Занятие по ФЭМП во 2-й младшей группе по теме "Ориентировка во времени. Путешествие с Чебурашкой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Продолжать формировать представления о частях суток: утро - вечер; день - ночь.
  • Совершенствовать умения детей сравнивать два предмета по размеру: широкий - узкий.
  • Закрепить умение понимать вопрос "сколько?" и при ответе пользоваться словами "много", "один".
  • Развивать у детей внимание, навыки сравнительного анализа.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки коллективного взаимодействия.

Словарная работа:

  • Активизация словаря: утро, день, вечер, ночь; широкий - узкий; много - один.
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание иллюстраций и беседа на тему "сутки".
  • Сравнение 2-х полосок по величине.
  • Разучивание игры "Цветные фонарики".

Оборудование:

  • Иллюстрации на тему "Части суток" (раздаточный материал).
  • Два "ручейка" - широкий (ширина - 35см.) и узкий (ширина - 15см.)
  • Разноцветные "фонарики" по количеству детей.
  • Игрушка Чебурашка.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  • Магнитофон.

I ч.

Воспитатель: Сегодня на занятии математикой у нас будет много интересного.

Звучит песня "Чебурашка" муз. Шаинского сл. А. Тимофеевского

Воспитатель: Кто-то в гости к нам спешит, "Здравствуйте" - нам говорит.

-Узнали, кто это?

Дети: Чебурашка.

Воспитатель: Конечно, он снова пришел к нам в гости. Он любит с вами играть и заниматься. Здравствуй, Чебурашка, какой ты красивый на экране, приходи к нам в гости, как всегда.

(Воспитатель показывает детям игрушку "Чебурашка", на экране пустой слайд)

Чебурашка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка! Давай рассмотрим картинки на экране.

Воспитатель: Солнце просыпается, в небо поднимается. Когда это бывает?

Дети: Утром. (Я просыпаюсь утром)

Воспитатель: Когда мальчик проснулся? Когда петушок его разбудил?

Дети: Мальчик проснулся утром.

Воспитатель: Когда мальчик умывается?

Дети: Мальчик умывается утром.

Воспитатель: Когда дети делают зарядку?

Дети: Дети делают зарядку утром.

Воспитатель: Когда это бывает: птички просыпаются, солнце поднимается?

Дети: Утром.

Воспитатель: Найдите утро у себя на картинке, покажите Чебурашке.

Воспитатель: Солнышко проснулось, детям улыбнулось. Посмотрите, какое красивое солнышко, оно светит ярко, день наступил.

Когда солнышко светит ярко?

Дети: Днем.

Воспитатель: Дети играют на прогулке. Солнце светит ярко. Когда это бывает?

Дети: Днем.

Воспитатель: Когда уточки гуляют?

Дети: Уточки гуляют днем.

Воспитатель: Солнце светит ярко, воробей гуляет. Когда гуляет воробей?

Дети: Днем.

Воспитатель: Солнце светит ярко, все гуляют. Когда это бывает?

Дети: Днем.

Воспитатель: Ребята, найдите день у себя на картинке и покажите Чебурашке.

Воспитатель: Небо потемнело, солнышко спать захотело. Глазки солнце закрывает, когда это бывает?

Дети: Вечером.

Воспитатель: Когда солнышко уходит?

Дети: Вечером.

Воспитатель: Мальчик смотрит телевизор. Когда мальчик смотрит телевизор?

Дети: Мальчик смотрит телевизор вечером.

Воспитатель: Когда мальчик играет?

Дети: Мальчик играет вечером.

Воспитатель: Сонный Мишка лег в кровать,

Скоро Мишка будет спать.

Когда это бывает?

Дети: Вечером.

Воспитатель: Солнышко уходит, небо темнеет, птички засыпают, когда это бывает?

Дети: Вечером.

Воспитатель: Найдите вечер на картинке и покажите Чебурашке.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что же дальше?

Воспитатель: Посмотрите дети, месяц на небе, звездочки светят. Когда это бывает?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Что мы делаем ночью?

Дети: Ночью мы спим.

Воспитатель: Когда мальчик спит?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Когда спят бычок и медвежонок?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Что делают воробей и белочка?

Дети: Спят.

Воспитатель: Когда они спят?

Дети: Они спят ночью.

Воспитатель: Когда спит ежик?

Дети: Ежик спит ночью.

Воспитатель: Месяц на небе, звезды. Это ночь наступила. Что мы делаем ночью?

Дети: Мы спим ночью.

Воспитатель: Найдите ночь на картинке, покажите Чебурашке.

Воспитатель: Мы рассмотрели все картинки про утро, день, вечер, ночь. Вспомнили, что делают ребята и зверята утром, днем, вечером, ночью. Чебурашка, ты все запомнил?

Чебурашка: Да, все запомнил.

Воспитатель: Молодец Чебурашка, молодцы ребята! А теперь, пойдем все вместе поиграем.

II ч. Игра "Ручеек"

Воспитатель: Погуляем по полянке, по дорожке топают ножки. Вышли на лужок, на крутой бережок. Впереди не река, а два ручейка. Где ручейки?

Дети: Ручейки впереди. (1-2 ответа)

Воспитатель: Мы пойдем вперед. Будем все вместе перешагивать через ручейки. Сначала - через широкий, потом - через узкий.

Воспитатель и дети перешагивают через широкий ручеек.

Воспитатель: Через какой ручеек мы перешагнули?

Дети: Мы перешагнули через широкий ручеек. (2-3 ответа)

Воспитатель: Идем дальше. Еще один ручеек. Какой он?

Дети: Ручеек узкий. (2-3 ответа)

Воспитатель: Перешагнем через узкий ручеек.

Чебурашка: Сначала мы перешагивали через широкий ручеек, а потом - через узкий. Они остались сзади, а впереди - избушка. Пойдемте вперед.

Дети: Вперед к избушке.

III ч. Игра "Фонарики разноцветные" [1]

В избушке лежат разноцветные фонарики. Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику. При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у соседа, какого цвета фонарики. " Наступила ночь. Стало темно. Зажглись фонарики ночью и пустились в пляс. Сколько танцует фонариков?"- "Много" - "Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли фонарики" (дети присели).

Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, а воспитатель спрашивает: "Сколько всего фонариков в коробке?"

Воспитатель: Чебурашка, сколько всего фонариков в коробке?

Чебурашка: В коробке много фонариков.

Воспитатель: Дети, правильно ответил Чебурашка?

Дети: Да, правильно.

Воспитатель: Молодец Чебурашка, молодцы ребята.

Итог.

Воспитатель: Хорошо сегодня занимались. Что делали на занятии?

Дети: Вспомнили про утро, день, вечер, ночь. Перешагивали через широкий и узкий "ручеек". Зажигали фонарики.

Воспитатель: Что было трудно делать на занятии? Кому было легко заниматься?

Очень хорошо все занимались, и дети, и Чебурашка. Занятие окончено.

Литература.

  1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1997.

Приложение.