
Воспитатель:
-Я предлагаю обеим командам объединиться и всем вместе попрощаться с перелетными птицами.
-Споем им песню "Журавушка" (включаю видеопроектор с записью перелетных птиц - летящий клин журавлей)