Цель
- закрепить знания об имени существительном как части речи (обобщение, лексическое значение имён существительных, их связь с другими словами в предложении,. род, изменение по числам и падежам);
- обобщение знаний о признаках именительного падежа;
- развитие умения находить в предложениях его главные члены.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня в нашем классе необычный день. У нас гости. И я надеюсь, что им у нас очень понравиться, а вы сумеете показать, чему научились за это время.
На уроке вы будете:
- выполнять задание;
- давать полные ответы,
- не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво,
- внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей,
- помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
В процессе урока за каждое выполненное задание вы получите фишку. За правильный ответ - целый кружок, за неполный - половину.
В конце урока подведём итог. Кто больше набрал кружков.
Тема нашего урока "Именительный падеж имён существительных".
На уроке мы узнаем всё о существительных в именительном падеже.
А вот основная цель нашего урока (вывешиваю на доске).
- Прочитайте.
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему нашего урока.
Но прежде, чем перейти к теме урока, проведём словарную работу.
- Записали в тетрадь "Словарная работа".
II Словарная работа
- У вас на столах лежат карточки с орфограммами. Где вы должны из набора слов выбрать те слова, которые соответствуют вашей орфограмме.
- Приступаем к работе.
Проверка выполнения задания Учащиеся поочерёдно выходят к доске и зачитывают выбранные слова. Остальные дети проверяют и записывают
Эти слова в тетрадь.
- Итог задания. Молодцы! (раздаю фишки)
III. А сейчас закрепим знания об имени существительном.
- Посмотрите внимательно на слова, которые вы записали в словарной работе. Скажите, какая это часть речи? (Имя существительное).
- Докажите, рассказав про имя существительное, согласно плана.
(Дети раскрывают правило по плану см. Памятку)
- Теперь посмотрим, как вы можете применять полученные знания.
Работа с карточкой I.
1. Какая схема разбора подходит к записанным существительным?
2. Укажите стрелкой.
3. Итог выполнения задания (выдаю фишки)
Слон - сущ. одуш., ед. ч., ж.р. Дерево - сущ. одуш.. ед. ч., м.р.
Белка - сущ. неодуш., ед. ч., ср.р.,
- Сейчас проверим знание падежей.
Работа с карточкой II.
Поставьте данные существительные в указанных падежах.
Трава
__________ Р.п.________________
__________ Д.п.________________
__________ Т.п.________________
Окно
__________ Р.п.________________
__________ Д.п.________________
__________ Т.п.________________
Стол
__________ Р.п.________________
__________ Д.п.________________
__________ Т.п.________________
Проверка выполнения индивидуально у доски.
IV. Итак, переходим к теме урока: "Именительный падеж имён существительных.
Почему И.п. так называется?
История его восходит к древним временам Греции и Рима. Первыми
Название для него придумали греки (ономастика птозис)
Римские учёные перевили эти слова на латынь: (казус Номинативус).
И греческое онома и римское номен одинаково означали "имя".
Русские перевели это слово на русский язык как именительный, т.е. тот, который называет, именует.
Преимуществом именительного падежа (И.п.) является то, что в предложении именно он является одним из двух главных членов предложения, т.е. подлежащим.
А сейчас обобщим всё сказанное и выведем правило.
Итак, первое:
1. Именительный падеж отвечает на вопросы Кто?, Что?
2. Именительный падеж - имя предмета, начальная форма наименования.
3. слова, стоящие в И. п. никогда не имеют предлога.
4. Существительное, стоящее в И.п., в предложении всегда являются подлежащим.
(на доске записано предложение)
Праздник закончился.
Дети разошлись по домам.
- Давайте прочитаем предложение, записанное на доске.
- Найдите главные члены предложения, укажите часть речи и укажите в каком падеже стоит подлежащее?
- Дети, в чём мы убедились? (в том, что существительное, стоящее в И.п. в предложении является подлежащим).
Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Какая погода бывает осенью? ( дождливая, ветреная, сырая).
Придумайте предложение, в котором слово ветер является подлежащим. (Дует сильный ветер. Подул резкий холодный ветер.)
Проверка (Дети зачитывают предложения с места. Раздаю фишки.)
V. Работа с учебником.
1. -Давайте откроем учебник на стр. 57 и ещё раз прочитаем правило.
2.- А сейчас выполним упражнение № 18.
- Послушайте задание к упражнению. Запишите первые два предложения.
Выделите главные члены предложения как показано на стр. 57 (правило).
- Проверка (выдаю фишки).
VI. Послушайте стихотворение.
Сельское утро
Звон из кузницы несётся,
Звон по улице идёт:
Дружный, утренний, здоровый
Звон по улице идёт.
Звонко стукнула подкова,
Под подковой хрустнул лёд:
(А.Т. Твардовский)
- Назовите главные члены предложения (устно).
Итог выполнения задания. (выдаю фишки.)
- Из этого стихотворения выбрать существительные с предлогами и определить род, падеж. (Использование абака.)
- Чтобы определить род существительного, надо поставить это существительное в начальную форму. (т.е. именительный падеж И.п. ед. число)
- Проверка. Итог выполнения (фишки)
VII. Подводим итог урока.
- Дети! Как вы думаете, мы свою задачу выполнили?
Что мы узнали об именительном падеже? (читаются вывешенные на доске сведения).
Подсчёт фишек, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Упражнение № 119.