Составляющие успешного обучения математике

Разделы: Математика


“Учащийся – это не сосуд, который необходимо заполнить, а факел,  который нужно зажечь”.

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”.  Дистервег

В настоящее время в педагогике все больше говорят о том, что знания нужно не дать учащимся, а показать путь как к ним прийти. Изменилась и цель профессионального образования. Сегодня основная задача педагога придать общеобразовательной подготовке профессиональную направленность, способствовать успешной социальной адаптации учащегося.

Поскольку у определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, индифферентное отношение к образованию, зачастую негативное отношение к знаниям, то наша задача усложняется в несколько раз и профессиональная направленность обучения становится помощником в решении этих задач.

Нам всегда и везде говорят, что обучение должно быть успешным. Но что же в первую очередь влияет на успешность обучения. Можно выделить 6 составляющих успешного обучения:

- интерес к предмету и интерес к изучаемому материалу.

Когда нам самим что-то интересно? Когда мы понимаем и видим практическую значимость того, что изучаем. Точно также и учащиеся. Поэтому необходимо при подготовке к урокам найти как можно больше задач практического применения, найти межпредметные связи в основном, конечно, с физикой и химией. Жаль, что не всегда удается увязать материал урока с профессией. Поскольку в наших учебных пособиях подобные задачи вообще отсутствуют, то на помощь приходят интернет и книги с дополнительными материалами, например “Занимательная математика”, “Практические занятия по геометрии…” Я.И. Перельмана.

Примеры заданий:

1) Какое бревно тяжелее: то, которое втрое длиннее данного, или то, которое втрое толще данного?

2) Какой стакан с кипятком должен остыть раньше: большой или маленький?

3) Сварили 2 емкости, одну в форме цилиндра, другую в форме правильной четырехугольной призмы. Высоты этих емкостей одинаковы и равны 80 см, радиус цилиндра 54 см, а сторона основания призмы 90 см. Сравните объемы этих емкостей.

- целеполагание.

Правильно и четко поставленные цели в начале урока заведомо программируют положительный результат урока. При постановке цели для учащихся ее необходимо сориентировать на результат. Акцент делается на то, к чему учащиеся должны прийти в конце урока. Если тема позволяет, то можно привести пример применения в жизненных ситуациях или на других предметах. Особенность состоит в том, что чтобы целеполагание работало на качество урока обязательно необходимо вернуть учащихся в конце занятия к цели и к тому, что у них получилось.

- доступность излагаемого материала.

Для учащихся профессиональных училищ - это самое важное. Неоценимую помощь оказывают, применяемые на уроках, папки-инструкторы, опорные конспекты, плакаты, наглядные пособия, макеты фигур, презентации к урокам, практические задания, лабораторные работы, использование ИКТ.

- воспитание средствами урока.

Думаю никто не оспорить тот факт, что человек только тогда работает с удовольствием, когда ему уютно и он чувствует положительное к себе отношение. Почти 80% процентов обучающихся профессиональных училищ - это дети из малообеспеченных, неблагополучных семей и сироты. Большинство учащихся относится к категории трудновоспитуемых, очень большой процент педагогически запущенных и склонных к правонарушениям. Практически всем нужно не столько педагогическое воздействие, сколько внимательное отношение, искренность, доброжелательность как в учебе, так и во внеурочное время. Задача педагога создать для учащихся условия, которые способствовали бы их эффективной деятельности.

- возможность видеть конечный результат.

На сегодняшний день существует проблема объективной оценки результатов педагогического труда. Поскольку мы пользуемся общепринятой пятибалльной системой, а она не дает такой возможности.

Для того, чтобы сделать подход к учащемуся более дифференцированным, мы расширяем иногда шкалу, добавляя плюсы и минусы, так как контроль и подведение итогов должны обеспечивать учащимся ситуацию успеха. От правильной оценки результатов учебного процесса зависит стимулирование учащихся к учебе. Своевременность контроля и оказания помощи учащимся – это основные факторы успешности обучения. Помощником могут стать элементы рейтинговой системы оценки знаний. Почему? Во-первых как правило учащиеся нетерпеливы и сразу после сдачи какой-то работы хотят знать ее результат, а на уроке на то чтобы проверить работы просто не хватает времени. А если дать задание уже с заведомо определенными баллами и указать их соответствие оценке по пятибалльной шкале, то учащийся уже оценивает самостоятельно, на что он хотел бы претендовать. Во-вторых это развивает их способность к объективной самооценке. Использование элементов рейтинговой системы контроля позволяет объективно и дифференцированно оценить уровень овладения учащимися программным материалом и рассматривать показатели в динамике. Применение элементов рейтинга позволяет учащимся заработать дополнительные баллы, выполняя творческие работы, например составить кроссворд, написать реферат, сделать доклад и т.д..

На видимый результат работает и применение тестовых заданий на уроках. Умение учащихся работать с тестовыми заданиями очень полезно, поскольку в дальнейшем им приходится сталкиваться с данным видом работ . Например, при сдаче экзаменов в автошколах, в дальнейшем обучении, многие все таки продолжают образование. Система ЕГЭ приобретает все большее распространение, а она является тестовой формой работы.

Большое внимание уделяю групповой работе. Почему? Потому что это один из видов работы, когда появляется возможность тех звездочек, которые есть в группах, привлечь к работе в качестве консультантов. Для них такой вид работы более интересен, потому что это уже не просто самостоятельное решение дополнительных заданий, а развитие способности объяснить другим. И второе это возможность введения элементов соревнования, что является стимулом к работе.

Если учитывать при подготовке к урокам значимость каждого из компонентов, то обучение будет направлено на развитие познавательной активности учащихся с целью формирования общеучебных умений и навыков на основе индивидуализации и дифференциации обучения. Что в обучении математике имеет особое значение и объясняется спецификой предмета. Причем дифференциация в данном случае осуществляется не за счет того, что одним учащимся дают больше, а другим меньше, а в силу того, что предлагая учащимся один и тот же объем материала, предъявляются различные требования к его усвоению. А это очень четко прослеживается при использовании карточек различного уровня сложности и вариативности письменных и контрольных работ на разные уровни сложности.