Тема: «Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Цели урока:
- повторить правила написания Ь на конце слов после шипящих;
- продолжать учить детей работать в группе;
- закреплять умения различать слова по частям речи;
- развивать речь, мышление учащихся
План урока:
- Организационный момент.
- Орфографическая пятиминутка.
- Повторение материала прошлого урока.
- Работа по теме урока. Повторение и закрепление.
- Итог урока. Обобщение.
- Задание на дом.
Оборудование:
- Учебник
- Школьная доска
- Рабочие и орфографические тетради
- Карточки для индивидуальной работы
- Два вида карточек для групповой работы
- Сравнительная таблица
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Проверка готовности к уроку: на парте лежат тетради, письменные принадлежности, учебник;
- Приветствие учителя
II. Орфографическая пятиминутка
– Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшип себе я лоп.
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно».
– Быстро Кузе помогайте,
Все ошибки исправляйте.
(Учащиеся записывают предложение в исправленном виде и называют орфограммы, которые необходимо вспомнить, чтобы правильно писать слова).
III. Повторение изученного материала на прошлом уроке
1) Индивидуальная работа по карточкам.
Указать в скобках графически
место орфограммы «Буквы О – Ё после шипящих и Ц» Шёпот ( ) , зайчонок ( ), девчонка ( ), шёлк ( ), |
2) Повторение правила написания букв О – Ё после
шипящих и Ц.
3) Рассказывание стихотворения М. Грозовского
(упр.3, стр. 39).
IV. Работа по теме урока: повторение правила написания мягкого знака на конце слов после шипящих
1. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 39, прочитайте
тему сегодняшнего урока (один из учеников читает
вслух)
– Работа с рубрикой «Вспомни материал,
изучавшийся ранее».
Когда на конце слов после шипящих пишется мягкий
знак?(ответить на этот вопрос помогут детям
столбики слов на стр. 39)
– обсуждение текста в учебнике на стр. 40
(необходимо определить, кто из ребят, участвующих
в диалоге, прав)
Вывод: мягкий знак не всегда обозначает мягкость согласного, в словах рожь, помощь, ночь указывает на то, что слово относится к 3-му склонению.
2. Работа по группам
а) каждая группа получает карточки со словами. Необходимо разложить слова на три группы: имена существительные 1 – го и 2 – го склонения, имена существительные 3 – го склонения, краткая форма прилагательных.
Молодёж ( ?) | Доч(? ) | Плащ(?) | Много дач(?) | Хорош(?) |
Чертёж(?) | Мало задач(?) | Ландыш(?) | Малыш(?) | Пригож(?) |
Колюч(?) | Жду встреч(?) | Реч(?) | Стриж(?) | Калач(?) |
Кирпич(?) | Сторож(?) | Мыш(?) | Врач(?) | Экипаж(?) |
Проверка выполнения данного задания (каждая группа по очереди называют слова, которые они отнесли к сущ. 1-го и 2-го склонения, к 3-ему склонению, к прилагательным в краткой форме). Свой выбор учащиеся аргументируют.
б) каждой группе выдаётся задание на листочке: прочитайте словосочетания с «зазеркальными» словами. Подумайте, какого рода могли быть эти имена существительные и как их нужно написать. Докажите ответ.
Весёлый курш…, глухая перч…, молодая сморш…, голубая верч…, светлый кранш…, устный жорч…, звёздная чапрч… |
в) выборочный диктант. Записать в тетрадь слова с мягким знаком на конце слов после шипящих.
Овощ, кураж, сушь, плащ, вираж, мощь, Васильевич, помощь, нет рощ, дочь, дичь, чушь, малыш, ковш, брешь
За каждое правильно выполненное задание группа получает 3 балла. Максимальное количество баллов – 9. Активная работа в группе влияет на выставление итоговой отметки за урок. Ребята самостоятельно оценивают свою работу и работу каждого члена команды.
3. Работа в орфографической тетради
V. Итог урока, обобщение изученного материала
Ь пишется |
Ь не пишется |
У существительных 3-го склонения | У существительных мужского рода и женского рода 1-го склонения в Р.п. во множественном числе |
У прилагательных в краткой форме |
– Приведите свои примеры по каждому пункту таблицы.
VI. Задание на дом
Стр. 40, упр.2;стр.41,упр.3(подготовка к словарному диктанту)