Цели урока:
- Изучение учащимися международных документов, регламентирующих права человека и способы защиты своих прав и свобод в государственных и межгосударственных органах.
- Развитие практических навыков получения и анализа информации.
- Повысить мотивацию учащихся в вопросах защиты своих прав и свобод.
Информационные ресурсы урока:
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ООН).
- Конвенция о правах ребёнка 1989 г. (ООН).
- Конституция Российской Федерации 1993 г.
План урока:
- Понятия, знания которых необходимо для изучения темы.
- Права человека, их юридическая фиксация.
- Права человека: гарантированность и реальность
- Как защитить свои права:
а) судебная защита прав и свобод;
б) Омбудсмен или Уполномоченный по правам человека.
Класс делится на группы для изучения материала.
ХОД УРОКА
1. Каждая из групп работает с понятиями самостоятельно с помощью нескольких компьютеров с установленными мультимедийными энциклопедиями или получает от учителя готовый материал (письменная распечатка или термины выведены на экран).
Основные понятия:
– права человека,
– свободы человека,
– гражданские права,
– политические права,
– экономические права,
– социальные права,
– культурные права,
– судебная защита прав и свобод человека,
– правовая культура.
2. Для раскрытия второго пункта плана можно использовать межпредметную связь, задав вопрос: в каких документах, изученных на уроках истории, был поднят вопрос о правах человека? В зависимости от ответов учитель делает экскурс в историю и вместе с учащимися определяет, как история развития института прав человека зависела от особенностей национальной культуры и религии различных народов.
Исторические документы о правах
человека
(информационно-справочный материал)
Англия | США | Франция |
1215 г. – Великая хартиявольностей. 1628 г. – Петиция о праве. 1689 г. – Билль о правах. 1701 г. – Акт о будущем ограничении монархов и лучшем обеспечении прав и свобод подданных 1832 г., 1867 г. – Акт о народном представительстве. 1871 г. – Акт о тред-юнионах. |
1776 г. – Декларация независимости. 1787 г. – Конституция США. 1789–1791 гг. – Билль о правах. 1863 г. – Прокламация об освобождении рабов. |
1787 г. – Декларация прав и свобод
человека и гражданина. С 1791 г. по1799 г. – принято 4 Конституции. 1804 г.– Гражданский кодекс Наполеона. |
Международные документы о правах
человека.
(информационно-справочный материал)
Документы ООН | Региональные системы защиты прав человека |
1948 г. – Всеобщая декларация прав
человека. 1948 г. – Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него. 1959 г. – Декларация прав ребёнка. 1966 г. – Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г. – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1984 г. – Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка. 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. 1993 г. – Венская декларация и программа действий. |
1948 г. – Амнриканская декларация прав и
обязанностей человека. 1950 г. – Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. 1969 г. – Американская конвенция прав человека. 1975 г. – Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1981 г. – Африканская хартия прав человека и народов. 1989 г. – Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и Сотрудничеству в Европе. 1990 г. – Каирская декларация прав человека в исламе. 1990 г. – Парижская хартия для новой Европы. |
Группы получают для работы документы, выбор которых зависит от степени подготовленности класса и от степени влияния документа на современное состояние прав и свобод человека:
– Декларация независимости 1776 г. США
– Билль о правах (первые 10 поправок к Конституции
США) 1789 г.
– Декларация прав и свобод человека и гражданина
1789 г. Франция
– Конституция СССР 1977 г.
– Конвенция о правах ребёнка 1989 г.
– Конституция Российской Федерации 1993 г.
Через 15-20 минут работы с документами учащимся предлагается обсудить деление прав человека на группы. В ходе обсуждения определить, какие установленные мировым сообществом права человека существуют на данный момент времени и рассмотреть главу 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» в соответствии с международным пониманием прав человека. Итогом этой работы должна стать систематизация прав человека:
Группа прав человека | Права человека |
Ст. Конституции РФ |
Гражданские (личные) – неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения и не зависящие от конкретного государства. | – на жизнь, свободу, личную
неприкосновенность; – на защиту чести, достоинства; – на равенство перед законом; – на невмешательство в личную жизнь; – на тайну переписки и переговоров; – на неприкосновенность жилища; – не подвергаться пыткам и жестокости; – на гражданство; – на свободу передвижения и выбор места жительства; – на информацию. |
Статьи 19-25; 45-54; 60; 62. |
Политические – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. | – избирать и быть избранным в органы
государственной власти и органы местного
самоуправления; – на свободу мысли и слова; – на свободу совести, вероисповедания; – на создание союзов и объединений; – на собрания, митинги, демонстрации. |
Статьи 28-33,63. |
Экономические – определяют возможности человека в экономической сфере. | – на частную собственность; – на наследование собственности; – на свободное предпринимательство; – на труд; – на свободный выбор профессии и рода занятий; – на справедливое вознаграждения за труд. |
Статьи 34-37. |
Социальные – дают возможность человеку претендовать на получение от государства материальных благ. | – на достойный уровень жизни; – на социальное обеспечение; – на жилище; – на образование; – на охрану здоровья; – на отдых и досуг. |
Статьи 38-43. |
Культурные – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. | – на участие в культурной жизни; – на доступ к культурным ценностям; – на свободу творчества; – на защиту интеллектуальной собственности. |
Статьи 26; 44. |
3. Для рассмотрения третьего вопроса плана учащимся в каждой группе предлагается заполнить следующую таблицу:
Положения Всеобщей декларации прав человека | Примеры нарушения прав из истории или современности |
Примечание: в зависимости от подготовленности класса (или группы) таблицы могут быть с заполненным левым столбцом или нет.
4. «Воевать за своё право по всем правилам …». Эти слова В.И. Ленина, основателя первого в мире социалистического государства могут стать эпиграфом к четвёртому вопросу плана.
Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами.
Каждый гражданин может проявить личную инициативу и использовать для защиты своих прав, свобод и интересов все предусмотренные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами механизмы их защиты.
При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешённом законодательством порядке. Учащимся может быть интересен экскурс в историю создания знаменитой в настоящее время правозащитной организации Международная амнистия, а также о зарождении правозащитного движения в СССР.
Рассмотрим некоторые основные механизмы защиты прав и свобод человека.
А. Конституция РФ гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод.
В суде можно обжаловать:
– решения органов государственной власти;
– органов местного самоуправления;
– общественных объединений;
– должностных лиц.
Кроме того, обжалованы могут быть действия или бездействие этих органов. Человек может обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Членство России в Совете Европы (с 1996 г.) даёт право гражданам России на основе «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (принята 4 ноября 1950 г. в Риме, внесены изменения 11 мая 1994 г. в Страсбурге) обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Согласно ст. 34 Протокола № 11 к «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», в Суд могут обращаться с жалобой физические лица, неправительственные организации или любые группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством их прав, предусмотренных положениями Конвенции и протоколом к ней. Суд принимает дело к рассмотрению после того, как были исчерпаны все соответствующие общепринятым нормам международного права внутренние средства защиты. Он принимает дело к рассмотрению в течение шести месяцев, начиная с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.
Конвенция устанавливает следующие права,подлежащие защите в Европейском Суде:
- Уважение прав человека;
- Право на жизнь;
- Запрещение пыток;
- Запрещение рабства и принудительного труда;
- Свободу и безопасность;
- Справедливое судебное разбирательство;
- Наказание, основанное исключительно на законе;
- Уважение частной и семейной жизни;
- Свободу мысли, совести и религии;
- Свободу выражения мнения;
- Свободу собраний и ассоциаций;
- Право на вступление в брак;
- Право на эффективные средства правовой защиты;
- Запрет дискриминации;
- Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях;
- На собственность;
- На образование;
- На свободные выборы;
- Запрет лишать свободы за долги;
- На передвижения;
- На свободу от высылки;
- На свободу от смертной казни;
- На равные права супругов.
По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. Государство, к которому относится решение суда, обязано ему подчиниться.
Б. Институт омбудсмена
Среди механизмов защиты прав и законных
интересов граждан от произвола государственных
органов управления и злоупотреблений властью со
стороны чиновников
особое место занимает скандинавский институт
омбудсмена – Уполномоченного по правам
человека, или, как он ещё именуется в других
странах, парламентского комиссара (Англия),
народного защитника (Австрия), медиатора
(Франция), и т.д. Созданный в начале ХIХ в. в Швеции
(1809 г.), институт омбудсмена в период после Второй
мировой войны получил широкое распространение в
европейских странах и других регионах мира.
Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т.д.
Уполномоченный по правам человека – в Российской Федерации должность, учрежденная в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Такая должность может быть и в субъекте Российской Федерации. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий: не может быть без согласия Государственной Думы привлечен в уголовной и административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску и т.д.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства (заявителей).
Им рассматриваются жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал или решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество, адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалобы, адресованные уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются по адресу.
Подведение итогов занятия
В конце занятия учитель подводит итог:
– возвращается к вопросам, сформулированным в
начале урока и совместно с классом делает выводы;
– даёт оценку работы групп и класса в целом;
– отмечает и оценивает работу отдельных
учащихся.
Домашнее задание
1. Составить жалобу на нарушение конституционных прав и свобод:
а) в Шкотовский районный суд Приморского края;
б) Уполномоченному по правам человека в
Приморском крае.
2. Привести случаи нарушения прав человека, свидетелями которых вы являлись. Как общество может противостоять этим нарушениям?
Нарушения прав человека | Способы борьбы с нарушением |
|