Xарактер последних реформ в системе образования, а именно: введение новой системы оплаты труда, внедрение новых представлений о качестве образования и повышение прозрачности и публичности всей системы образования, обуславливает необходимость внедрения новых форм предъявления результативности педагогического труда профессиональному сообществу и гражданам, которые не должны сводиться к традиционным формальным показателям аттестации учителей. Качество труда педагога становится основанием для принятия значимых управленческих решений, причем не только администрацией образовательного учреждения и чиновниками, но и общественностью. В первую очередь речь идет о формировании и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителя.
В этой связи становится очевидной необходимость разработки и внедрения в широкую практику такого способа предъявления учительских профессиональных достижений, который бы давал объективную информацию о реальном качестве работы педагога, был способен фиксировать годовую динамику изменения качества профессиональной деятельности и был бы понятен не только специалистам, но и гражданам.
Мировой и отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что всем этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности как портфолио.
Портфолио готовит сам педагог. При сборе документов и материалов портфолио педагогу важно осветить самые разные аспекты своей работы в школе (обучающую, воспитательную, творческую, самообразовательную).
Предлагаемая модель портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронного продукта. Преимущество электронного портфолио в том, что возможно хранение и заполнение его в электронных документах школы, на школьном сайте, а так же размещение в образовательной Интернет-среде различного уровня, т.е. он "всегда под рукой", всегда доступен.
В данном варианте портфолио представлены следующие компоненты:
1. Портфолио документов - подтверждающих результаты работы педагога.
2. Портфолио работ - творческих, проектных, исследовательских работ педагога и его учеников, а также описание основных форм и направлений деятельности педагога.
3. Портфолио отзывов - администрации, коллег, родителей, учащихся и др.
Данная модель электронного портфолио разработана в приложении Microsoft Office Power Point, самым распространенным среди пользователей ПК (приложение). Переход в соответствующий раздел, работа с информацией, помещенной в нем, возврат на исходный слайд происходит через гиперссылки (рисунки, управляющие кнопки). Дополнительный материал создаётся в приложении Word, помещается в одну папку с презентацией, а затем на него делается гиперссылка.
Для возможности перевода качественных показателей работы педагога в количественные разработана бально-рейтинговая шкала оценки педагогических достижений.
Оценка в баллах производится за профессиональные достижения по каждому направлению работы. Количество баллов зависит от уровня оценки профессиональных достижений.
№ | Основные разделы, характеризующие профессиональную деятельность педагога | Качественные показатели работы педагога | Max значение показателя | Количественные характеристики качества работы педагога |
1. | Результаты педагогической деятельности | Уровень усвоения учебной программы | 5 баллов | % усвоения учебной программы: 100% - 5 баллов, 96 - 99% - 4 балла, 90 -95% - 3 балла, 87 - 89% - 2 балла, 85- 86% - 1 балл |
Качество усвоения учебной программы | 5 баллов | % учащихся, обучающихся на "4" и "5": 80-100 % - 5 баллов; 60-79% - 4 балла; 50-59% - 3 балла; 40-49% - 2 балла, 20-29% - 1 балл | ||
Результаты государственной (итоговой) аттестации | 5 баллов | Доля учащихся, подтвердивших свои годовые оценки по результатам независимой внешней оценки: 50 - 60% - 1 балл, 61-70% - 2 балла, 71-80% - 3 балла, 81-90% - 4 балла, 91-100% - 5 баллов | ||
Количество обучающихся - участников школьных, муниципальных, республиканских, федеральных олимпиад, конкурсов и др. | 5 баллов | Удельный вес численности обучающихся - участников мероприятий различного уровня к общему количеству детей, обучающихся у педагога: более 30% - 5 баллов, 25-29% - 4 балла, 20 - 24% - 3 балла, 15 - 19% - 2 балла, 10 - 14% - 1 балл | ||
Результативность участия учащихся в школьных, муниципальных, республиканских, федеральных олимпиадах, конкурсах и др. | 5 баллов | Удельный вес численности обучающихся - победителей олимпиад и конкурсов к общему количеству детей: более 15% - 5 баллов, 12 - 14% - 4 балла, 10 - 11баллов - 3 балла, 6-9 % - 2 балла, 1-5 % - 1 балл | ||
2. | Научно-методическая деятельность | Самообразование. Работа над методической темой | 3 балла | Продуктивность работы над методической темой, наличие результата (метод.реком) - 3 балла |
Соответствие содержания рабочих учебных программ по предмету требованиям федерального и национально-регионального компонентов Госстандарта | 5 баллов | Степень соответствия содержания рабочих учебных программ по предмету требованиям федерального и национально-регионального компонентов Госстандарта: полное соответствие - 5 балла, частичное соответствие - 3 балла | ||
Разработка программ элективных курсов | 5 баллов | Степень соответствия содержания программ элективных курсов предъявляемым требованиям: полное соответствие - 5 балла, частичное соответствие - 3 балла | ||
Разработка дополнительных образовательных программ | 5 баллов | Степень соответствия содержания дополнительных образовательных программ предъявляемым требованиям: полное соответствие - 5 балла, частичное соответствие - 3 балла | ||
Используемые новые образовательные технологии, в т. ч. информационные | 5 баллов | Степень использования инновационных технологий: осведомлен, но не владеет ими - 1 балл, использует частично - 2 балла, использует не всегда оптимально - 3 балла, оптимально сочетает традиционные и инновационные технологии (наличие поурочного планирования, копилки методических приёмов) - 5 баллов | ||
Участие в профессиональных конкурсах | 5 баллов | Достижения педагога в профессиональных конкурсах, грантах различного уровня: школьный - 2 балл, муниципальный - 3 балла, республиканский - 4 балла, федеральный - 5 баллов | ||
Обобщение опыта работы | 5 баллов | Обобщение опыта работы на различном уровне: школьный - 2 балл, муниципальный - 3 балла, республиканский - 4 балла, федеральный - 5 баллов | ||
Повышение квалификации педагогом | 3 балла | Повышение квалификации за последние 5 лет: 3 балла | ||
3. | Внеурочная деятельность по предмету | Руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся | 5 баллов | Удельный вес численности обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью к общему количеству детей: более 30% - 5 баллов, 25-29% - 4 балла, 20 - 24% - 3 балла, 15 - 19% - 2 балла, 10 - 14% - 1 балл |
4. | Учебно-материальная база | Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразовательных программ | 5 баллов | Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразовательных программ: соответствие - 5 баллов, частичное соответствие - 3 балла |
5. | Выполнение функций классного руководителя | Использование программного подхода к организации работы с классным коллективом | 5 баллов | План работы классного руководителя не соответствует предъявляемым требованиям - 1 балл, частично соответствует - 2 балла, в основном соответствует - 3 балла, полностью соответствует требованиям- 4 балла, работа по разработанной программе воспитания, способствующая достижению результативности воспитания - 5 баллов. |
Охват обучающихся дополнительным образованием | 5 баллов | % учащихся получающих дополнительное образование: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов. | ||
Информация о правонарушениях | 5 баллов | Отсутствие преступлений и правонарушений - 5 баллов, наличие положительной динамики- 3 балла. | ||
Организация ученического самоуправления (по методике М. Рожкова) | 5 баллов | Уровень организации классного самоуправления: низкий - 1 балл, средний - 2 балла, высокий - 5 баллов | ||
Участие класса в мероприятиях различного уровня | 5 баллов | % участия учащихся в делах школы, города: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов. | ||
Охват учащихся горячим питанием | 5 баллов | % охвата учащихся горячим питанием: 50 - 59% - 1 балл, 60 - 69% - 2 балла, 70 - 79% - 3 балла, 80 - 89% - 4 балла, 90 - 100% - 5 баллов | ||
Организация работы с родителями | 5 баллов | Работа с родителями практически отсутствует - 1 балл, проводится эпизодически - 2 балла, система работы с родителями находится в стадии становления - 3 балла, есть система работы с родителями - 4 балла, родители активны, инициативны, сотрудничают с классным руководителем и педагогами - 5 баллов. | ||
Максимальное количество баллов - 106 баллов -100% | Не менее 90 баллов - оптимальный уровень, 89 - 70 баллов - хороший уровень, 69 - 40 баллов допустимый уровень менее 39 баллов - критический уровень |
Литература
- Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе . - 2002 . - № 5 . - С. 23-27
- Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации/ Авт.-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова, Е.В.Володина, Е.Н.Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
- Новикова Т. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио": федеральные комментарии и местный опыт // Директор школы . - 2004 . - № 7 . - С. 13-25
- Новикова Т.Г. и др. Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта // Профильная школа - 2005 . - № 3 . - С. 45-56.
- Портфолио педагога // Справочник руководителя ОУ . - 2004 . - № 6 . - С. 43-49
- Портфолио ученика средней школы/ Авт. - сост. И.Г.Юдина. Волгоград: Учитель, 2008. - 223 с.
- Лаптева В.Н. Портфолио для педагога. - http://zdytt.ucoz.ru/publ/1-1-0-22
- Морозова А.В. Портфолио как основа внутришкольной аттестации педагогов. - http://centr-ro.ru/opt/bak_06.html
- Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929 "О построении различных моделей и использовании "портфолио" учащихся основной и полной средней школы". - http://edu.of.ru/attach/17/6981.doc
- Портфолио как форма аттестации. Содержание портфолио. - http://work.eurekanet.ru/ewww2/info/13128.html
- Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений. - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390