Открытый урок литературного слушания по теме "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Волк»"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование основы читательской самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
  • познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
  • расширить представление о сказках о животных;
  • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
  • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

Развивающие:

  • развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
  • умение анализировать и обобщать;
  • интерес к чтению, любознательность.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
  • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. Автор: Л.А. Ефросинина, тетрадь “Литературное чтение”, 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (физминутка).

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Мотивация.

Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)

В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте.

Считаю до 5, дети открывают глаза.

Выходят ведущий, мышка, лягушка.

Ведущий:

В чистом поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:

Мышка:

Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?

Ведущий:

Никто мышке не ответил.
Вошла она в теремок и стала в нем жить.
Как по полю-полю лягушка скачет,
Увидала теремок и стучит:

Лягушка:

Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка:

Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Пусти меня жить!

Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!

Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

Учитель: Почему эту сказку называют народной?

Дети: Сочинил народ.

Учитель: А ещё какие бывают сказки?

Дети: Авторские. (Слайд 2)

III. Работа с выставкой книг.

Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?

Назовите сказки авторские, народные.

Учитель: Какие сказки появились раньше?

Дети: Раньше появились сказки народные.

Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

Дети: Их рассказывали взрослые детям.

Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Дети:  Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?

- В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.

Дети: Это сказки о животных .

Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)

Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?

V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)

VI. Проверка первичного восприятия.

- Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?

- Докажите!

- Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?

- Кого в сказке можно назвать сообразительным?

- Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?

- Кого она перехитрила?

- Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.

- А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)

- Как об этом сказано в сказке.

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?

Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?

Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?

Дети: Битый небитого везет.

VII. Физкультминутка.

Только в сказку мы вошли
Появились комары.

(Руки вверх, хлопок над головой).
Дальше по сказке мы шагаем
И медведя встречаем.
(Руки за голову кладем
И вразвалочку идем).

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.

Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.

VIII. Работа по тетради.

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее нашей сказки.

Учитель: Откройте тетради по закладке.

Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)

Учитель: Прочтите 2 задание.

- Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.

- Каким тоном надо читать слова волка?

- Найдите и прочитайте слова волка.

- Каким тоном надо читать слова лисы?

- Найдите и прочитайте слова лисы.

- Прочитаем отрывок по ролям.

IX. Закрепление изученного материала.

Моделирование учащимися обложки.

Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

Дети: Сказку.

Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?

Дети: Кружок.

Учитель: О ком говорится в этой сказке?

Дети: О животных.

Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?

Дети: коричневым.

Учитель: Надо ли указывать автора?

Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)

 

Учитель: Как заканчивается эта сказка?

Дети: Грустно?

Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Как вы понимаете эти слова?

- Какой урок вы вынесли для себя из сказки?

Дети:

  • быть честным, добрым;
  • на добро отвечать добром.

XI. Итог урока.

Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?

(Достает письма, читает их)

(Слайд 12)

1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (“Колобок”)

2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).

3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)

4. Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота -
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)

5. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)

Учитель: Молодцы.

- А что объединяет все эти сказки?

Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.

Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.

X. Рефлексия.

- Что вы хотите сказать про урок?

- Какой оценки заслуживает наш урок?

- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)