Цели:
Оборудование: рыбки с условными обозначениями артикуляционных упражнений, ведро (детское), 2 удочки, ширма, замок, на ширме надпись “Сказка”, дуб, дидактическая кукла “Царевны-лягушки”, записка, кочки, условные обозначения гласных звуков, мешок (для лягушки), книга “Сказки веселого Язычка”, домик “Веселого Язычка”, дидактическая кукла “Лягушка”, клубок ниток.
Оформление: фон болота, растения, пруд, лилии, ширма с изображением болота с мостом, дуб, стулья-кочки стоят полукругом по обе стороны ширмы.
Персонажи:
Черепаха Тортилла,
Ведущий – логопед,
Дети в костюмах Лягушек.
Музыкальное сопровождение: музыка: “Болото” (фон), “Песня Черепахи Тортиллы” - муз.А.Л.Рыбникова, сл.Ю.С.Энтина (из сказки “Приключения Буратино”), “Песня Лягушки и Комара”.
Логопед: Здравствуйте гости, ребята!
Сегодня мы побываем в сказке, где нужно красиво и правильно говорить.
В мире много сказок –
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: “Заходи!”
(Висит занавес, на нем надпись “Сказка”, висит замок)
А чтобы в сказку попасть, нужно открыть волшебный замок. Я думаю, что ребята мне помогут. Для этого нужно выполнить всем ребятам пальчиковую гимнастику “Замок”.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
(Логопед открывает замок (шторы при этом распахиваются). Звучит музыка с записью болота. Стоит дерево Дуб (на дубе картинка “Царевна-лягушка” и записка: “Через царство Царевны-лягушки можно благополучно пройти лишь при условии: все должны превратиться в лягушек и перепрыгивая друг за другом с кочки на кочку, громко квакать”. Подпись – Болотный водяной.)
Логопед: Сейчас мы, поворачиваясь вокруг себя должны сказать: “Вокруг себя обернусь и в лягушку превращусь”.
(Дети, передвигаясь, перепрыгивают через кочки, квакают и садятся на стульчики)
Стих: (Дима З.)
Речка, мошки и трава,
Теплый дождик. Ква-ква-ква.
Я лягушка, я квакушка
Поглядите какова.
Логопед: Наши лягушки умеют не только квакать, но и петь разные звуковые песенки. (Песенка водички, комарика, мышки, гудит поезд, капелька капает и т.д.)
Логопед: Молодцы лягушки! Лягушонок Дима хочет о чем-то рассказать.
На поляне алеют цветочки,
На болоте зеленые кочки,
А на кочках лягушки сидят
И в свое отраженье глядят.
“Ах, какие же мы счастливые,
Что в болоте таком сидим,
На комарика все мы глядим”.
Логопед:
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И зеленые лягушки
Песенку поют.
Песня “Лягушки и комарик” - инсценировка – Юля А., Настя Р., Игорь Б.
(Логопед обращает внимание на болотную кочку и лежащие символы гласных звуков)
Логопед: Ребята, я на болотной кочке нашла какие-то странные ягодки, они очень похожи на условные обозначения гласных звуков. На какие звуки похожи?
(Д/у “Узнай символ гласного звука”. Придумай слово с этим звуком)
Логопед: Молодцы! А я где-то тут увидела двух лягушек, которые о чем-то беседуют. Хотите послушать?
Диалог: (Юля А., Саша Д.)
Саша Д.:
Откуда ты идешь,
Лягушка-квакушка?
Юля А.:
С базара домой,
Дорогая подружка.
Саша Д.: А что ты купила?
Юля А.:
Всего понемножку:
Купила ква-пусту, ква-соль и ква-ртошку.
Логопед: Что же купила лягушка, не совсем понятно.
(Дети исправляют ошибки и называют)
Как одним словом назовем то, что купила? (Овощи)
Логопед: Как здесь красиво кругом: чистый воздух, лес, ягоды, рядом пруд, болото. И никого нет. Как-то даже неуютно. Давайте послушаем, может все-таки кто-нибудь здесь есть?
(Звучит музыка из к/ф “Приключения Буратино”)
(Появляется Черепаха Тортилла и поет песню – “Песня Черепахи Тортиллы”)
Черепаха: У нас на болоте гости.
Здравствуйте!
Проходите, проходите
Очень рада видеть вас,
С интересной новой сказкой
Познакомлю вас сейчас.”
(Показывает книгу)
Логопед: Где же Вы, уважаемая Черепаха, взяли эту книгу? В детском саду у ребят пропала такая же книга – “Истории Веселого Язычка”. И ребята очень расстроены.
Черепаха: Это было совсем недавно, несколько дней назад. Я отдыхала в тени – под мостом. И вдруг я услышала, как что-то упало в воду. И я заприметила, как по мосту бежал маленький старичок – он очень торопился, как будто бежал от кого-то. Я подобрала эту книгу и еще домик чей-то со странным жильцом.
Логопед: Дорогая Черепаха, это – “Сказки о Веселом Язычке”. А унес их вредный старичок Буквоежка (он грозился навредничать, ребята помните?)
Черепаха: Только в ней пустые страницы. Книга заколдована и домик пуст. Вам сможет помочь только Царевна-Лягушка.
Логопед: Большое спасибо. Как же мы тебя сможем отблагодарить?
Черепаха: Я так много лет обитаю здесь одна. Я забыла что значит веселье, смех. Предлагаю игру “Аист и лягушки”.
(Выбирается один ребенок аистом)
Дети:
Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
Ребенок-аист: Мне? Болотные опушки.
Дети: А еще?
Ребенок-аист:
Еще? Лягушки –
Их ловить – не изловить.
Вот и все:
Иду водить.
(Дети разбегаются от Аиста. При приближении лягушки приседают и делают из сомкнутых над головой рук листок)
Логопед: (по окончании игры обращает внимание на красивое озеро и в нем необычных рыб)
Много разной рыбы плавает в пруду
Лягушонок, ты поймай на свою уду
Маленькую рыбку,
А на ней картинку,
Ты картинку посмотри,
Язычком ты покажи
И в ведерко рыбку положи,
Лягушатам всем ты угоди.
Игра “Рыбалка”
(дети ловят удочкой рыбу, показывают артикуляционное упражнение по условному обозначению)
(Появляется кукла Царевна-Лягушка – за ширмой)
Царевна-Лягушка: Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас в моем царстве. Только вас сюда привело какое-то несчастье. Чем я могу вам помочь?
Логопед: Нам нужно расколдовать наши сказки, которые украл у ребят Буквоежка и вернуть домик Веселого Язычка ребятам.
Лягушка: Я помогу вам. Но для этого нужно одну из сказок прочитать, а упражнения выполнить всем лягушатам правильно и точно. Вот тогда все сказки вернутся в книгу.
(Чтение сказки, дети выполняют упражнения. Дети берут книгу со сказками)
Логопед:
Вот и день к концу подходит,
Вечереет, ночь приходит,
Но пришла пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
Давайте пригласим хозяйку Царевну-Лягушку в гости. Мы расскажем и покажем, как живут дети в детском саду. Нам нужно до захода солнца превратиться в тех, кем мы были. Нужно сказать: “Вокруг себя обернусь и в Диму, Юлю, …… превращусь”.
Лягушка: Я непременно к вам выберусь. А чтобы вы не заплутались, я даю вам клубок, который вас выведет из болота. Счастливого пути.
(Лягушка кидает клубок ниток к выходу из зала)
Дети прощаются и уходят.