Основное содержание Тема: «Решение генетических задач. Анализ и составление родословных» Цель: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления. Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Анализ родословной на наследование голубого цвета глаз в моей семье», «Родословная семьи Юлтыевых» Литература:
Тип урока: урок-практикум. Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый. Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная. Скажи мне – и я забуду. Китайская пословица. I. Организационный момент – В документе «Генетика» находятся генетические задачи на аллельное и неаллельное взаимодействие генов. 1. Реши задачу. II. Практическая работа 1. Аллельное взаимодействие генов. Кодоминирование. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I(0) и II(А) группы крови, родители другого II(А) и IV(АВ). Дети имеют I(0) и IV(АВ) группы крови. Определите, кто чей сын? 2. Неаллельное взаимодействие генов. Комплементарность. У норки известны два разных рецессивных гена р и i, каждый из которых или оба одновременно в гомозиготном состоянии обусловливают платиновую окраску меха. При наличии доминантных аллелей Р и I получается дикая коричневая окраска. При каком типе скрещивания двух платиновых норок всё потомство первого поколения будет коричневым? Указать ожидаемое расщепление по фенотипу во втором поколении от скрещивания особей первого поколения между собой. III. Работа по теме урока В тех случаях, когда невозможно применить гибридологический анализ, например при малочисленном потомстве, используются другие методы генетического анализа, в том числе генеалогический. Генеалогический метод – это
метод изучения родословных, с помощью которого
прослеживается распределение болезни (признака)
в семье или в роду с указанием типа родственных
связей между членами родословной. Первая задача при анализе родословной –
установление наследственного характера
признака. IV. Анализ родословной – По схеме родословной определить тип наследования признака. – Какие заболевания с аутосомно-доминантным типом наследования встречаются наиболее часто в клинической практике? Аутосомно-доминантные заболевания: – синдром Марфана – нейрофиброматоз V. Составление родословных – Обратимся к милым, с детства знакомым нам сказкам. Вспомним «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и нарисуем схему этой семьи. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
– Генеалогический метод относится к наиболее универсальным в медицинской генетике. Его часто называют клинико-генеалогическим, поскольку речь идёт об изучении патологических признаков (болезней) в семье с привлечением приёмов клинического обследования. – Итак, в медико-генетическую консультацию
обратился юноша (пробанд), страдающий глухотой. В
роли врача составляющего родословную будет ... Ответ: VI. Творческое задание – Составить родословную своей семьи. Аутосомно-рецессивное наследование признака: голубой цвет глаз
VII. Домашнее задание Подготовить краткую характеристику наиболее часто встречающихся болезней человека:
|
Указания к действию Показ слайда (Приложение) Запиши дату урока и тему в рабочую тетрадь
Учитель: известная пословица гласит
Учитель. Документ «Генетические задачи» в папке «Биология» на рабочем столе
Работай с программой Word
Учитель Сообщение учащегося
Показ слайдов (Приложение)
Показ слайда через проектор. Учащийся анализирует
Отвечают учащиеся
Показ слайдов (с дополнитель-ной информацией)
Комментарий учителя
Комментарий учителя
Учитель
Учащийся составляет на доске родословную по сказке. Учитель читает.
Учитель. Ученик (в роли врача) составляет схему родословной на доске. Текст в документе «Генетика»
Учащиеся представляют свои работы
Учащиеся выбирают одно из заданий |
Информационные технологии на уроках биологии. Урок-практикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"
- Кавалер Наталья Анатольевна, учитель биологии
Разделы: Биология