Конспект открытого урока по природоведению в 4-м классе по теме "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель урока.

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
  2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
  3. Развиватьпознавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к  природе, культуру поведения.

Оборудование урока.

Рисунки животных, занесенных в Красную книгу, картина “Лесозаготовки”, фотографии “На вырубках”, “Несанкционированные свалки”, “Пожар в лесу”, аудиозаписи песен.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Звучит песня “Лесной марш” (слова Синявского, музыка Ю.Чичкова).

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березках, которые надо сберечь).

- А кто должен оберегать леса? (Это должны делать люди). Сообщаются тема и цели урока.

- Тема нашего занятия – “Лес и человек” (записать на доске и в тетрадях).

II. Проверка знаний и умений.

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

- Проводится конкурс рисунков: “Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес”. Рисунки кратко комментируются.

- Чей рисунок вам понравился больше всего и почему?

- О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам? Заслушивание сообщений, подготовленных дома.

- Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

- Какой лес мы называем тайгой”. (Хвойный)

- Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Расположены попарно. Шишки маленькие, округлые”. (Сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

- какое дерево является символом России? (Берёза)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать? (Белка-летяга)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

-У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

-Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве подкрадывается тихо, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)

III. Физминутка для глаз.

1. Снять очки, сделать домики, дождаться полной темноты, посидеть 10-15 секунд.

2. Круговые движения вправо, влево (3-4 раз)

3. Сильно зажмурить, широко раскрыть (чередовать, 3-4 раза).

4. Упражнение “Сосиска”.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Подпиши, каким деревьям принадлежат семена:

(Дуб) (Клен) (Липа) (Вяз)

2. Чьи это шишки?

(Ель) (Сосна) (Лиственница) (Пихта)

Работа проводится на образцах.

3. Напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.

4. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта Тайга
Береза
Кедровая сосна
Липа Смешанный лес
Ольха
Сосна
Лиственница Широколиственный лес
Дуб
Клен

IV. Работа над новой темой.

- Послушайте стихотворение С.Никулиной “Русский лес”:

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя. Самостоятельное чтение)

- Так чем же является лес для человека? (Лес-это место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь…”). (Открывается первая карточка – “место отдыха”)

- А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. (Открывается вторая карточка – “аптека”). В лесу человек находит себе пищу-это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “нагнусь к нему напиться…”. (Открывается карточка –“источник чистой воды и пищи”)

- А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова-это деревья, которые росли в лесу)

- Значит, лес для человека-это источник топлива. (Открывается карточка “источник топлива”)

- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, двери. Из дерева строят и дома)

- А что у вас на столах изготовлено из дерева? (Карандаши, линейка. Тетради и книги тоже сделаны из дерева)

- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении. (“Нас ждут в лесу рябина, орехи и чветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, …”)

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут)

- Чем для них является лес? (Это их дом)

- Для кого еще лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых – жуков, пауков, червей)

- Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов. (Открывается карточка “дом для растений, животных, грибов”)

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все! Прочитайте в учебнике статью “Роль леса в природе и жизни людей” на стр.106-107 и вы узнаете, какую еще роль играет лес.

На доске схема:

Место отдыха
Аптека
Источник чистой воды и пищи
Значение леса Источник древесины
Источник топлива
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв

(После обсуждения прочитанного открывается последняя карточка)

- Какие роли выполняет лес? (Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии)

- Чем является лес для воздуха? (Защитник!)

- Чему еще лес является защитником? (Водоемов и почв). (Открывается карточка “защитник воздуха, водоемов и почв”)

- Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеют реки, лес “питает” их)

- Как же лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха)

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Н.Некрасов

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (картина “Лесозаготовки). Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографии). Людям казалось, что лесов там много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей)

- Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения.

После обсуждения заполняется схема:

Проблемы леса Вырубка
Незаконная охота (браконьерство)

Звучит песня “Просьба” (сл. Р.Рождественского, муз. А.Пахмутовой)

- Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему убийства животных). Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

• Жуки Жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень
• Растения Женьшень, венерин башмачок
• Птицы Филин, утка-мандаринка
• Звери Зубр, амурский тигр

(Перечисление сопровождается рисунками)

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику “Приокско-Террасный заповедник”.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

VI. Продолжение изучения новой темы.

- Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Рассказ читает ученик:

“Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит! – Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида”.

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

- Вот, во что может превратиться лес (показ фотографий несанкционированных свалок в пригородной зоне).

- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В.Шефнера “Лесной пожар”.

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Показ картин, фотографий “Пожар в лесу”)

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра. Вам предстоит дома составить памятку для таких горе-охотников и туристов, как разводить костер.

VII. Закрепление.

- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Вырубка деревьев на берегах водоемов. Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение лесов бытовым мусором. Разведение костров)

Работа выполняется в парах.

- О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям)

- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

IХ. Домашнее задание.

Стр. 106–113.

“Проверь себя” - памятку записать в тетрадь.