Народное декоративно-прикладное искусство (НДПИ) Кубани. Уроки трудового обучения (мальчики) в 7-м классе (два спаренных)

Разделы: Технология


Цели:

  • закрепление знаний о НДПИ Кубани,
  • формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий,
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,
  • воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.

Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки – задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань – моя душа» (слова Л.Фоминых, музыка В. Чернявского), «Ах, Кубань, Кубань», слова О. Тыльковой, музыка В. Столбова (Приложение 4). Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».

Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся на экране высвечиваются правильные ответы для сравнения. Презентация урока представлена в Приложении 1.

ПЕРВЫЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихов. Что они означают?
Черкеска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидница – нижняя юбка.

– А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века:

Культура малой родимы богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики.

У молодых – и то усы торчат,
Чтоб привлечь внимание девчат.
Казак на службе, у жены работа,
На бабушке – о детушках забота.

И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают»  и песни  «заспивают».

Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях – боевое братство,
Любовь к земле, душевные богатства.

Казак кубанский – воин, хлебороб,
В нем сильный дух столетьями живет.
Е.Д. Фелицым – очень даровит.
Его музей и до сих пор стоит.

Вперед шагнула и литература,
Неповторима и архитектура.
Мальгерба зданье простоит века.
Вот это ум, вот это мысль, рука.

Гладков и Чехов в крае побывали
О нем воспоминанья оставляли,
Они писали, что у нас живет
Практичный, сильный, а в бою – горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.

Cтихи звучат под музыку песни «Моя Кубань – моя душа» (Приложение 2).

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников:Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.

II. Проверка домашнего задания и ранее изученного

Опрос по теме:

Учитель: Кто сделал эти предметы быта?

Ответ учеников: Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.

Учитель: Как происходило обучение мастерству?

Ответ учеников: Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.

Учитель: Как учили?

Ответ учеников: Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» – В.Т. Жук (школа лозоплетения на Кубани).

Учитель: Как мы с вами приобщались к народному творчеству?

Ответ учеников: Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии.

Учитель: Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?

Ответ учеников: Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.

Учитель: Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?

Ответ учеников: Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.

Учитель: Какие виды НДПИ Кубани вы знаете?

Ответ учеников: Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.

Учитель: Какие предметы быта вышивали?

Ответ учеников: Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.

Учитель: На каких изделиях из дерева и фанеры  встречаются орнаменты?

Ответ учеников: Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.

III. Игра «Поле чудес»

Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки).

Учитель: Дайте определение понятия «орнамент»?

Ответ учеников: Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

На экране задания на два варианта. Учащиеся на карточках их выполняют и сдают на проверку.

IV. На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере).

Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести).

и т.д. остальные шесть предметов.

Учитель:Что же заставляет заниматься резьбой?

Ответ учеников:Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре.

V. Итог урока

НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа  может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части.

Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» (Приложение 3).

ВТОРОЙ УРОК

I. Организационный момент

Учитель: Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке.А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений.

II. Объяснение выполнения практического задания

  • выпилить по силуэту фигурку;
  • выпилить и раскрасить, после шлифовки;
  • выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри);
  • сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур;
  • создать композицию на подставке и раскрасить гуашью;
  • добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить.
  • использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение

(Варианты работ на экране).

III. Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений

Учитель:Оцените, правильно ли ваш товарищ выбрал работу, по силам ли она ему, а может наоборот, взял слишком легкую?

При ответах на экране текст ПОПС-формулы, который предлагается использовать для доказательства:

П – позиция: «Я считаю, что это…»
О – обоснование: «Потому что…»
П – пример: «Я могу это доказать тем, что…»
С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…»

Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей.

IV. Разработка вариантов работы на бумаге

Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань».

V. Итог урока

Учитель: Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда?  (ответы)

VI. Домашнее задание

Учитель: Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.