Модель электронного портфолио как средство оценивания профессиональных достижений и творческой активности педагога

Разделы: Администрирование школы


Xарактер последних реформ в системе образования, а именно: введение новой системы оплаты труда, внедрение новых представлений о качестве образования и повышение прозрачности и публичности всей системы образования, обуславливает необходимость внедрения новых форм предъявления результативности педагогического труда профессиональному сообществу и гражданам, которые не должны сводиться к традиционным формальным показателям аттестации учителей. Качество труда педагога становится основанием для принятия значимых управленческих решений, причем не только администрацией образовательного учреждения и чиновниками, но и общественностью. В первую очередь речь идет о формировании и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителя.

В этой связи становится очевидной необходимость разработки и внедрения в широкую практику такого способа предъявления учительских профессиональных достижений, который бы давал объективную информацию о реальном качестве работы педагога, был способен фиксировать годовую динамику изменения качества профессиональной деятельности и был бы понятен не только специалистам, но и гражданам.

Мировой и отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что всем этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности как портфолио.

Портфолио представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов педагогической деятельности каждого конкретного педагога, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной самооценки и оценки со стороны педагогического коллектива и администрации школы и дальнейшей коррекции деятельности педагога.

Портфолио готовит сам педагог. При сборе документов и материалов портфолио педагогу важно осветить самые разные аспекты своей работы в школе (обучающую, воспитательную, творческую, самообразовательную).

Предлагаемая модель портфолио оформляется в виде персональной мультимедийной презентации, содержание его представлено в виде электронного продукта. Преимущество электронного портфолио в том, что возможно хранение и заполнение его в электронных документах школы, на школьном сайте, а так же размещение в образовательной Интернет-среде различного уровня, т.е. он "всегда под рукой", всегда доступен.

В данном варианте портфолио представлены следующие компоненты:

1. Портфолио документов - подтверждающих результаты работы педагога.

2. Портфолио работ - творческих, проектных, исследовательских работ педагога и его учеников, а также описание основных форм и направлений деятельности педагога.

3. Портфолио отзывов - администрации, коллег, родителей, учащихся и др.

Данная модель электронного портфолио разработана в приложении Microsoft Office Power Point, самым распространенным среди пользователей ПК (приложение). Переход в соответствующий раздел, работа с информацией, помещенной в нем, возврат на исходный слайд происходит через гиперссылки (рисунки, управляющие кнопки). Дополнительный материал создаётся в приложении Word, помещается в одну папку с презентацией, а затем на него делается гиперссылка.

Для возможности перевода качественных показателей работы педагога в количественные разработана бально-рейтинговая шкала оценки педагогических достижений.

Оценка в баллах производится за профессиональные достижения по каждому направлению работы. Количество баллов зависит от уровня оценки профессиональных достижений.

Основные разделы, характеризующие профессиональную деятельность педагога Качественные показатели работы педагога Max значение показателя Количественные характеристики качества работы педагога
1. Результаты педагогической деятельности Уровень усвоения учебной программы 5 баллов % усвоения учебной программы: 100% - 5 баллов, 96 - 99% - 4 балла, 90 -95% - 3 балла, 87 - 89% - 2 балла, 85- 86% - 1 балл
Качество усвоения учебной программы 5 баллов % учащихся, обучающихся на "4" и "5": 80-100 % - 5 баллов; 60-79% - 4 балла; 50-59% - 3 балла; 40-49% - 2 балла, 20-29% - 1 балл
Результаты государственной (итоговой) аттестации 5 баллов Доля учащихся, подтвердивших свои годовые оценки по результатам независимой внешней оценки: 50 - 60% - 1 балл, 61-70% - 2 балла, 71-80% - 3 балла, 81-90% - 4 балла, 91-100% - 5 баллов
Количество обучающихся - участников школьных, муниципальных, республиканских, федеральных олимпиад, конкурсов и др. 5 баллов Удельный вес численности обучающихся - участников мероприятий различного уровня к общему количеству детей, обучающихся у педагога: более 30% - 5 баллов, 25-29% - 4 балла, 20 - 24% - 3 балла, 15 - 19% - 2 балла, 10 - 14% - 1 балл
Результативность участия учащихся в школьных, муниципальных, республиканских, федеральных олимпиадах, конкурсах и др. 5 баллов Удельный вес численности обучающихся - победителей олимпиад и конкурсов к общему количеству детей: более 15% - 5 баллов, 12 - 14% - 4 балла, 10 - 11баллов - 3 балла, 6-9 % - 2 балла, 1-5 % - 1 балл
2. Научно-методическая деятельность Самообразование. Работа над методической темой 3 балла Продуктивность работы над методической темой, наличие результата (метод.реком) - 3 балла
Соответствие содержания рабочих учебных программ по предмету требованиям федерального и национально-регионального компонентов Госстандарта 5 баллов Степень соответствия содержания рабочих учебных программ по предмету требованиям федерального и национально-регионального компонентов Госстандарта: полное соответствие - 5 балла, частичное соответствие - 3 балла
Разработка программ элективных курсов 5 баллов Степень соответствия содержания программ элективных курсов предъявляемым требованиям: полное соответствие - 5 балла, частичное соответствие - 3 балла
Разработка дополнительных образовательных программ 5 баллов Степень соответствия содержания дополнительных образовательных программ предъявляемым требованиям: полное соответствие - 5 балла, частичное соответствие - 3 балла
Используемые новые образовательные технологии, в т. ч. информационные 5 баллов Степень использования инновационных технологий: осведомлен, но не владеет ими - 1 балл, использует частично - 2 балла, использует не всегда оптимально - 3 балла, оптимально сочетает традиционные и инновационные технологии (наличие поурочного планирования, копилки методических приёмов) - 5 баллов
Участие в профессиональных конкурсах 5 баллов Достижения педагога в профессиональных конкурсах, грантах различного уровня: школьный - 2 балл, муниципальный - 3 балла, республиканский - 4 балла, федеральный - 5 баллов
Обобщение опыта работы 5 баллов Обобщение опыта работы на различном уровне: школьный - 2 балл, муниципальный - 3 балла, республиканский - 4 балла, федеральный - 5 баллов
Повышение квалификации педагогом 3 балла Повышение квалификации за последние 5 лет: 3 балла
3. Внеурочная деятельность по предмету Руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся 5 баллов Удельный вес численности обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью к общему количеству детей: более 30% - 5 баллов, 25-29% - 4 балла, 20 - 24% - 3 балла, 15 - 19% - 2 балла, 10 - 14% - 1 балл
4. Учебно-материальная база Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразовательных программ 5 баллов Соответствие оборудования и средств обучения учебной программе по учебным предметам, обеспечивающим реализацию основных общеобразовательных программ: соответствие - 5 баллов, частичное соответствие - 3 балла
5. Выполнение функций классного руководителя Использование программного подхода к организации работы с классным коллективом 5 баллов План работы классного руководителя не соответствует предъявляемым требованиям - 1 балл, частично соответствует - 2 балла, в основном соответствует - 3 балла, полностью соответствует требованиям- 4 балла, работа по разработанной программе воспитания, способствующая достижению результативности воспитания - 5 баллов.
Охват обучающихся дополнительным образованием 5 баллов % учащихся получающих дополнительное образование: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов.
Информация о правонарушениях 5 баллов Отсутствие преступлений и правонарушений - 5 баллов, наличие положительной динамики- 3 балла.
Организация ученического самоуправления (по методике М. Рожкова) 5 баллов Уровень организации классного самоуправления: низкий - 1 балл, средний - 2 балла, высокий - 5 баллов
Участие класса в мероприятиях различного уровня 5 баллов % участия учащихся в делах школы, города: до 20% - 1 балл, до 40% - 2 балла, до 60% - 3 балла, до 80% - 4 балла, до 100% - 5 баллов.
Охват учащихся горячим питанием 5 баллов % охвата учащихся горячим питанием: 50 - 59% - 1 балл, 60 - 69% - 2 балла, 70 - 79% - 3 балла, 80 - 89% - 4 балла, 90 - 100% - 5 баллов
Организация работы с родителями 5 баллов Работа с родителями практически отсутствует - 1 балл, проводится эпизодически - 2 балла, система работы с родителями находится в стадии становления - 3 балла, есть система работы с родителями - 4 балла, родители активны, инициативны, сотрудничают с классным руководителем и педагогами - 5 баллов.
Максимальное количество баллов - 106 баллов -100% Не менее 90 баллов - оптимальный уровень, 89 - 70 баллов - хороший уровень, 69 - 40 баллов допустимый уровень менее 39 баллов - критический уровень

Литература

  1. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе . - 2002 . - № 5 . - С. 23-27
  2. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации/ Авт.-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова, Е.В.Володина, Е.Н.Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
  3. Новикова Т. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио": федеральные комментарии и местный опыт // Директор школы . - 2004 . - № 7 . - С. 13-25
  4. Новикова Т.Г. и др. Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта // Профильная школа - 2005 . - № 3 . - С. 45-56.
  5. Портфолио педагога // Справочник руководителя ОУ . - 2004 . - № 6 . - С. 43-49
  6. Портфолио ученика средней школы/ Авт. - сост. И.Г.Юдина. Волгоград: Учитель, 2008. - 223 с.
  7. Лаптева В.Н. Портфолио для педагога. - http://zdytt.ucoz.ru/publ/1-1-0-22
  8. Морозова А.В. Портфолио как основа внутришкольной аттестации педагогов.  -    http://centr-ro.ru/opt/bak_06.html  
  9. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929 "О построении различных моделей и использовании "портфолио" учащихся основной и полной средней школы". - http://edu.of.ru/attach/17/6981.doc
  10. Портфолио как форма аттестации. Содержание портфолио. - http://work.eurekanet.ru/ewww2/info/13128.html
  11. Портфолио учителя.   Обобщение и систематизация педагогических достижений. - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390

Приложение.