Управление мониторингом качества обучения в школе

Разделы: Администрирование школы


Актуальность.

В Концепции Федеральной программы развития образования 2006-2010 годы сказано: "Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки и реальной ситуации в системе образования. Риски, связанные с неверно выбранными механизмами управленческой коррекции (программных мероприятий) могут привести к недостаточной координации деятельности между заказчиками, исполнителями, нецелевому расходованию бюджетных средств". Сегодня все школы включены в рыночные отношения. Образовательные учреждения должны быть конкурентоспособными, должны формировать свой имидж, общественное мнение социума. А при финансовой самостоятельности, при переходе на подушевое финансирование идет борьба за каждого ученика. При этом необходимо знать администратору сильные и слабые стороны школы. Проблема, которая возникла в нашей школе, это снижение качества обучения учащихся в школе II и III ступени. При этом ученики успешно поступают в ВУЗы, выступают на городских предметных олимпиадах. Возникла потребность в полной, объективной информации, необходимой для принятия обоснованного решения по повышению качества обучения и интеллектуального развития учащихся.

Жизненный опыт показывает, что личные интеллектуальные достижения и качество образования лишь в небольшой степени влияют на последующие жизненные достижения. Это в свою очередь ведёт к снижению интереса к учёбе и постепенное снижение интеллектуального развития. А к этому ещё добавляется ухудшение физического состояния детей из-за плохого питания, неблагоприятного психологического климата в семьях, наркомании, алкоголизма, загрязнения окружающей среды. В этих условиях эпизодический контроль за качеством обучения не даёт необходимого результата и достижения целей поставленных перед школой. В настоящее время эффективное управление качеством обучения невозможно без непрерывного отслеживания результатов, каждого ученика, класса, параллели, учреждения в целом.

Цель: управление мониторингом качества обучения в школе II и III ступени.

Задачи:

  • Диагностировать и обработать полученную информацию о состоянии системы (индивидуальных особенностей учащихся, развития мышления, обучаемости, обученности).
  • Организовать деятельность педагогического коллектива по отслеживанию результатов качества обучения в школе II и III ступени.
  • Прогнозировать возможности интеллектуального развития учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
  • Корректировать процесс обучения на основе полученной информации.

Принципы на которых строится работа в школе по управлению мониторингом качества обучения:

Проблемность в организации (снимает синдром избытка информации, реализуется система проблемного мониторинга).

Взаимосвязь: управление - мониторинг - экспертиза. Ведущая роль принадлежит управлению (разработка целевых установок, намечает контуры проблемы, экспертиза - средство против профессиональной узости, а мониторинг предоставляет информацию для принятия решения)

Целостность - неразрывность триады.

Информационная открытость. Результаты открыты для всех участников образовательного процесса.

Оперативность - не только в обработке информации, но в принятии управленческого решения.

Этапы мониторинга:

Подготовительный (диагностика состояния системы, сбор информации, обработка полученной информации)

Договорной (совещания при заместителе директора, собеседование, заседания кафедр по знакомству с информацией, прогнозирование возможностей развития)

Деятельностный (педагоги вносят коррекцию в модель процесса обучения)

Рефлексивный

Условия использования данного опыта.

В школе работают психологи, социальный педагог. Учителя имеют достаточную базу знаний по дидактике, педагогическим технологиям, психологии. 20 педагогов обучались на практическом семинаре "Педагогическая поддержка интеллектуального развития школьников" на базе школы под руководством кандидата педагогических наук О. В. Токмаковой.

Функции участников мониторинга.

Заместитель директора по УВР Руководитель кафедры, ШМО Учитель
Собирает информацию

Анализирует её

Сравнивает с целями

Вырабатывает предложения по коррекции

Конструирует модели управления в изменяющейся ситуации

Изучает литературу, ППО

Подбирает и запрашивает инструментарий

Принимает предложения по коррекции

Организует обсуждение с учителями

Вносит свои предложения по изменениям в УВП

Принимает предложения по коррекции

Участвует в обсуждении

Корректируют модель обучения учеников

Проводит педагогическую диагностику

Генерирует оптимальную для данной ситуации модель обучения

Проектирует интеллектуальное развитие детей

Дети (ученики) Родители Психологи, социальный педагог
Участвуют в диагностике

Получают и добывают знания и информацию о способах деятельности

Дают запрос ОУ

Интересуются ходом и участвуют в УВП

Подбирают инструментарий

Проводят диагностику

Обрабатывают результаты

Вырабатывают рекомендации по выявленным проблемам

Консультируют администрацию, педагогов, родителей, детей

Проводят тренинги, занятия

Результат: на основании промежуточных контрольных работ, итоговых работ, итоговой аттестации, диагностик психологов, педагогов, опросов социального педагога получаем объективную информацию, оцениваем степень достижения полученных результатов и качество обучения учащихся. Анализируем, выделяем проблемы, выясняем причины, разрабатываем план ВШК, методической работы. Обсуждаем его с учителями, прогнозируем результат и решаем, что и как необходимо корректировать в учебном процессе.

Содержание мониторинга определяется целями управления.

В нашей школе мониторинг качества обучения организован по следующим направлениям: мониторинг качества обучения учащихся и мониторинг качества педагогической деятельности учителя.

Мониторинг качества обучения учащихся включает в себя:

  • Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся;
  • Мониторинг успешности
  • Мониторинг мотивации
  • Мониторинг здоровья;
  • Мониторинг семьи;
  • Мониторинг профильного и профессионального самоопределения
  • Мониторинг выполнения учебных планов и программ.

В статье я остановлюсь на управлении мониторингом качества обучения учащихся (мониторинг индивидуальных особенностей учащихся, мониторинг успешности, мониторинг мотивации, мониторинг профильного и профессионального самоопределения)

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся

Цель: изучение индивидуальных возможностей учащихся и учёт их в процессе обучения

показатели Диагностический инструментарий ответственный Метод сбора информ класс периодичность Форма представления информации
Память методика "Пиктограмма",

тест умственных способностей Р. Алитхаузер,

тест школьной зрелости

методика "Определение уровня развития зрительной опосредованной памяти

психолог анкетирование 5,10 1 раз "Листок здоровья", диагностические карты
Мышление т. Алитхауэра

м. исключение понятий

м. количественные отношения

м. аналогии

Темперамент тест Айзенга "Роза ветров"

личностные опросники Айзенга

диагностика типа акцентуации

Шмишека

диагностика типа акцентуации характера А. Е. Личко

Репрезентативные системы Е. И.Рогов Настольная книга практического психолога"
Лево-, правополушарность Тест "Художник - мыслитель"

Диагностика направленности мышления

Уровень работоспособности темпинг - тест Учитель предметник методика   1 раз в год Составление индивидуальных карт
Темп деятельности

В результате этого мониторинга получаем "модель среднего ученика класса", и уже на ее основе пытаемся строить учебный процесс.

В конце журнала на "Листок здоровья" классный руководитель прописывает список, психолог заполняет индивидуальные особенности ребенка

фамилия, имя ученика полушарность репрезентативная система темперамент
1 Петров Иван л а х

л - левоплушарный,

а - аудиал,

х - холерик,

п - правополушарный,

в - визуал,

с - сангвиник,

к - кинестетик,

ф - флегматик,

т - тактил,

м - меланхолик.

В классе 30 человек.

- 12 визуалы, 16 аудиалы, 2 кинестетика (по ведущей)

- 24 левополушарные, 6 правополушарные,

- 1 холерик, 10 сангвиников, 18 флегматиков, 1 меланхолик,

- 5 высокий темп деятельности, 24 средний, 1 низкий,

- 1 сильный тип работоспособности, 6 средний, 22 - средне-слабый, 1 слабый

Значит "средняя модель ученика" аудиал - визуал, средний темп, средне-слабый тип работоспособности, сангвиники - флегматики, левополушарные.

Учителю перед началом урока необходимо продумать, а как построить урок с теми детьми, которые выпадают из этой модели.

Мониторинг успешности

Цель: изменение уровня обученности учащихся

показатели Диагностический инструментарий ответственный Метод сбора информ кл периодичность Форма представления информации
Уровень знаний в начале года. Нулевой срез (входная контрольная работа). учитель контрольная

работа, тестовая диагностическая работа

2 - 11 1 неделя сентября Диагностическая карта
Оценка уровня обученности промежуточных итогов. Промежуточный срез по графику (смотри приложение 1). Заместитель директора по УВР, руководители кафедр Тестовые и контр работы 2 - 11 по графику Сводная таблица, диагностическая карта аналитическая справка, составление алгоритма работы
Уровень обученности за год Итоговый срез (контрольная работа за год). Заместитель директора по УВР Анализ тестовых и контр работ (приложение 2) 2 - 11 по графику Сводная таблица, диагностическая карта аналитическая справка
Уровень обучаемости. Диагностика обучаемости учащихся. Заместитель директора по УВР, учителя математики, русского языка, географии Методика

П. И. Третьякова, разноуровневая самостоятельная работа

5 - 10 2 раза в год Диагностические карты по уровням (высокий, средний, низкий)
Уровень готовности к обучению в среднем звене Методика "Готовность к обучению в среднем звене" Заместитель директора по УВР   5 КОК 5 классов Аналитическая справка
Уровень сформированности учебной деятельности. Сформированности ОУУН (Н.А.Лошкарёва, В.Н.Паламарчук Заместитель директора по УВР, учителя предметники   10 КОК 5, 10 классов Аналитическая справка, управленческое решение
Уровень развития познавательной активности. Достижения учащихся (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях Заместитель директора по УВР, учителя, классные руководители   3 - 11 В течение года Карта достижений
Уровень успеваемости, индекс качества знаний Отчёты учителей предметников и классных руководителейОтчёты педагогов по итогам четверти, года (приложение2) Зам директора по УВР Заполнение установленной формы (приложение3 2 - 11 1 раз в четверть, годовой отчёт Сводная таблица в сравнении с прошлыми годами (приложение2,4),

списки отличников, окончивших школу с медалью, лучшие спортсмены. Приложение 5

Результаты итоговой аттестации, ЕГЭ (приложение 5)Резултаты итоговой аттестации, итоги ЕГЭ Заместитель директора по УВР, Подготовка отчёта по итоговой аттестации 9,11 1 раз в год
Темп счета и письма Методика

С. В. ЗайцеваТесты на проверку счёта и письма по Зайцеву

Зам директора по УВР, учителя русского языка и математики в 5 - 6 кл Проверка темпа письма и счёта 5 - 6 2 раза в год Анализ результатов, просмотр динамики
Поступление в ВУЗы Опрос выпускников Заместитель директора по УВР, учителя, классные руководит     1 раз в год Сводная таблица в сравнении с прошлыми годами (приложение 6)

Результат: замеры результатов уровня обученности, уровня обучаемости, успеваемости позволяют заместителю директора по УВР оперативно организовывать деятельность педагогов и вносить коррекцию в организацию учебной деятельности, спланировать индивидуальную работу с учащимися. Определение индекса класса позволяет определить уровень класса и учитывать это при работы с классом.

Мониторинг мотивации

Цель: изучение мотивации успеха учащихся

показатели Диагностический инструментарий Ответственный Метод сбора информ классы периодичность Форма представления информации
Мотивация учебной деятельности Диагностика "Интерес к предметам"

Мотивация учебной деятельности по А. А. Реану.

Анкета для определения школьной мотивации

Заместитель директора по УВР, учителя тестирование   КОК, по плану ВШК Диаграммы, аналитическая справка
Мотивация достижения успеха Создание условий для мотивации достижения успеха Н. В. Немова Заместитель директора по УВР, учителя тестирование  
Уровень познавательного интереса Черты любимого

учителя

Анкета "Чувства к школе"

Анкета "Как Вы относитесь к учёбе по.."

Анкета старшеклассника

Заместитель директора по УВР, учителя тестирование  
"Уровень школьной тревожности" Диагностика школьной тревожности, ситуативной тревожности Психолог тестирование 5, 10 начало года  
Развитие толерантности Терпимое отношение к ребёнку. Е. Ю. Клевцова. М. 2005 Психолог тестирование

тренинг

семинар

  В течение года справка

Результат: заместитель директора информирует педагогов о полученной информации, проводит инструктивно-методические совещания, чтобы учителя могли воспользоваться ею (информацией). Изучение мотивационной сферы учащихся помогают учителю правильно выбрать приёмы работы, спланировать познавательную деятельность как на уроке, так и внеурочную. Перед педагогом стоит задача оказания помощи ребёнку в адекватном выборе цели дифференцированно подходить в оценивании результатов. Познавательный интерес формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, и способности оцениваются позитивно.

Мониторинг профессионального и профильного самоопределения.

Цель: создание условий для профессионального самоопределения школьников

Показатели Диагностический инструментарий Ответственный Метод сбора информац Классы Периодичность Форма представления информации
Анкетирование по выбору дальнейшего профиля обучения, элективных курсов, класс Предложение учащихся перечня элективных курсов на базе школы, города, ПГУ Зам директора по НМР Опрос 8 - 9 2 - 3 раза в год Списки учащихся по выбору
Работа элективных курсов утверждение программ элективных курсов и предметов   9 - 11 в теч. года расписание занятий
Средний балл по направлениям Готовая формула по результатам успеваемости за четверть, год Зам директора, кл. руководители Отчёт кл. руковод. 7 - 9 4 раза в год Аналитическая справка
Изучение индивидальных запросов и склонностей учащихся "Дифференциально-диагностический опроснк" психолог Анкетирование, тестирование 8-9 В течение года Составление индивидуальных карт
Тест Холланда "Выбор профессии"
"Ориентировочная анкета" М. Потребность в достижениях.
Тест. Гибкость-ригидность.
Опрос "Выбор профиля" 8 класс
Профессиональное самоопределение по областям 9, 10

Результат: заместитель директора по УВР изучает запрос учащихся на профили обучения в 10 классе, на административном совете просматриваются возможности их открытия на базе школы. Согласуется работа элективных курсов в городе и, исходя из запроса и кадровых возможностей организуются школьные элективные курсы. По возможности приглашаем преподавателей ВУЗов вести факультативы и элективные курсы. На основании полученной информации в школе психолог разработал курс "Профессиональное самоопределение учащихся". В него входят как занятия по знакомству с профессиями, так и групповые и индивидуальные тренинги, работа с родителями. Психолог знакомит с результатами педагогов, классных руководителей на совещаниях при директоре и индивидуально. Выходит на родительские классные собрания и приглашает к себе на консультацию. Классные руководители планируют работу по профориентации.

Приложение 1приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.