Цели:
- закрепление знаний о НДПИ Кубани,
- формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий,
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни,
- воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа.
Оборудование: предметы быта и одежды (оригиналы); мультимедийная установка; раздаточный материал для теоретического опроса (карточки – задания); раздаточный материал для использования в практической работе; музыкальное сопровождение: минусовки песен «Моя Кубань – моя душа» (слова Л.Фоминых, музыка В. Чернявского), «Ах, Кубань, Кубань», слова О. Тыльковой, музыка В. Столбова (Приложение 4). Шуточная кубанская народная песня в обработке В. Захарченко «Гай зэлэнэнький».
Все вопросы и задания появляются на экране, учитель комментирует их. После ответа учащихся на экране высвечиваются правильные ответы для сравнения. Презентация урока представлена в Приложении 1.
ПЕРВЫЙ УРОК
I. Организационный момент
Учитель: Прежде чем мы начнем урок,
давайте выясним значение слов, которые вы
услышите при чтении стихов. Что они означают?
Черкеска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидница – нижняя юбка.
– А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века:
Культура малой родимы богата Перед тобой жилище предков – хата, Турлучная, а крыша – камышом, Ее жильцам метели нипочем. В ней лавки, стол,
комод и сундуки. Красив язык казачий. Эту речь Костюм казачий из сукна, из ситца. У молодых – и то усы торчат, |
И молится хозяйка день и ночь, Старается родным своим помочь. По вечерам «кучкуются», бывает, «Балакают» и песни «заспивают». Из
прошлого, от прадедов, отцов Казак кубанский – воин, хлебороб, Вперед шагнула и литература, Гладков и Чехов в крае побывали |
Cтихи звучат под музыку песни «Моя Кубань – моя душа» (Приложение 2).
Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?
Ответ учеников:Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники.
II. Проверка домашнего задания и ранее изученного
Опрос по теме:
Учитель: Кто сделал эти предметы быта?
Ответ учеников: Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий.
Учитель: Как происходило обучение мастерству?
Ответ учеников: Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику.
Учитель: Как учили?
Ответ учеников: Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» – В.Т. Жук (школа лозоплетения на Кубани).
Учитель: Как мы с вами приобщались к народному творчеству?
Ответ учеников: Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии.
Учитель: Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией?
Ответ учеников: Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций.
Учитель: Что нужно для того, чтобы учение стал носителем традиций мастера?
Ответ учеников: Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции.
Учитель: Какие виды НДПИ Кубани вы знаете?
Ответ учеников: Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое.
Учитель: Какие предметы быта вышивали?
Ответ учеников: Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие.
Учитель: На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты?
Ответ учеников: Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие.
III. Игра «Поле чудес»
Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки).
Учитель: Дайте определение понятия «орнамент»?
Ответ учеников: Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
На экране задания на два варианта. Учащиеся на карточках их выполняют и сдают на проверку.
IV. На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере).
Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести).
и т.д. остальные шесть предметов.
Учитель:Что же заставляет заниматься резьбой?
Ответ учеников:Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре.
V. Итог урока
– НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части.
Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» (Приложение 3).
ВТОРОЙ УРОК
I. Организационный момент
Учитель: Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке.А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений.
II. Объяснение выполнения практического задания
- выпилить по силуэту фигурку;
- выпилить и раскрасить, после шлифовки;
- выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри);
- сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур;
- создать композицию на подставке и раскрасить гуашью;
- добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить.
- использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение
(Варианты работ на экране).
III. Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений
Учитель:Оцените, правильно ли ваш товарищ выбрал работу, по силам ли она ему, а может наоборот, взял слишком легкую?
При ответах на экране текст ПОПС-формулы, который предлагается использовать для доказательства:
П – позиция: «Я считаю, что это…»
О – обоснование: «Потому что…»
П – пример: «Я могу это доказать тем, что…»
С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…»
Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей.
IV. Разработка вариантов работы на бумаге
Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань».
V. Итог урока
Учитель: Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? (ответы)
VI. Домашнее задание
Учитель: Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов.