Цели. Систематизировать знания учащихся о типах текста, подготовить к написанию сочинения с элементами описания, развивать внимание, мышление, речь, память, творческие способности, наблюдать за явлениями природы, видеть красоту окружающего мира, уметь работать в парах.
Оборудование. Тексты о снежинке , слова-сравнения и слова-действия, характеризующие снежинку на карточках, картинки и фотографии зимы и снежинки, музыкальное произведение "Вьюга и вальс снежинок", снежинки для рефлексии.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Посмотрите за окно. Какая сегодня прекрасная погода. Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Сегодня на уроке вам пригодятся ваши наблюдения.
2. Введение в тему урока.
- Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром.
- О какой царице идет речь? (зима)
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Как её описывают? (белоока, белолица)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему сравнивают с белым?
- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)
- О каком серебре говорится? (снег)
- Что такое снег?
Снег - это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.
- Из чего он состоит? (снежинки)
- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.
3. Работа с текстами. (см. Приложение 1)
Ознакомьтесь с текстами.
Чтение вслух.
- Какова тема текстов? (снежинка)
- Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)
- Какой тип текста? (рассуждение)
- Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)
- Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)
- Какой тип текста? (повествование)
- Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)
- Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)
- Какой тип текста? (описание)
- Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)
- Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым цветом - будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым - слова, которыми можно заменять слово падает.
Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.
(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.
Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)
Физминутка.
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.
4. Наблюдение и слушание.
- Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.
- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотворения учителем)
- Какие слова - описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
- Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)
- Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.
- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?
- Композиторы в своей музыке передали то , что увидели при помощи звуков.
- Что такое вьюга? Какая будет музыка?
Слушание музыки "Вьюга и вальс снежинок".
5. Написание сочинение-миниатюры.
- Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.
- Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)
Что такое миниатюра?
Написание сочинений. Зачитывание нескольких работ.
6. Итог урока.
- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?
7. Рефлексия.
Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!
- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.