Задачи урока:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки работы в ЭТ.
- Углублять и систематизировать знания работы с Мастером диаграмм.
Развивающие:
- Способствовать развитию мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
- Способствовать развитию представлений учащихся о прикладном значении программ MS-Office.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: Урок совершенствование знаний, умений и навыков на основе полученных знаний в курсе “Алгебра и начала анализа”.
Материально техническое оснащение:
- Компьютеры с операционной системой Windows XP.
- Программное обеспечение Microsoft Office Excel XP (2003,2007).
- Мультимедийный проектор. Экран.
- Листы с вопросами по домашнему заданию – 14 шт.
- Магнитная доска, маркеры, магниты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Тема сегодняшнего урока: “Вычисление площади криволинейной трапеции методами приближенного вычисления в среде MS Excel”.
На предыдущих уроках мы изучили функции ЭТ, составляли таблицы, строили диаграммы. Сегодня на уроке, используя возможности ЭТ, мы рассмотрим три метода приближенного вычисления площади криволинейной трапеции:
- метод прямоугольников с недостатком;
- метод прямоугольников с избытком;
- метод трапеций.
Наша цель не дублирование и не повторение пройденной темы по алгебре, а углубление понятий, связанных с интегральным исчислением.
Вспомним немного истории: интегральное исчисление было предложено в XVII в. И.Ньютоном и Г. Лейбницем. Интегрирование – нахождение интеграла, через который выражаются площади плоских фигур, длины кривых, объемы и поверхности тел и т.д.
Сам знак возник из первой буквы S латинского слова Summa. Но ведь при Евдоксе и Архимеде (400 г до н.э.) не было интегралов. Как же находили площади нестандартных фигур?
Представим себе, что мы рыболовы … Как найти площадь пойманной рыбы?
Демонстрируются рисунки через проектор на экран.
Рисунок 1
Возможные ответы учащихся …
Учитель: Я предлагаю вам следующее. Разделим рыбу на несколько равных частей.
Рисунок 2
Введем систему координат
Рисунок 3
Посмотрим на закрашенную фигуру. Что она нам напоминает?
- Отдаленно криволинейную трапецию.
Вопрос классу: Давайте вспомним: Что называют криволинейной трапецией?
Криволинейной трапецией называется фигура, ограниченная отрезком [a; b], графиком непрерывной функции не изменяющая своего знака на заданном отрезке и прямыми х=а и x=b.
(На доске через проектор)
Вычислим площадь криволинейной трапеции приближенными способами.
1. Метод прямоугольников.
2. Метод трапеций.
Рисунок 6
S1трап = (F(x0) + F(x1)) / 2 * dx
S2трап = (F(x1) + F(x2)) / 2 * dx
…
Si трап = (F(xn-1) + F(xn)) / 2 * dx
Реализуем все методы через электронную таблицу.
Что нам необходимо знать?
- Функцию.
- Пределы интегрирования.
- Шаг интегрирования (разбиения).
Рассмотрим на примере:
1. Функция Y= , ограниченная прямыми y = 0, x = 1, x = 2.
2. Пределы интегрирования [1,2].
3. Шаг интегрирования dx = 0.1.
Ресурсы ЭТ
- Заголовочная часть.
- Начальное и конечное значения аргумента (пределы интегрирования).
- Шаг разбиения.
Заполним ЭТ в соответствии с тремя рассмотренными способами, при этом учтем следующее:
- Вспомним, что обозначает “??????” при работе с формулами или с числами? (Не хватает места для записи чисел или формул, следовательно необходимо увеличить ширину колонки)
- Можно ли заносить в одну ячейку числовую и текстовую информацию? (Нельзя)
- Какую команду следует использовать для облегчения многократного ввода и идентичного вычисления данных? (Копирование)
Вычисление площади криволинейной трапеции
(Учитель показывает начало заполнения таблицы, далее вызывает контрольный пример и проводит объяснение с демонстрацией через проектор)
Замечание
1. Особенности вычисления площади криволинейной трапеции методом прямоугольников с недостатком и с избытком.
Функция возрастающая Функция убывающая.
При убывающей функции – формулы для вычисления соответствующих площадей криволинейных трапеций методом прямоугольников с недостатком и с избытком взаимо поменяются.
2. Поменяем шаг интегрирования с dx = 0,1 на dx = 0,5 следовательно изменится количество значений аргумента и соответствующих им значений функций, поэтому применяя команду копирования необходимо взять заведомо большее количество значений аргумента.
3. Рассмотрим графическое представление данной функции при различных dx.
Задание:
- Найти площадь криволинейной трапеции, заданной функцией Y= всеми тремя способами. Сначала с шагом интегрирования dx = 0,1, а затем с шагом dx = 0,5.
- Сравнить результаты вычислений, полученных при вычислении через электронную таблицу с найденным значением интеграл данной функции
= 0,5 кв. ед
Сравнив все полученные результаты, какой вывод можно сделать?
- От чего зависит точность вычисления площади криволинейной трапеции?
- Какой из способов дает более точное значение? Как вы думаете, почему?
Итак, подведем итог:
- Точность вычисления площади криволинейной трапеции зависит от шага разбиения.
- От вида функции: монотонно-возрастающая или монотонно-убывающая.
- От метода, применяемого к функции.