“Андрей Рублев явил в красках
молитву,
выразившую печаль и надежду Святого Сергия о
России.”
Е. Трубецкой
Учитель. Приходилось ли вам видеть поле, покрытое цветущими васильками? Нежная голубизна василькового поля сливается с прозрачной теплой синью летнего неба. И если летний среднерусский пейзаж неотделим от голубых, синих и зеленых тонов, то осенняя пора полна золота.
Сияние синевы и золота вызывает в памяти имя великого русского иконописца Андрея Рублева и его главное произведение – икону “Троица”.
Тема нашего урока “Символ веры, надежды и любви” или “Троица” Андрея Рублева.
(Запись темы)
Запишите ассоциации, которые возникли у вас при слове “Троица”.
(Запись ассоциаций и дальнейшее озвучивание)
Учитель. На сегодняшнем уроке мы постараемся понять, почему же “Троица” стала для русских людей символом веры, надежды и любви. Почему для нас, живущих в XXI веке, это произведение искусства Древней Руси несет особый смысл единения? Чем нас с вами завораживает это творение Андрея Рублева?
Ученик 1. Историческая обстановка XIV века была такова. 150 лет татары разоряли русскую землю. Люди беспомощно опускали руки, на ища никакого выхода. А князья вступали в ссоры друг с другом, холопствовали перед татарами.
Ученик 2. Монах Сергий Радонежский с болью в сердце смотрел на рознь среди соотечественников и не имел лучшего средства для преодоления разобщения кроме молитвы и слов убеждения. В христианском вероучении Сергий нашел вернейший для православного человека довод против обособления одного от прочих: Бог троичен в лицах, но един. И эта троичность не мешает ему пребывать в единстве. Так почему же нескольким русским княжествам не быть воедино? Почему православному люду, не сливаясь, не быть сообща, как единое целое? Можно быть сообща по образу Святой Троицы! В это свято верил и этому учил Сергий Радонежский. На этом стоит идея соборности – национального и религиозного единства русских людей.
Ученик 3. Языком живописи Андрей Рублев выразил то внутреннее соборное объединение, которое, по мысли Сергия Радонежского, должно побеждать разделение и вражду мира и человека.
Учитель. Кем же был Андрей Рублев? Где и когда он родился? Чем занимался?
Прочитайте приложение № 1 и ответьте на предложенные вопросы.
Прочитайте фрагмент Второй Софийской летописи в приложении №2 и ответьте на вопросы.
Одной из святынь Троицкого собора и явилась “Троица” Андрея Рублева.
Ученик 4. Иконописец обратился к известной ветхозаветной истории, где повествуется о том, как к старцу Аврааму, сидящему перед своим шатром Мамврийского дуба, явились трое прекрасных юношей. Авраам и жена его Сара, втайне догадываясь, что перед ними в трех лицах воплотилась божественная Троица, оказали им гостеприимство: закололи тельца, испекли свежий хлеб и угощали странников под сенью дуба. За трапезой во время беседы Аврааму было предсказано, что у них с Сарой родится сын Исаак.
Учитель. До Рублева иконописцы изображали эту сцену, подчеркивая радушие Авраама: он суетливо накрывает стол, подносит угощение. Такой тип изображения назывался “Гостеприимство Авраама”.
Андрей Рублев отказался от такого прочтения сюжета. Он убрал с поля иконы все, что затмевало главное – явление Святой Троицы, только ее должен был видеть зритель, только о ней размышлять.
Давайте рассмотрим репродукцию этого произведения.
(Приложение № 3)
Три собеседника являются в самый трагический момент. Между ними принято решение о том, что Бог-Сын должен низойти на землю и принять смерть. На эту жертву Бог идет из любви к людям.
- Какова же, по-вашему, тема этого произведения?
(Тема жертвенной любви)
(Запись в тетрадях)
Прочитайте высказывание Павла Флоренского в приложении №5 и ответьте на вопрос: что, по мнению П.Флоренского, является творческим содержанием иконы?
(Осуждение раздробленности русского государства, стремление к вечной любви, согласию в противовес вражде и насилию)
(Запись в тетрадях)
Давайте сформулируем идею этого произведения. Видя перед собой “Троицу”, человек задавал себе вопрос: кто есть кто на иконе?.. И не находил в изображении легкого ответа. Ангелы подобны друг другу, между ними нет явного различия в возрасте, нет явных признаков старшинства, в их образах царит гармония абсолютного родства.
Плодом постижения великой гармонии трех лиц должна была стать уверенность, что люди могут тоже быть едиными.
- Какова же идея этого произведения?
(Идея согласия и гармонии между людьми)
(Запись в тетрадях)
Идея произведения выражена с помощью композиции.
(Наблюдение)
Андрей Рублев объединил ангелов в одном общем плавном движении по линии круга. Проходя по верхней части нимба среднего ангела, обрезая частично внизу подножья, круг этот включает в себя все три фигуры. Наклон голов ангелов тоже подчинен плавному движению круга, что указывает на согласие и гармонию.
(Запись в тетрадях)
Давайте рассмотрим ангелов. Хотя они кажутся одинаковыми, иконописец каждому дает свою характеристику.
Ангел слева сидит напряженно. Лик его строгий, черты лица резко очерчены, брови нахмурены, рука благославляюще замерла.
Средний ангел склоняет голову, его опущенная рука означает его покорность. Только в чуть дрогнувших устах указывается скорбь.
Правый ангел, самый одухотворенный, служит свидетелем диалога двух первых, склоненная голова означает его согласие с общим решением.
Чтобы понять, кто их ангелов кем является, мы должны обратить внимание на символы, расположенные в верхней части иконы.
- Дом – символ Бога.
- Дерево – символ Креста.
- Горка – символ духовного возвышения.
Итак, ангелы расположены в порядке Символа Веры: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
- Какие символы вы еще можете назвать?
(Стол, голова тельца в чаше, босые ноги, посох)
Символичны в “Троице” не только предметы, но и краски. “Не давая прямого подобия русской природы, Рублев извлек мед ее благоуханной светлой красоты и отразил в “Троице” все покоряющее обаяние ее родной задушевности и тишины”, - пишет исследователь творчества Рублева Н.А.Демина.
Синий цвет играет в иконописи очень важную роль. Символом чего он является?
(Это символ неба)
Мы видим синий плащ среднего ангела, который контрастирует с ярким темно-вишневым пятном, которое означает символ власти. По правую руку от среднего ангела, рядом с его пурпурным рукавом, находится ангел в розовом плаще, закрывающим голубой хитон. Наоборот, рядом с голубым плащом среднего ангела по левую руку от него сидит ангел в зеленом плаще и в более открытом синем хитоне. Соподчиненность цвета одежд придает устойчивый характер композиции цвета, подчеркивая впечатление дружеской близости ангелов.
Теплые тона, золотистый цвет крыльев ангелов, золото фона уравновешивает всю композицию.
Символика предметов, цвета играет важную роль. Но она не замечается зрителем. В этом исключительная художественная мудрость “Троицы”.
“На первый план выступает иная, человеческая правда: светлая грусть ангелов, навеянная сочувствием к страдающему человечеству, их безмолвная беседа – раздумье о грядущих судьбах мира”, - писал В.Алпатов.
Икона Рублева настолько одухотворена, что надолго стала образцом для иконописцев, и церковь признала ее каноном.
Подведем итоги.
Послушайте высказывание Д.С.Лихачева и ответьте на вопрос: что делает творчество Андрея Рублева глубоко национальным?
В тетрадях запишите свои ассоциации, связанные со словом “Троица” в тетрадь.
(Запись в тетрадь и озвучивание)
- Почему “Троицу” называют символом веры, надежды и любви?
Ответы учащихся.
- вера в согласие и гармонию;
- надежда на единение русских людей;
- вечная любовь между людьми.
Учитель. Дома вы должны написать сочинение-миниатюру на тему: “Троица” Андрея Рублева – символ Веры, Надежды и Любви”.