1. Проблема.
Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Дети дошкольного возраста наиболее чувствительны к влиянию родителей, так как они эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей. Потому, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда.
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинских работников, взаимодействие с родителями.
2. Цель проекта
Создание условия для комфортной благоприятной адаптации ребенка к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей (т.е. семейной адаптационной группы в ДОУ).
3. Задачи
1. Использовать новые организационные способы привлечения родителей вновь поступающих детей к сотрудничеству с детским садом.
2. Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
5. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.
4. Ресурсы (время, на которое составлен проект)
Краткосрочный, рассчитан на 14 недель (по одному занятию в неделю).
5. Этапы работы
1. Организационный: (1 этап)
Организация взаимодействия семьи, группы и администрации ДОУ (родительское собрание, которое состоится в мае).
2. Основной: (2 этап)
Встреча 1: Изучение опыта семейного воспитания.
Встреча 2: Встреча-знакомство.
Встреча с 3-13: состоят из трех частей:
- информационной, во время которой дети с воспитателем находятся в группе, где занимаются свободной игровой деятельностью. Родители участвуют в тематической беседе, организованной одним из сотрудников ДОУ (материалы, предлагаемые в этой части должны быть в форме диалога, а не лекции);
- практической, где предлагаются совместные занятия, игры, упражнения.
Цель данной части - заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности;
- наблюдай, думай, размышляй, побуждает родителей к самопознанию и осмыслению собственных примеров и методов организации жизни детей дома. В этой части родителям предлагается понаблюдать за ребенком в том направлении, о котором идет речь во встречи.
Встреча 14: заключительная.
3. Заключительный: (3 этап)
Организация диагностической, аналитико-прогностической, рефлексивной деятельности.
6. Техническое обеспечение (что надо для реализации проекта)
- кадры (специалисты ДОУ);
- игрушки, игровые пособия;
- методическая литература;
Дополнительно:
- пополнить имеющийся запас пособий и оборудования, использующийся в процессе игры;
- создание предметно-развивающей среды в группе.
7. Источники финансирования
- родительский потенциал;
- частично бюджетный.
8. Ожидаемый результат
1. Создание семейной адаптационной группы.
2. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
3. Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания детей в ДОУ и семье.
4. Совместная подготовка к посещению ДОУ будет способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми.
5. Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.
9. Механизм отслеживания
- использование тестов;
- анкетирование родителей;
- собеседование;
- наблюдение;
- продукты деятельности родителей и детей.
10. Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата
Этапы | Содержание | Ответственный |
1 этап Организационный | - Сбор информации о семьях будущих
воспитанников в ДОУ. - Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика). - Посещение семей дошкольников с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка (по согласию родителей). - Создание творческой микрогруппы. |
Заведующая Педагог-психолог Воспитатели Зам. заведующей по УВР |
2 этап Основной | - Повышение квалификации воспитателей в
различных вопросах взаимодействия с родителями. - Проведение информационных и тематических мероприятий. - Проведение практических занятий. - Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки, разработки памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов, публикация о работе ДОУ в газете "Сибирячок". - Приглашение родителей с детьми на мероприятия, проводимые в ДОУ. |
Педагог-психолог, Зам. заведующей по УВР, Педагог-психолог, учитель - логопед Медсестра, Муз.руководитель, Инструктор по физ.воспитанию, Педагоги доп.образования Воспитатели Педагог-психолог Педагоги ДОУ |
3 этап Заключительный | - Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей к ДОУ в виде круглого стола. Анкетирование родителей. Анализ деятельности, планирование работы исходя из потребностей родителей, детей и на основании результатов, проделанной работы. | Зам. заведующей по УВР Педагог-психолог Воспитатели |
Перспективный план работы (основная часть)
Встреча 1.
Игра-упражнение "Давайте познакомимся"
Круглый стол "Адаптация. Что это такое? Причины дезадаптации"
Анкетирование родителей.
Встреча 2
Консультация "Где эта улица? Где этот дом?"
Заполнение индивидуальной карты развития ребенка.
Наблюдай, думай, размышляй! "Моя семья" (выполняется дома родителями совместно с детьми).
Встреча 3.
Знакомство родителей с темами проекта "Наша дружная семья" и их корректировка в зависимости от потребностей родителей.
Игра "Моя семья".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем". Анкета для родителей "Особенности развития речи вашего ребенка".
Встреча 4.
Консультация "Рука развивает мозг".
Пальчиковые игры: "Пальчики здороваются", "Моя семья", "Ежики", "Молоточек", "Мы хлопаем руками:"
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 5.
Консультация "Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста".
Игра "Вороны и воробьи", "Игра с шишками".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 6.
Знакомство родителей с базисной программой развития ребенка-дошкольника "Истоки" по основным разделам (младший дошкольный возраст).
Игры, направленные на формирование социальной компетентности "Назови по-другому", "Помирились", на формирование интеллектуальной компетентности "На что похожа эта фигура?", "Собери пирамидку".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 7.
Консультация "У меня игрушки есть, все мне их не перечесть".
Игра-занятие "Мячики".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 8.
Консультация "мы танцуем и поем - вместе весело живем".
Праздник День матери.
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 9.
Консультация "Питание детей дошкольного возраста", "Физическое развитие детей группы".
Семейный ужин.
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 10.
Консультация "Влияние природы на психоэмоциональное развитие ребенка" <Приложение2>.
Игры "Найди детеныша", имитационные игры, направленные на изображение разных животных.
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 11.
Консультация "Стили воспитания в семье, самодиагностика "Какой вы родитель?"
Игра-занятие "Зайка".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 12.
Консультация "Игры, которые лечат".
Игры "Качели-карусели", "Самолет", "Волшебные мешочки".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 13.
Консультация "Я рисую!"
Игра-рисование "Волшебные яблоки".
Дома: "Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем".
Встреча 14.
Круглый стол "Анализ взаимодействия родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности". Анкетирование родителей. <Приложение3>
"День рождения группы".