Цель: формирование основы читательской самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
- познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
- расширить представление о сказках о животных;
- учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
Развивающие:
- развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
- умение анализировать и обобщать;
- интерес к чтению, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. Автор: Л.А. Ефросинина, тетрадь “Литературное чтение”, 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (физминутка).
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
II. Мотивация.
Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте.
Считаю до 5, дети открывают глаза.
Выходят ведущий, мышка, лягушка.
Ведущий:
В чистом поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
Мышка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Ведущий:
Никто мышке не ответил.
Вошла она в теремок и стала в нем жить.
Как по полю-полю лягушка скачет,
Увидала теремок и стучит:
Лягушка:
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка:
Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Пусти меня жить!
Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!
Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?
Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.
Учитель:
Почему эту сказку называют народной?Дети: Сочинил народ.
Учитель: А ещё какие бывают сказки?
Дети: Авторские. (Слайд 2)
III. Работа с выставкой книг.
Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?
Назовите сказки авторские, народные.
Учитель: Какие сказки появились раньше?
Дети: Раньше появились сказки народные.
Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?
Дети: Их рассказывали взрослые детям.
Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?
Дети: Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.
IV. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?
- В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.
Дети: Это сказки о животных .
Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)
Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?
V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)
VI. Проверка первичного восприятия.
- Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?
- Докажите!
- Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?
- Кого в сказке можно назвать сообразительным?
- Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?
- Кого она перехитрила?
- Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.
- А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)
- Как об этом сказано в сказке.
Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?
Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?
Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?
Дети: Битый небитого везет.
VII. Физкультминутка.
Только в сказку мы вошли
Появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой).
Дальше по сказке мы шагаем
И медведя встречаем.
(Руки за голову кладем
И вразвалочку идем).
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
Учитель.
Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.VIII. Работа по тетради.
Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее нашей сказки.
Учитель: Откройте тетради по закладке.
Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)
Учитель: Прочтите 2 задание.
- Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.
- Каким тоном надо читать слова волка?
- Найдите и прочитайте слова волка.
- Каким тоном надо читать слова лисы?
- Найдите и прочитайте слова лисы.
- Прочитаем отрывок по ролям.
IX. Закрепление изученного материала.
Моделирование учащимися обложки.
Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?
Дети: Сказку.
Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?
Дети: Кружок.
Учитель: О ком говорится в этой сказке?
Дети: О животных.
Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?
Дети: коричневым.
Учитель: Надо ли указывать автора?
Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)
Учитель: Как заканчивается эта сказка?
Дети: Грустно?
Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Как вы понимаете эти слова?
- Какой урок вы вынесли для себя из сказки?
Дети:
- быть честным, добрым;
- на добро отвечать добром.
XI. Итог урока.
Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?
(Достает письма, читает их)
(Слайд 12)
1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (“Колобок”)
2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).
3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)
4. Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота -
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)
5. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)
Учитель: Молодцы.
- А что объединяет все эти сказки?
Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.
X. Рефлексия.
- Что вы хотите сказать про урок?
- Какой оценки заслуживает наш урок?
- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)