Цели:
Познакомить с понятием числового равенства.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Поиграем, посчитаем, что-то новое узнаем. Возьмём с собой воображение, внимание, наблюдательность, настойчивость – и смело в путь!
II. Разминка.
Работа с геометрическим материалом.
(Пособие “Нестандартные задачи по математике”, Москва, изд. “Экзамен”, 2008 год).
Учитель: Рассмотрите рисунок на странице 14, задание № 3. (Задание записано на доске). Какие геометрические фигуры вы увидели?
Дети: Треугольники, четырёхугольники.
Учитель: Посчитайте, сколько треугольников нарисовано?
Дети: Четыре треугольника.
Учитель: А я увидела восемь треугольников.
(Дети под руководством учителя находят и обводят цветными карандашами восемь треугольников).
Рисунок 1
Учитель: Молодцы! Вы очень внимательны. Хорошо видите линии.
Работа со счётными палочками.
Учитель: Приготовьте для работы пять счётных палочек. Выложите на парте точно такую же фигуру, как я нарисовала на доске.
Рисунок 2
Учитель: Подумайте, как нужно переложить одну палочку, чтобы получилось два треугольника? (Дети выполняют работу индивидуально на партах. Учитель просматривает предложенные решения)
Учитель: Сколько решений у данного задания?
Дети: Одно.
Рисунок 3
Учитель: А теперь попробуйте одним движением превратить два треугольника в два прямоугольника.
Дети: Теперь два решения.
Рисунок 4
Учитель: Замечательно!
Задание на развитие логического мышления.
Учитель: Сейчас поработаем в тетрадях. Приготовьте тетрадь по математике, цветные карандаши.
Рассмотрите запись на доске, найдите закономерность.
) *** + + ) *** + + ) *** + +
На основе этой закономерности составьте в тетрадях свой ряд из геометрических фигур: треугольников, кругов и квадратов. (Один ученик выполняет задание у доски с помощью счётного материала – кругов, треугольников, квадратов. После выполнения задания проводится обсуждение).
Дети: У этого задания может быть другое решение. (Выясняется, что есть три правильных варианта построения закономерности из геометрических фигур).
Учитель: Совершенно изумительно! Вы умеете думать, доказывать свою правоту. Это очень хорошо!
Олимпиадные задачи.
Учитель: Проведём физкультминутку для ума. Послушайте, подумайте, посчитайте.
Над заборчиком видны шесть маленьких рожек. Сколько козочек спряталось за забором?
Дети: Три.
Учитель: Почему? Объясните.
Дети: У одной козочки пара рожек. Чтобы получилось шесть рожек, нужно три пары. Значит, три козочки.
Учитель: Замечательно! Еще одно упражнение. Предупреждаю, это задача-шутка.
Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это?
Дети: Это чудище! Такого не бывает!
Учитель: Вы рассуждайте. Если две головы… Значит…
Дети: Это кого-то двое.
Учитель: Хорошо. Шесть ног на двоих… Значит…
Дети: У одного – две ноги, у другого – четыре.
Учитель: Есть ещё один хвост на двоих.
Дети: Это – человек на лошади. Всадник.
III. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
IV. Открытие нового материала.
Учитель: Какое одинаковое число было в предыдущих двух задачах?
Дети: Шесть.
Учитель: В рабочей тетради выполните следующий рисунок: на одной строчке – шесть квадратов, под ними – шесть кругов. (Дети выполняют работу в тетрадях по математике цветными карандашами).
Каким числом обозначим количество квадратов? Кругов?
Дети: Числом шесть.
Учитель: Какой цифрой записывается число шесть?
Дети: Цифрой 6.
Учитель: Давайте повторим написание цифры 6. (Демонстрация компьютерной презентации “Учимся писать цифры” - написание цифры 6 – с повторением начертания цифры).
Учитель: В тетради под рисунком запишите через клетку столько же цифр 6, сколько нарисовано кругов.
Сколько написали цифр?
Дети: Шесть.
Учитель: Почему?
Дети: Кругов шесть, значит и цифр должно быть шесть.
Вы дали задание написать столько же цифр, сколько и кругов.
Учитель: Значит, что можно сказать о количестве кругов и цифр?
Дети: Их поровну.
Столько же.
Одинаково.
Учитель: Попрошу вас записать всё, что вы мне сейчас сказали в тетрадь.
Дети: …
А мы не все буквы умеем писать.
Это много слов нужно записать.
Учитель: Но у нас урок математики. Нужно записать не буквами и словами, а цифрами и знаками.
Дети: Я знаю! Есть специальный знак. “Равно”.
V. Работа с новым материалом.
Учитель: Молодец, Наташа! Чтобы об этом знаке узнали все, откроем учебник на странице 32, № 50. (Задание записано на доске. Далее работа проводится на основе задания № 50)
Учитель: Сколько морковок собрал ослик?
Дети: Четыре.
Учитель: Сколько желудей собрал кабанчик?
Дети: Четыре. Столько же.
Учитель: Прочитайте утверждение. (Введение понятия “равное число”, “равенство”, знак “равно”)
VI. Физкультминутка.
(Проводится с помощью наглядного ряда на компьютере)
Сколько зайчиков у нас.
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Учитель: Продолжим работу по учебнику. О ком или о чём на рисунке можно сказать “равное число”, “равно”?
Дети: Ослик один и кабанчик один. Их равное число.
Учитель: Как записать равенство?
Дети: 1 = 1 (Один ученик составляет равенство на доске с помощью магнитных цифр. Остальные – записывают в рабочие тетради)
Учитель: Какие ещё равенства можно составить по рисунку?
Дети: Две морковки на грядке. Два жёлудя на дереве.
Учитель: Составьте и запишите равенство. (Проводится работа, аналогичная предыдущей)
Учитель: Подумайте, сколько станет морковок у ослика, если он соберет оставшиеся на грядке морковки?
Дети: Шесть.
Учитель: Что должен сделать кабанчик, чтобы у него стало столь же желудей, сколько морковок у ослика?
Дети: Собрать оставшиеся жёлуди.
Учитель: Сколько получится желудей?
Дети: Шесть.
Учитель: Запишите в тетрадь и прочитайте новое равенство. (Дети самостоятельно записывают равенство в рабочую тетрадь. Затем несколько человек зачитывают получившееся равенство)
VII. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: Что новое узнали на уроке?
Дети: Что такое равенство.
Как записать равенство.
Знак “равно”.
Учитель: Скажите по-другому фразу “одно и тоже число”.
Дети: Одинаковые числа. Равные числа.
Учитель: Покажите с помощью счётных палочек, как выглядит знак “равно”. (Дети выкладывают на партах две счётных палочки в виде знака “равно”)
Учитель: Как математическими символами – цифрами и знаком – записать предложение: “За соседней партой сидит столько же учеников, сколько и за моей”?
Дети: Два равно двум. (На доске один ученик записывает равенство 2=2)
Учитель: Послушайте высказывание: “У двух матерей по пяти сыновей”. Скажите тоже самое, используя математические термины.
Дети: Пять равно пяти.
Учитель: А теперь покажите мне это равенство при помощи рук. Что это?
Дети: Это руки и пальцы. (Показывают руки)
Учитель: Сегодня на уроке вы потрудились отлично. Это значит, что ваш труд можно оценить на “пять”! Молодцы!
Оборудование урока:
- учебник “Математика”, 1-й класс, ч.1, (авторы Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.), изд. “Учебная литература”, ИД Фёдоров, 2008 год;
- пособие “Нестандартные уроки по математике”, 1-й класс, (автор Быкова Т.П.), изд. “Экзамен”, Москва, 2008 год;
- счётные палочки;
- учебно-наглядное пособие “Магнитная математика” (набор цифр, знаков, геометрических фигур, счётного материала);
- рабочие тетради по математике;
- цветные карандаши;
- пенал;
- компьютер + компьютерные презентации “Учимся писать цифры”, “Физкультминутка”.
Литература:
- “Математика” 1-й класс, поурочные планы по учебнику И.И. Аргинской, составитель Дьячкова Г.Т., изд. “Учитель”, Волгоград, 2007 год.
- “Математика” 1-й класс, тематическое планирование и поурочные разработки по учебнику И.И. Аргинской, составители Юдина И.Г. и Смирнова Е.А., изд. “Экстремум”, Волгоград, 2007 год.
- Журнал “Практика образования”, урок математики в 1 классе “Сложение – это не сложно!”, автор Ефимова И.В., № 2/2007 год.