Особенности программы по окружающему миру УМК "Гармония" (под редакцией авторов: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин)

Разделы: Начальная школа


Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
В.С. Сухомлинский

Курс “Окружающий мир” является интегративным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям “Естествознание” и “Обществознание”.

Слайд 1. Презентация

Слайд 2. Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

  • продолжение разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания - для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

При организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе учителю необходимо учитывать важные возрастные особенности восприятия, мышления и творческой деятельности детей младшего школьного возраста, на которые указывают педагогика и психология. В чем секрет успешного обучения?

Секрет успеха в школе, по словам В.А. Сухомлинского, состоит в том, что отброшена “принудительная педагогика”. Главное – вселить в ребенка уверенность в свои силы, увидеть в нем творческую личность, способную творить прекрасное, способную понять прекрасное.

Радость умственного труда – едва ли не самая большая радость для человека. В освоении азов наук, в своей творческой деятельности на уроках ребенок может и должен познать эту радость. Решилась задача - ура! Получился осенний букет – ура! Познание должно нести радость! Развивая пытливость ума, жажду творчества, любознательность, страсть к чтению, эта программа помогает ребенку радостно и успешно учиться. Совсем не обязательно делать каждый урок занимательным, развлекать детей, и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса не только в занимательности, а еще и в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного. Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье!

Умственный труд невозможен без труда души. Чувство – сотрудник ума! “Мысль без чувства – не просто плохая мысль, холодная мысль. Ее просто нет” (Л.С. Выготский). Воспитание чувств – главная задача школы, считал В. А. Сухомлинский. Следовательно, для успешного обучения необходимо, чтобы умственные усилия ребенка сопровождались напряжениями души. Чтобы, познавая, например, законы природы, ребенок ощущал, что природа не только прекрасна, что она живая и ранимая.

Успешное обучение невозможно без поддержания у ученика познавательного интереса. Как это обеспечить? Как развивать у ребенка жажду знаний.

Главное в обучении состоит в том, чтобы научить детей задавать вопросы. А вопросы ребенка – это и есть пытливость ума, свидетельство его познавательного интереса. Подсчитано, что “ почемучки” способны задавать до 400 вопросов в день. Ну а мы? Поощряем или пресекаем их. Наша задача не потушить огонек в глазах и желание что-то спрашивать. Задача уроков учить детей думать. Надо пробуждать мысль ребенка: постоянно побуждать его что-то отгадывать, о чем-то догадываться, что-то придумывать. Только не думать за ученика. Пусть он пройдет путь открытия нового знания самостоятельно, хотя бы и с ошибками, сначала делая для себя очень простые открытия, потом посложнее. Здесь должен проявиться талант ученика- “умение увидеть то, что не увидели другие, услышать то, что не услышали другие, понять то, что не поняли другие” (С.В. Образцов). Источник таланта – спросить себя: “Почему” - и захотеть ответить на вопрос.

Таким образом, условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебного пособия по курсу “Окружающий мир” УМК “Гармония” (авторы: О.Т. Поглазова и другие.).

Очень важно, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя участником процесса познания. Включение каждого ученика в познавательный процесс достигается продумыванием дидактических средств и методических приёмов, созданием благоприятной обстановки продуктивного взаимодействия с учениками, сменой методов обучения и видов деятельности учащихся. Одному ученику для усвоения нового знания нужен зрительный образ изучаемого предмета, другому достаточно прослушать его словесное описание, третьему необходимо конкретное взаимодействие с предметом изучения или с его моделью. Одному достаточно представить схему, другого убедить в правильности посредством самостоятельного практического действия или экспериментирования. Некоторым ученикам удаётся понять новый материал только после многократного применения нового знания и т.д.

Первичное закрепление нового знания, его первое практическое применение имеют решающее значение: частичные выводы в процессе каждого этапа введения понятия, сравнение нового знания со старым, умение различать рядоположенные (сходные) понятия, моделирование предметов и явлений, обобщение в конце урока, систематизация знаний в виде схем, таблиц и другие методические приёмы очень важны на данном этапе обучения.

Слайд  3, 4. Понятие можно считать сформированным, если ученики могут включать новое понятие в уже имеющую систему знаний, применять его в конкретных ситуациях. Работа с понятиями должна вестись систематически: понятия часто повторяются, включаются в новое знание, сочетаются с другими понятиями или противопоставляются им. при этом используются средства развития познавательного интереса, способствующие непроизвольному запоминанию введённых понятий: ребусы, кроссворды, алгоритмы, аналогии, аллегории, загадки.

Слайд  5. В систему заданий в книгах и рабочих тетрадях включены систематические фенологические наблюдения. Ведётся дневник этих наблюдений в рабочей тетради. Каждый урок по окружающему миру начинается с занесения сведений о температуре воздуха, облачности, виде осадков и силе ветра. Желательно сделать классный календарь природы, в котором погодные изменения будут фиксироваться ежедневно. В конце четверти необходимо проводить анализ результатов наблюдений.

Слайд 6. В 4 классе изменились страницы дневника наблюдений. Продолжая фенологические наблюдения за погодой, учащиеся будут отмечать их в столбчатых диаграммах и графиках для каждого месяца, и сравнивать их с прошлогодними.

Слайды 7–10. Изучение природных явлений, процессов, а также свойств веществ требует освоения учащимися опытно-экспериментальной деятельности. Это очень важный момент в обучении младших школьников началам естествознания. Оборудование для проведения опытов продумано так, что не требует сложных приборов, материалов и химической посуды. Используются баллоны из-под напитков, пластиковые стаканчики, вертушки из бумаги или фольги, воздушные шарики, воздушный и водный термометры, морозильная камера холодильника, батарея отопления и другие доступные каждому предметы. Первые опыты необходимо сделать в классе, чтобы научить учеников ставить экспериментальную задачу перед началом опыта, продумывать необходимое оборудование и последовательность выполнения эксперимента, делать вывод по результатам проведённого опыта. Давая учащимся инструкцию по проведению некоторых опытов в домашних условиях, обязательно обратить внимание на те из них, которые надо выполнять только под наблюдением взрослых (они помечены красным восклицательным знаком).

Слайды 11–14. Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и в домашних условиях. В данном учебном пособии содержатся два вида карточек. Односторонние карточки вырезаются и наклеиваются в тетрадь при выполнении соответствующих заданий. Двусторонние карточки следует разрезать все сразу и поместить в отдельный конверт, подписанный фамилией ученика. Конверты хранятся в кабинете и выдаются учащимся для самостоятельной индивидуальной работы или работы в парах.

Слайд 15. Напомним, как развивается экологическое мышление в течение четырёх лет обучения. В 1–2 классах учащиеся познают многообразие предметов и явлений окружающего мира, учатся воспринимать красоту, понимать важность её сохранения, осознавать себя частью природы. При этом отношение к окружающему миру формируется по следующим позициям: любуюсь, восхищаюсь, радуюсь, люблю, буду беречь

Слайд 16. В 3 классе учащиеся учатся наблюдать изменения в окружающем мире, в жизни человека, выявлять причины и следствия этих изменений, находить связи между живой и неживой природой, между прошлым и настоящим. При этом развиваются умения наблюдать, экспериментировать, осознавать периодичность изменений в неживой природе, умения находить в настоящем следы прошлого. Отношение к окружающему миру формируется в направлениях: удивляюсь, хочу проникнуть в тайны, огорчаюсь, могу помочь, горжусь героическим и культурным наследием своих предков.

Слайд 17. В 4 классе отслеживаются взаимосвязи живых организмов в природных сообществах и природных зонах. Прогнозируются негативные последствия деятельности человека и проектируются взаимодействия с природой, которые не будут нарушать природного равновесия. Учащиеся размышляют о том, как всё мудро устроено в природе. Задаются вопросом: как соотнести достижения технического прогресса, потребности человека и возможности природы выдерживать антропогенную нагрузку? Как жить в гармонии с природой, чтобы сохранить жизнь на планете Земля?

В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла.

В 3-м классе формируются умения наблюдать изменения в окружающем мире и выявлять их причины, исследовать процессы и свойства веществ через опытно-экспериментальную деятельность, осваивается умение моделировать предметы и явления, пользоваться условным языком. Ученики приобщаются к систематическим фенологическим явлениям. Развивается рационально-логическое мышление.

В 4-м классе развиваются умения сопоставлять слово и образ предмета или явления, умения видеть единство в многообразии, целенаправленно выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, связи между живыми организмами, проектировать деятельность человека в зависимости от условий окружающей среды и прогнозировать возможные негативные последствия этой деятельности. Формируются пространственно-временные представления об окружающем мире, умение видеть за условными знаками реальные объекты и пространства, умение пользоваться планами и картами, развиваются умения отображать, обобщать и систематизировать знания в схемах и таблицах.

Одной из важнейших учебных задач четвёртого года обучения с целью успешного перехода в основную школу является освоение приёмов работы с учебными текстами. Задача учителя - научить каждого ученика осознанно работать с текстовой информацией.

На первых уроках следует поговорить с учениками об этой очень важной для дальнейшей учёбе задаче - научиться правильно, рационально читать тексты в учебнике и выделять из них новые знания. Надо заинтересовать учеников перспективой повышения успеваемости, облегчения запоминания учебного материала, меньшего утомления при подготовке к урокам, что даётся приобретением умения правильно читать учебные тексты.

Слайд 18. Этапы рационального чтения учебного текста.

  1. Чтение заголовка текста и осознание цели дальнейшего чтения (осознание вопросов, на которые надо найти ответы в тексте).
  2. Последовательное чтение каждого абзаца текста и выделение необходимой информации (поиск ответов на поставленные вопросы).
  3. Повторное чтение выделенных на втором этапе самых важных участков текста с проговариванием (в уме) ответа на поставленные вопросы, подведение итога чтения.
  4. Трансформация текстовой информации в другие виды: схемы, таблицы, алгоритмы, рисунки, загадки и др.

Порядок работы с учебным текстом можно показать на плакате, чтобы регулярно использовать правила работы с текстами на уроках и дать ученикам зрительно запомнить “алгоритм чтения учебных текстов”. Вот как можно объяснить эти правила ученикам:

  1. Начиная чтение, внимательно прочти заголовок и запомни, на какие вопросы надо найти ответы в тексте. Это главная цель чтения текста.
  2. Читай текст, помня учебную задачу: найти ответы на поставленные вопросы.
  3. Прочтя очередной абзац текста, поразмышляй:
  4. О чём этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? Подчеркни их волнистой чертой.
    Какие новые понятия встретились в отрывке текста? Подчеркни их прямой чертой.
    Что тебе осталось непонятным в тексте? Отметь эти места на полях вопросительным знаком.
    Что в прочитанном отрывке кажется тебе наиболее интересным? Отметь эти места текста на полях восклицательным знаком.
  5. Закончив чтение и разметку всего текста, просмотри его ещё раз с самого начала. Прочитай ещё раз внимательно подчёркнутые тобой ключевые слова и новые понятия. Попробуй проговорить про себя ответы на вопросы, поставленные заголовком текста.
  6. Подумай, что в тексте осталось тебе непонятным, и отметь на полях, о чём следует задать вопросы учителю или взрослым дома.

Стоит отметить и те места в тексте, которые показались тебе настолько интересными, что хотелось бы узнать о прочитанном больше.

Слайд 19–22. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно- коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс. Например, в окружающем мире 4 класс авторы: О.Т. Поглазова и В.Д. Шилина использованы фотографии Амурской области: река Амур. На границе с Китаем, Скелет динозавра, найденного в Амурской области, плотина Зейской гидроэлектростанции, растения Амурской области.

Слайд 23. Готовясь к каждому уроку, мы должны учитывать уровень подготовки как слабых, так и сильных учеников, чтобы учебная деятельность каждого носила продуктивный и творческий характер. Педагогическое сотрудничество учеников и учителя на уроке создает условие для движения учащихся от репродуктивного уровня к продуктивному и творческому.