Урок русского языка в 4-м классе по УМК "Начальная школа ХХI века"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Цели урока:

  • повторить правила написания Ь на конце слов после шипящих;
  • продолжать учить детей работать в группе;
  • закреплять умения различать слова по частям речи;
  • развивать речь, мышление учащихся

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая пятиминутка.
  3. Повторение материала прошлого урока.
  4. Работа по теме урока. Повторение и закрепление.
  5. Итог урока. Обобщение.
  6. Задание на дом.

Оборудование:

  1. Учебник
  2. Школьная доска
  3. Рабочие и орфографические тетради
  4. Карточки для индивидуальной работы
  5. Два вида карточек для групповой работы
  6. Сравнительная таблица

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  1. Проверка готовности к уроку: на парте лежат тетради, письменные принадлежности, учебник;
  2. Приветствие учителя

II. Орфографическая пятиминутка

– Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшип себе я лоп.
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно».
– Быстро Кузе помогайте,
Все ошибки исправляйте.

(Учащиеся  записывают предложение в исправленном виде и называют орфограммы, которые необходимо вспомнить, чтобы правильно писать слова).

III. Повторение изученного материала на прошлом уроке

1) Индивидуальная работа по карточкам.

Указать в скобках графически место орфограммы «Буквы О – Ё после шипящих и Ц»
Шёпот (      ) , зайчонок (    ), девчонка (   ), шёлк (   ),

2) Повторение правила написания букв О – Ё после шипящих и Ц.
3) Рассказывание стихотворения М. Грозовского (упр.3, стр. 39).

IV. Работа по теме урока: повторение правила написания мягкого знака на конце слов после шипящих

1. Работа по учебнику.

–  Откройте учебник на стр. 39, прочитайте тему сегодняшнего урока (один из учеников читает вслух)
– Работа с рубрикой «Вспомни материал, изучавшийся ранее».
Когда на конце слов после шипящих пишется мягкий знак?(ответить на этот вопрос помогут детям столбики слов на стр. 39)
– обсуждение текста в учебнике на стр. 40 (необходимо определить, кто из ребят, участвующих в диалоге, прав)

Вывод: мягкий знак не всегда обозначает мягкость согласного, в словах рожь, помощь, ночь указывает на то, что слово относится к 3-му склонению.

2. Работа по группам

а) каждая группа получает карточки со словами. Необходимо разложить слова на три группы: имена существительные 1 – го и 2 – го склонения, имена существительные 3 – го склонения, краткая форма прилагательных.

Молодёж ( ?) Доч(? ) Плащ(?) Много дач(?) Хорош(?)
Чертёж(?) Мало задач(?) Ландыш(?) Малыш(?) Пригож(?)
Колюч(?) Жду встреч(?) Реч(?) Стриж(?) Калач(?)
Кирпич(?) Сторож(?) Мыш(?) Врач(?) Экипаж(?)

Проверка выполнения данного задания (каждая группа по очереди называют слова, которые они отнесли к сущ. 1-го и 2-го склонения, к 3-ему склонению, к прилагательным в краткой форме). Свой выбор учащиеся аргументируют.

б) каждой группе выдаётся задание на листочке: прочитайте словосочетания с «зазеркальными» словами. Подумайте, какого рода могли быть эти имена существительные и как их нужно написать. Докажите ответ.

Весёлый курш…, глухая перч…, молодая сморш…,  голубая   верч…, светлый кранш…, устный жорч…, звёздная чапрч…

в) выборочный диктант. Записать в тетрадь слова с мягким знаком на конце слов после шипящих.

Овощ, кураж, сушь, плащ, вираж, мощь, Васильевич, помощь, нет рощ, дочь, дичь, чушь, малыш, ковш, брешь

За каждое правильно выполненное задание группа получает 3 балла. Максимальное количество баллов – 9. Активная работа в группе влияет на выставление итоговой отметки за урок. Ребята самостоятельно оценивают свою работу и работу каждого члена команды.

3. Работа в орфографической тетради

V. Итог урока, обобщение изученного материала

Ь пишется

Ь не пишется

У существительных 3-го склонения

 У существительных мужского рода и женского рода 1-го склонения в Р.п. во множественном числе

  У прилагательных в краткой форме

– Приведите свои примеры по каждому пункту таблицы.

VI. Задание на дом

Стр. 40, упр.2;стр.41,упр.3(подготовка к словарному диктанту)