Урок истории по теме: "Николаевская эпоха – реакция или реформы". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Форма урока: урок-исследование

Образовательная цель:

  • обобщить и систематизировать знания по данному периоду истории России (1825 - 1855 гг.), выявить противоречивость царствования Николая ? и его влияние на дальнейшие развитие России, сделать выводы;
  • развивать умения обобщать, выделять главное, существенное, делать выводы, аргументировать своё мнение;
  • воспитывать уважение к истории своей страны, формировать объективный взгляд на события прошлого.

Оборудование урока: компьютер и проектор, слайд-презентация, карта, учебники, тетради, газета о Николае ?, документы, воспоминания, на доске годы жизни Николая ? и эпиграфы.

Эпиграфы:

Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени.
В.О. Ключевский.

Прошлое России достойно удивления; её настоящее более, чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что только может изобразить себе самое пылкое воображение.
А.Х. Бенкендорф.

Ход урока

Презентация

В течение урока на экран на экран поэтапно выводится необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд - название темы урока.

Второй слайд - портрет Николая I.

Учащиеся используют в своих ответах материалы газеты о Николае I.

Обращение к карте "Россия в ХIХ веке" многоукладность -

Третий слайд - портрет Е.Ф. Канкрина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвёртый слайд - 1-я линия таблицы

 

 

 

 

 

 

 

Пятый слайд - опорный конспект "Реформа государственной деревни".

 

 

Шестой слайд - 2-я линия таблицы

 

 

 

Седьмой слайд - портрет А.Х. Бенкендорфа.

Цензура

 

 

 

 

 

 

 

 

Восьмой слайд - портрет А.С. Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девятый слайд - 3-я  линия таблицы

 

 

 

 

 

Десятый слайд - 4-я линия таблицы

 

 

 

Апогей самодержавия

 

 

 

 

 

Консерватизм, реакция

 

Одиннадцатый слайд - портрет Николая I

Учитель. Мне хотелось бы начать сегодняшний урок с двух высказываний об одной и той же эпохе (эпиграфы на доске - изречения В.О. Ключевского и А.Х. Бенкендорфа). Нам предстоит разобраться, в чём причина столь противоречивых отзывов о данной эпохе, оценить итоги правления Николая I, сделать выводы. Прежде чем приступить к обсуждению реалий николаевской России, предлагаю Вам обратить внимание на личность императора (второй слайд - портрет Николая I).

Что вам о нём известно? Что он считал основной задачей своего правления?

(приводятся сведения о династической ситуации, о событиях 14 декабря и их влиянии на императора, о его образовании, воспитании, семье, качествах личности, внешности, отрывки из воспоминаний А.С. Пушкина, А.И. Герцена, А.Ф. Тютчевой, оценки историков).

Учитель. По ходу урока вам предлагается заполнить правую часть таблицы в ваших тетрадях (левая часть уже дана). Ваш класс разделён на группы экспертов, каждая из которых специализируется на своей сфере: экономика, крестьянский вопрос, политическая система.

Итак, начнём наше исследование.

Что представляла собой Россия в первой половине ХIХ века? Перечислите особенности российской экономики, промышленный переворот.

Каковы были достижения в экономике в правление Николая II (кроме прочего ученики упоминают финансовую реформу - появляется третий слайд - портрет Е.Ф. Канкрина.

А какие же были проблемы в развитии экономики России?

Предлагаю Вам сделать вывод самим, заслушав письмо из прошлого.

Ученица вынимает письмо из конверта и зачитывает письмо помещицы N-ской губернии своей старинной подруге:

Дорогая Анна! Давно не писала тебе. Всё хлопоты. Как твои внуки? Не забывай меня, пиши. Мои дела в имении становятся всё хуже! И крестьяне вроде бы работают, и управляющий говорит, что почва на моих полях плодородная, но урожай совсем плохой. Гляжу я: на моей земле сеется раньше - восходит позже, у мужиков уже давно колосится рожь, а у меня едва только начинает идти хлеб в трубку, пятка колоса ещё не завязывается. Управляющий, было, начал укорять мужиков: " Что ж на господской земле всё так плохо?" Ответ был такой: " Как можно, чтобы мы о господской выгоде не радели? То видно, дождь полосой прошел или червь снизу подъел". То есть, дождь весь мужикам угодил, а на барскую ниву хоть бы каплю! Такого быть не может! Управляющий мне рассказывал, как следил за работниками на барщине. Он спрятался. Крестьяне думали, что он ушёл, и ничего не делали, разговаривали. Им бы не дело делать, а день убить! На своём же поле они стараются. И почему так? Никита Дмитрич говорит, что в его имении Богучарово происходит то же самое. Напиши, как у вас дела с хозяйством. Надо что - то с этим делать. Так больше продолжаться не может, а то ведь и разориться совсем можно.

Твоя старинная подруга Мария Легасова.
P.S. Встретимся в Кисловодске в мае, как всегда?

Учитель. Какой вывод можно сделать из письма?

Учитель подводит учеников к выводу: крепостной труд неэффективен, непроизводителен, феодально-крепостническое хозяйство в упадке.

Учитель. Какие проблемы в экономике ещё существовали?

Ученики формулируют вывод и заполняют правую сторону таблицы. После заполнения работа проверяется по готовому слайду.

Правление Николая I

достижения просчёты, проблемы
1) Развитие экономики: промышленность, транспорт (капиталистический уклад), денежная реформа. Упадок феодально-крепостнического хозяйства,  отставание от развитых европейских стран, стабилизация финансов лишь до Крымской войны.

Учитель. Вы отмечали обширность державы, а население?

Какой слой составлял в России большинство? Какой важный вопрос пытался решить ещё Александр II Пытался решить его и Николай I. Каковы были достижения в решении крестьянского вопроса? (ученики перечисляют известные указы Николая I).

- Что ещё было сделано в этом направлении? В чём заключалось реформа П.Д. Киселёва?

Рассматривается слайд "Реформа государственной деревни", ученики комментируют опорный конспект.

Учитель. Как отнеслись помещики к этой реформе? Какой вывод сделал из этого Николай II.

Ученики приводят цитату из знаменитого выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842г.

Учитель предлагает сформулировать вывод для заполнения правой части 2-й линии таблицы. Вывод учащихся проверяется по готовому слайду:

2) смягчение крепостнических отношений, улучшение положения государственных крестьян. крепостное право не отменено.

Учитель. Предлагаю вам обратиться к политической системе России. Вспомним, при каких обстоятельствах Николай I взошёл на престол? Какие выводы он сделал из происшедшего? Какому ведомству было отведено императором центральное место в системе государственной безопасности?

(Ответы детей и появление слайда с портретом А.Х. Бенкендорфа)

Учитель. Он более не доверял дворянам и попытался сделать своей опорой бюрократию - чиновничество. (обращается к газете) По словам Николая, Россией правили столоначальники, чиновничья орда.

Перечислите негативные последствия такого положения...

Какая мера была введена Николаем для предотвращения распространения революционных настроений? (1862г. - введение цензурного устава).

Учитель. Предлагаю Вам послушать стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое он написал, направляясь в ссылку на Кавказ.

Выходит ученик, читает наизусть стихотворение "Прощай, немытая Россия!"

Учитель. Почему Лермонтов так пишет? Он не любит Родину? Что это за голубые мундиры? Почему столько горечи в стихотворении? Какое самое главное противопоставление здесь звучит?

:

Учитель. Доносы, слежка, но совсем невыносимым было вмешательство в частную жизнь, вскрытие личной переписки. Что вы можете сказать об этом?

Ученики приводят свидетельства, отрывки из мемуаров современников.

Александра Осиповна Смирнова из-за границы писала:" В матушке России, хоть по халдейски напиши, так и то на почте разберут:Я иногда получаю письма просто разрезанные по бокам".

А.С. Пушкин в дневнике 10 мая 1834 года записал: "Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному) и царь не стыдится в этом признаться - и давать ход интриге, достойной Видока и Булгарина! Что ни говори, мудрено быть самодержавным:"

В одном из писем А.С.Пушкин писал жене: " Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство. Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше:". После эпизода с распечатыванием писем он делается в письмах особенно резок: " Это писано не для тебя"; " Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне весело жить в нём между пасквилями и доносами?" Он постоянно призывает жену к осторожности, подчёркивая, что он ни на минуту не упускает из виду посторонних глаз, обращённых на их переписку:" Будь осторожна : Вероятно и твои письма распечатывают: этого требует Государственная безопасность."

При Николае I распечатывание полицией писем вошло в систему и образ почтмейстера Шпекина в "Ревизоре" Гоголя был очень актуален. Белинский писал Гоголю в своём знаменитом письме:

"Шпекины распечатывают чужие письма не из одного удовольствия, но и по долгу службы, ради доносов."

В 1827 году Жуковский, столкнувшись с фактом незаконной проверки его писем, с возмущением писал А.И. Тургеневу: "Кто вверит себя почте? Что выиграли, разрушив святыню, веру и уважение к правительства? Это бесит! Как же хотят уважения к закону в частных лицах, когда правительство всё беззаконное себе позволяет?"

Учитель.Итак, пора сформулировать нашу запись в таблице.

Какие достижения можно назвать в сфере политической cистемы? Что вы запишите в правой части таблицы?

После заполнения таблицы работа проверяется по готовому слайду 9.

Учитель. Какое ещё деяние Николая I безусловно заслужило одобрение и современников, и потомков?

(Кодификация законов Сперанским)

Не забудем при этом, что он отказался от разработки Конституции. Оформляем правую часть таблицы (слайд 10).

Проверка по слайду.

3) Укрепление государственного аппарата. - чиновничья орда - зло для страны;

- слежка, доносы жандармов;

- жёсткая цензура и гонения на литераторов.

4) Систематизация законов государства под руководством М.Сперанского. Отказ от разработки Конституции, апогей самодержавия

Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое апогей самодержавия? Можно ли, как вы думаете, назвать правление Николая I апогеем самодержавия?

Николай I считал свою политику и созданную государственную систему идеальной, но это оказалось иллюзией. Какое событие беспощадно доказало это?

Что вам известно о последствиях крымской катастрофы из документов этой эпохи? Что говорил сам император? (слова умирающего Николая I сыну, высказывания графа Валуева, Герцена, Ленина)

Учитель. Какой вывод можно сделать согласно этим высказываниям?

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что Крымская война показала всю отсталость России, невозможность власти проводить далее консервативную политику, необходимость реформ.

Учитель. Прежде, чем вы придёте к собственному выводу, необходимо вспомнить два понятия: консерватизм и реакция.

(Ученики дают определения понятиям). А теперь обратите внимание на формулировку темы урока. К какому мнению вы склонны присоединиться? Аргументируйте свою позицию.

Рассматривается одиннадцатый слайд - портрет Николая I в полный рост. Учащиеся высказывают своё мнение.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение по теме урока "Николаевская эпоха: реакция или реформы?"