Цель:
обучающая: формировать умения определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ек, -ик; повторить понятия – состав слова, безударная гласная в корне слова; развивать орфографическую зоркость.
развивающая: расширять кругозор и развивать речь учащихся.
воспитательная: формировать активную деятельность на уроке; повышать мотивацию обучающихся; развивать интерес к предмету “Русский язык”; формировать бережливость.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
План урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. Сегодня нам понадобится учебник, пособие для уч-ся “Дидактический материал”, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка и листочки для самостоятельной работы. Проверьте, пожалуйста.
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и “Классная работа”.
- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой темой, а также повторить ранее изученный материал. Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
(Развитие орфографической зоркости)
“Дежурная” орфограмма на нашем уроке – сочетание чу-щу. Вспомните правило.
II. Минутка чистописания.
- Как всегда традиционно отведём немного времени на чистописание. Сегодня будем отрабатывать написание строчной буквы к в сочетании с другими буквами.
к к кк кк ке ек ко ки ик ка кв
- На доске написана пословица. Прочитайте её.
Какова м…стерица, такова и работа.
- Объясните смысл пословицы.
- Объясните правописание пропущенной орфограммы.
- Давайте вспомним способы проверки безударной гласной в корне слова.
- Запишите её себе в тетрадь. Выделите орфограмму.
- А с помощью какой части слова образовано оно?
- Выделите суффикс.
III. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня к нам на урок пришёл один очень известный сказочный герой, который очень любит путешествовать. Он побывал на Луне, в Солнечном городе. Кто же это? Догадались?
- Правильно.
- Как называется книга, и кто её написал?
- Правильно. Вот и сегодня он путешествовал. Шёл он, шёл и пришёл в Страну Невыученных уроков. Неизвестно откуда появилась классная доска и повисла перед самым его носом. “- Пиши! - приказали ему. Кирпич..к, ореш…к, сыноч…к. Напишешь эти слова правильно, и только тогда пойдёшь дальше”. Думал он, думал и решил попросить помощи у нас.
- В какой части слова возникает трудность написания?
- А почему?
- Может кто-нибудь из вас сказать, какая буква пишется в суффиксе и почему?
- Значит, чтобы правильно написать, надо проверять.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Открывается запись темы урока на доске)
- А какая цель сегодня, чего мы должны достичь?
- Правильно.
- Чтобы достигнуть цели урока можно взять готовое правило или попробовать сформулировать его самостоятельно. Какой вариант выберем?
- Молодцы. Это доказывает то, что вы не боитесь трудностей. И так вперёд.
V. Работа над новым материалом.
- Итак, у нас возникла проблема. Сформулируйте её.
- Предложите свои варианты решения данного вопроса.
(После нескольких высказываний даётся компьютерная презентация: 1 и 2 слайды)
- Как всегда в сказках на помощь приходит фея. Вот и нам сегодня на уроке будет помогать фея, только не сказочная, а “компьютерная”. Посмотрите, какую подсказку она принесла. (Приложение № 1)
(Проанализировав таблицу, самостоятельно делается вывод по теме урока)
- Как вы думаете, мы правильно сделали вывод? А теперь давайте проверим по учебнику. Откройте учебник на с.133 и найдите правило. Прочитайте его.
(Чтение правила на с. 133 и соотнесение его с выводом, сделанным самостоятельно)
- Теперь попробуем закрепить это правило. (Приложение № 1)
(Ученикам предлагается игра в компьютерной презентации: 3 и 4 слайды)
- Если у нас всё так хорошо получается, то поможем теперь Незнайке выполнить его задание.
VI. Закрепление.
1. Работа по учебнику.
Выполнение упражнения № 109 в тетради и коллективно у доски с объяснением.
2. Выводы по новой теме.
- О чём говорили на уроке?
- Что нового узнали?
3. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишем дом. задание: учебник с 133 – выучить правило; с.67 упр. 46 из пособия для уч-ся “Дидактический материал”.
4. Физкультминутка.
Цапля весело шагала,
Всех лягушек разогнала.
Головою покачала,
Тину с лапок обобрала.
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела.
К солнцу сладко потянулась,
Вся встряхнулась, вытянулась.
И, укрывшись в камышах,
Притаилась …
- Какую проблему мы решали сегодня на уроке?
- Найдите в стихотворении физкультминутки слово на изученное сегодня правило.
- Объясните его написание.
5. Самостоятельная работа.
- Пока наш Незнайка путешествовал, он очень соскучился по своим друзьям. Давайте вспомним, как называется город, в котором живут Незнайка и его друзья?
- А как называют жителей этого города? И почему?
- Каждому из вас Незнайка приготовил письмо с рассказом о том, как живут малыши, но там есть задание, с которым он не может справиться. Возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас у каждого на парте. Прочтите внимательно задание и выполните его.
Ф.И. ________________________
От выделенных слов образуйте и запишите слова с суффиксами -ек, -ик.
Был у них не дом, а _________ , не стол, а ___________.
По Огурцовой реке плавал не плот, а ______________ . В дальнее путешествие по реке они отправились не на пароходе, а на ____________ . С одного берега реки на другой они ходили по маленькому __________ .
- Найдите в карточке слово, написанное с заглавной буквы. Объясните его написание.
- Разберите его по составу.
Коллективная проверка. Выводы по работе.
VII. Повторение изученного.
1. Работа с деформированным предложением.
- Незнайка на доске у нас обнаружил карточки. Посмотрите, можно ли назвать это предложением. Почему?
треск, с, доносился, кузнеч…ков, поля
- Составьте это предложение. Объясните правописание пропущенной буквы.
- Запишите предложение себе в тетрадь. Выделите пропущенную орфограмму.
2. Работа с пособием для учащихся “Дидактический материал”.
- А теперь проверим, правильно мы его составили или нет. Откройте пособие “Дидактический материал” на с.69, найдите упр.52.
- Чем отличается это предложение от предыдущих. Как его можно назвать? Почему?
- Разберите это предложение по членам предложения.
- Найдите связь слов в предложении.
- Спишите 4 и 5 предложения.
- Объясните правописание пропущенных орфограмм.
VIII. Итог урока. Оценки.
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, помогли Незнайке справиться с трудным для него вопросом. На следующем уроке мы снова с ним встретимся и посмотрим, какие задания он нам ещё принесёт.
IX. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чему учились?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Какое задание было самым трудным?